Аутизм: определение и диагностика

Июнь 17th 2016 -

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АУТИЗМА

Когда аутизм был впервые идентифицирован в 1943 году, он считался «редким нарушением» (Kanner, 1943).

В 1966 году Лотгер опубликовал первый официальный отчет о результатах эпидемиологического исследования детей с синдромом Каннера, проведенного в бывшем графстве Мидлсекс, которое показало распространенность этого нарушения между 3,0 и 43 на 10 000.

С этого времени были проведено довольно много исследований распространенности аутизма, данные которых варьировались от 3,3 до 16,0 на 10 000 рождений.

С 1971 по 1973 годы Л; Винг и Дж. Гоулд исследовали распространенность аутизма в Кэмбервелле и получили следующие данные: 22 ребенка аутистического спектра на 10 000.

В 1993 гону Эхлерс и Гилберг опубликовали результаты своего исследования распространенности аутизма в Готтенбурге: 36 на 10000.

В 1979 году Винг и Грулд определили распространенность аутизма среди детей с коэффициентом умственного развития менее 70 как 20 на 10000. Эхлерс и Гилберт изучали распространенность аутизма среди учащихся общеобразовательных школ с коэффициентом умственного развития 70 и выше (36 на 10.000). Кроме того, они же выявили еще детей с нарушениями социального взаимодействия, которые, однако, не проявляли полной симптоматики синдрома Аспергера: 35 на 10000. На основании результатов этих трех исследований Дж. Гоулд в интервью газете «Дэйли Мэйл» (16 августа 1998 г.) привела обобщенные данные распространенности аутизма: 91 на 10 000 (которые представляют собой сумму показателей трех вышеназванных исследований: 20 + 36 + 35 на 10000=91 на 10000), т.е. 9,1 на 1 000.

Распространенность аутизма среди мальчиков гораздо выше, чем среди девочек -4:1.

Эти данные вызывают вопросы, на которые трудно ответить: Действительно ли увеличивается распространенность аутизма, или же это отражение того, что все больше специалистов могут диагностировать аутизм? Если наблюдается действительное, увеличение случаев аутизма, то чем это вызвано?

Существует несколько причин, которые могут служить объяснением этого явления:
1) в настоящее время мы знаем об аутизме значительно больше, чем раньше;
2) определение нарушений аутистического спектра в настоящее время значительно шире, чем определение «раннего детского аутизма», описанного Каннером;
3) в настоящее время мы обладаем разработанными диагностическими системами, которые значительно облегчают диагностику;
4) в настоящее время увеличивается количество врачей, которые могут диагностировать аутизм.

Д-р Бернард Римланд считает, что распространенность аутизма действительно растет, и выдвигает несколько гипотез, объясняющих это увеличение:

    1. Увеличение применения антибиотиков для лечения инфекционных заболеваний ушей и других подобных болезней; отиты довольно часты у маленьких детей, и традиционное учение — применение антибиотиков. Недавние исследования показали, что антибиотики при лечении ушных инфекционных заболеваний малоэффективны; более того, побочный эффект — дисбактериоз, и, как следствие, размножение Candida albicans, которце выделяют нейротоксины. Если ребенок какое-то время развивался нормально, а потом, после применения антибиотиков, медленно начал проявлять аутизм, нужно рассмотреть возможность того, что антибиотики вызвали пролиферацию Candida albicans.
    2. Прививки. Наблюдается увеличение случаев, которые доказывают, что ребенок проявляет аутизм после получения обязательной вакцинации, особенно после АКДС, хотя и другие прививки нельзя исключить из факторов риска.
    3. Загрязнение окружающей среды (Rimland, 1995 б).

В Украине подобных исследований распространенности аутизма не проводилось. Общество содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом, «От отчаяния к надежде» планирует провести исследование распространенности аутизма в Донецкой области, в Украине. Предварительные данные свидетельствуют о том, что, в силу объективных причин (высокий уровень загрязнения окружающей среды, низкое качество питания, низкий уровень жизни и т.д.), эти показатели могут оказаться выше, чем приведенные в мировой статистике.

АУТИЗМ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Аутизм Каннера -описание клинической картины путем перечисления минимального количества характеристик, необходимых для постановки диагноза; основная характеристика
— отрешенность от социальных контактов
Синдром Аспергера — основная характеристика
— специфические социальные проблемы.
Аутизм — как поведенческий синдром и/или нарушение развития;
— класс нарушений.
Определение Делакато — сенсорная дисфункция (гипер- , гипо, «белый шум»), вызванная повреждением мозга.
М КБ-10 (1992),
ДСС-1У(199)
— аутизм определяется через описание поведенческих характеристик.
Определение Винг (1993) — Триада нарушений; нарушения аутистического спектра.
Вильяме (1996) — различные типы аутизма; выделение трех типов проблем (проблемы контроля, толерантности, связи), проявляющихся в бщепризнанных характеристиках аутизма (нарушения социального взаимодействия, коммуникации, странное поведение).
Первичные характеристики Вторичные характеристики
Триада нарушений (Винг)МКБ-10
  1. Нарушения социального взаимодействия.
  2. Нарушения социальной коммуникации.
  3. Нарушения воображения.
    + (как следствие этих нарушений) жесткая модель поведения; повторяющиеся, стереотипные движения и действия.
Нарушения языкового развития.
Аномалии при использовании зрения и отсутствие контакта «глаза в глаза».
Проблемы имитации и нарушения моторики.
Необычная реакция на сенсорные стимулы
Аномалии в развитии физических функций.
Особые умения в определенных областях.
Делакато Аномальные реакции на сенсорные стимулы Проблемы поведения.
Все остальные симптомы вызваны повреждением мозга, которое приводит к тому, что люди с аутизмом воспринимают мир иначе, чем «неаутисты»

КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С АУТИЗМОМ

Хермелин, О'Коннер (1970) — Специфическая когнитивная недостаточность.
Барон-Коэн, Лесли, Фрит (1985) — Специфическая когнитивная недостаточность.
Озонофф (1995) — Дефицитарность в организующем взаимодействии
Фрит — Дефицитарность в организующем взаимодействии

СЕНСОРНАЯ ДИСФУНКЦИЯ ЛЮДЕЙ С АУТИЗМОМ

Ребенок с аутизмом — сенсорная дисфункция + приспособление к ней + компенсаторные стратегии + сильные и слабые стороны ребенка + личность ребенка + влияние окружающей обстановки

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ АНОМАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

    1. По количеству сенсорных каналов, работающих одновременно («много-канальный» и «моно»-прием).
    2. По каналу или каналам, которые дефицитарны (зрение, слух, обоняние, вкус, тактильность).
    3. По интенсивности восприятия органами чувств (гипер- , гипо- , «белый шум», фрагментарность).
    4. По постоянству восприятия («в», «вне», «вход в/выход из»).
    5. Приспособления и компенсации (вольные и невольные).

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АУТИЗМА

5-91 на 10 000 (синдром Каннера: 5 на 10 000; нарушения аутистического спектра: 91 на 10 000).

Глава 1 /  Глава 3

Метки:

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.