Канон на Успеніе Пресвятыя Богородицы преподобного Космы, епископа Маіумского

Октябрь 25th 2011 -

Въ праздникъ Успенія Пресвятой Богородицы опять соединяютъ свои хвалебные гласы оба знаменитые Церковные Пѣснописцы — св. Козьма Маіумскій и св. Іоаннъ Дамаскинъ, для прославленія блаженной кончины Богоматери.

Смерть сама по себѣ есть скорбное событіе; но кончина Той, которой вся жизнь была непрерывнымъ рядомъ чудесь, отъ самаго Ея зачатія, также необыкновенна и непохожа на кончину другихъ смертныхъ; смерть Матери Божіей поистинѣ была блаженнымъ Успеніемъ и Преставленіемъ отъ земли на небо, и сопровождалась, какъ гласитъ преданіе, многими чудесами, безпримѣрными и свойственными одной только Матери Бога-Слова. Посему св. Козьма, приступая къ прославленію кончины Пресвятой Богородицы, торжественно взываетъ ко всѣмъ вѣрующимъ: πανηγυριζέτωσαν οἱ ϑεόϕρονες (да торжествуютъ богомудрые!), и съ чувствомъ искренней духовной радости изображаетъ преславныя обстоятельства сего событія. Изъ краснорѣчивыхъ устъ его слышатся и умилительныя слова Богоматери, взывавшей къ возлюбленному Сыну Своему о скорѣйшемъ и блаженнѣйшемъ преселеніи ея въ обители небесныя, и любвеобильныя вѣщанія самого Господа Іисуса Христа, нисшедшаго съ Ангелами и Святыми взять пречистую душу Родившей Его по плоти и собственными руками отнести къ Отцу Своему, и надгробныя пѣсни св. Апостоловъ, нарочито и чудесно собранныхъ въ Сіонъ съ концевъ вселенной — почтить достойнымъ погребеніемъ пречистое тѣло, которое впрочемъ и по смерти осталось нетлѣннымъ и вскорѣ потомъ таинственнымъ и неизъяснимымъ образомъ также преставлено было на небо. Св. Дамаскинъ, радостно подтверждая въ своемъ канонѣ священныя преданія о чудесахъ Успенія, прибавляетъ, что при самомъ погребеніи Богородицы находился вмѣстѣ съ Апостолами Боговдохновенный мужъ и пѣснотворецъ (св. Іероѳей, Епископъ Аѳинскій), и съ восторгомъ превозносилъ святѣйшую Матерь Ѵпостасной Жизни, Которая и по преставленіи отъ земли на небо не престаетъ молитвами своими избавлять отъ смерти души наши.

Древнейший Канон Успению Пресвятой Богородицы

Оба канона писаны прозою; но первый изъ нихъ — св. Козьмы — расположенъ приспособительно къ вышеозначенному изреченію: πανηγυριζέτωσαν οἱ ϑεόϕρονες, составляющему шестистопный ямбическій стихъ и служащему для канона акростихомъ. Какъ въ немъ заключается всего 26 буквъ, такъ и всѣхъ тропарей съ ирмосами въ канонѣ — 26. Вторый же канонъ писанъ безъ акростиха и содержитъ въ себѣ 28 пѣснопѣній, т. е. 8 ирмосовъ и 20 тропарей.

По напѣву своему первый изъ сихъ каноновъ принадлежитъ къ 1-му, а послѣдній къ 4-му, — гласамъ, располагающимъ душу къ торжественной радости и высокому духовному восторгу.

Канонъ на Успеніе Пресвятыя Богородицы

Пѣснь 1-я.

Ирмосъ. Изукрашенная божественною славою священная и благознаменитая память твоя, Дѣва, всѣхъ вѣрныхъ собрала къ веселію, чтобы при начатіи Маріамны съ ликами и тимпанами воспѣвать твоему Единородному: ибо онъ торжественно прославился.

Ликъ безплотныхъ небожителей окружалъ въ Сіонѣ божественное тѣло твое; и внезапно сонмъ Апостоловъ, стекшись отъ предѣловъ (вселенной), тогда же предсталъ тебѣ, Богородица: съ ними и мы, Пречистая Дѣва, прославляемъ честную память твою (Псал. 111, 6).

Почести побѣды надъ природою стяжала ты, Чистая, родивши Бога; но подражая Творцу своему и Сыну, ты подчиняешься законамъ природы сверхъестественно; ибо и умерши востаешь какъ и Сынъ твой, чтобы жить вѣчно (Дѣян. 2, 27).

Пѣснь 3-я.

Ирмосъ. Всезиждущая и всесохраняющая Божія премудрость и сила, Христе, утверди Церковь непоколебимо и неподвижно: ибо Ты единъ святъ, во святыхъ почивающій (Ис. 57, 15).

Славные Апостолы, видя въ тебѣ, Всенепорочная, жену смертную, но сверхъестественно (содѣлавшуюся) и Матерію Божіею, касались (тебя) трепетными руками, и взирали (на тебя), сіяюшую славою, какъ на вмѣстившую Бога скинію (Іез. 43, 2).

Злодѣйственныя руки дерзкаго внезапно поразило отсѣченіемъ правосудіе Бога, оградившаго божественною славою честь одушевленнаго кивота, въ которомъ Слово содѣлалось плотію (2 Цар. 6, 7; Іоан. 1, 14).

Пѣснь 4-я.

Ирмосъ. Изреченія и гаданія пророковъ предъявили воплощеніе Твое отъ дѣвы, Христе: свѣтъ сіянія Твоего (говорили они) пріидетъ для просвѣщенія язычниковъ, и бездна съ веселіемъ воскликнетъ Тебѣ: слава силѣ Твоей, человѣколюбче (Ис. 7, 14; Авв. 3, 4. 10).

Взирайте, народы, и дивитесь: святая и преславная гора Божія вземлется выше небесныхъ обителей, земное небо вселяется на землѣ небесной и нетлѣнной (Ис. 2, 2; Мих. 4, 1).

Смерть твоя, Чистая, была переходомъ къ жизни вѣчной и лучшей; изъ кратковременной она преселила тебя, Пречистая, къ (жизни) истинно-божественной и безконечной, дабы въ радости созерцать тебѣ твоего Сына и Господа (Евр. 10, 34).

Небесныя врата возвысились, Ангелы воспѣли, и Христосъ принялъ дѣвственное сокровище своей Матери; Херувимы преклонились предъ тобою съ веселіемъ и Серафимы прославляютъ тебя съ радостію (Псал. 23, 7).

Пѣснь 5-я.

Ирмосъ. Божественную и неизреченную красоту совершенствъ Твоихъ, Христе, я исповѣдаю: ибо Ты, возсіявшій отъ вѣчной славы (какъ) совѣчное и ѵпостасное сіяніе, воплотившись отъ дѣвственнаго чрева, возсіялъ (какъ) солнце находившимся во тмѣ и тѣни (Ис. 9, 2; Евр. 1, 3).

Сонмъ Апостоловъ, подъятый какъ бы облакомъ, отъ концевъ (вселенной) собрался къ Сіону послужить тебѣ, Дѣва, легкому облаку, изъ котораго всевышній Богъ-Солнце правды — возсіялъ находившимся во тмѣ и тѣни (Ис. 19, 1; Мал. 4, 2).

Богопріятные языки мужей богословствующихъ звучнѣе трубъ возглашали, по внушенію Духа, надгробную пѣснь Богородицѣ: радуйся, нетлѣнный источникъ живоначальнаго и спасительнаго для всѣхъ воплощенія Божія (Лук. 1, 48-50).

Пѣснь 6-я.

Ирмосъ. Морскій огнь, чтó внутри кита живущаго въ пучинѣ, (былъ) нѣкоторымъ прообразованіемъ твоего тридневнаго погребенія, коего провозвѣстникомъ явился Іона; ибо онъ оставшись невредимымъ, какъ былъ прежде поглощенія, взывалъ: со гласомъ хваленія принесу жертву тебѣ, Господи.

Царь и Богъ всего показуетъ на тебѣ (дѣла) сверхъестественныя: ибо какъ въ рожденіи сохранилъ онъ (тебя) Дѣвою, такъ и во гробѣ тѣло (твое) соблюлъ нетлѣннымъ и прославилъ въ божественномъ преселеніи, воздавъ тебѣ честь, какъ сынъ матери (Іез. 44, 1-4).

Рождество твое вселило тебя, Дѣва, во Святомъ святыхъ, какъ истинно свѣтлый свѣтильникъ съ огнемъ невещественнымъ, златую кадильницу съ углемъ божественнымъ, стамну, жезлъ, скрижаль богописанную, ковчегъ святый и трапезу Слова жизни (Евр. 9, 2-4).

Пѣснь 7-я.

Ирмосъ. Божественная любовь, сопротивляясь безстыдной ярости и огню, огнь орошала, а ярости посмѣевалась, вопреки же музыкальнымъ орудіямъ на боговдохновенной словесной трехзвучной цѣвницѣ праведныхъ посреди пламени взывала: благословенъ Ты, отцевъ и нашъ Боже препрославленный.

Моисей во гнѣвѣ сокрушилъ богосозданныя скрижали, начертанныя Божественнымъ Духомъ: а Владыка его, сохранивъ матерь (свою) нетлѣнною, вселилъ ее нынѣ въ небесныхъ обителяхъ; ликуя съ нею будемъ и мы взывать Христу: благословенъ Ты, отцевъ и нашъ Боже препрославленный (Исх. 32, 19).

Кимвалами чистыхъ устъ, стройною свирѣлью сердца, благозвучною трубою возвышеннаго ума, въ благознаменитый нарочитый день преставленія чистой Дѣвы, будемъ взывать, ударяя благодѣющими руками: благословенъ Ты, отцевъ и нашъ Боже препрославленный (Псал. 150, 3-5; 50, 8).

Собрались богомудрые люди: ибо вмѣстилище славы Божіей изъ Сіона переселяется въ небесное жилище, гдѣ слышенъ чистый гласъ празднующихъ, гласъ неизреченнаго веселія, и въ радости взывающихъ Христу: благословенъ Ты, отцевъ и нашъ Боже препрославленный (Псал. 45, 5).

Пѣснь 8-я.

Ирмосъ. Пламень предъ отроками всемощный Ангелъ Божій явилъ орошающимъ праведныхъ и опаляющимъ нечестивыхъ, Богородицу же Онъ содѣлалъ живоначальнымъ источникомъ, источающимъ разрушеніе для смерти и жизнь для поющихъ: единаго Создателя будемъ воспѣвать, избавленные, и превозносить во всѣ вѣки.

Все множество богослововъ въ Сіонѣ слѣдовало за божественнымъ кивотомъ святыни, восклицая (такими) словами: куда отходишь ты нынѣ, вмѣстилище живаго Бога? He престань призирать на поющихъ съ вѣрою: единаго Создателя будемъ воспѣвать, избавленные, и превозносить во всѣ вѣки (Псал. 131, 8).

Всенепорочная, отходя какъ бы съ воздѣтыми руками, руками носившими Бога во плоти, съ дерзновеніемъ какъ матерь говорила рожденному (ею): Тѣхъ, коихъ Ты усвоилъ мнѣ, сохраняй во вѣки, восклицающихъ Тебѣ: единаго Создателя будемъ воспѣвать, избавленные, и превозносить во всѣ вѣки (Евр. 12, 22-24).

Пѣснь 9-я.

Ирмосъ. Побѣждены законы природы въ тебѣ, Дѣва чистая; въ рожденіи сохраняется дѣвство и со смертію сочетавается жизнь; (пребывая же) по рожденіи дѣвою и по смерти живою, спасай всегда, Богородица, наслѣдіе твое.

Изумлялись Ангельскія силы, видя самаго Господа въ Сіонѣ, пріемлющаго руками своими душу жены; ибо онъ пречисто родившей его вѣщалъ, какъ подобало сыну: иди, честнѣйшая, прославиться вмѣстѣ съ Сыномъ и Богомъ (Рим. 8, 17).

Сонмъ Апостоловъ, сопровождая вмѣстившее Бога тѣло твое, со страхомъ взиралъ (на него) и умилительнымъ гласомъ взывалъ: удаляясь въ небесные чертоги къ Сыну, спасай всегда, Богородица, наслѣдіе твое (Псал. 2, 8).

Молитвы:

Акафист Успению Пресвятой Богородицы

Молитва на Успение Пресвятой Богородицы

Канон на Успеніе Пресвятыя Богородицы преподобного Космы, епископа Маіумского

ПОХВАЛЫ, или священнное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя ́Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи

Акафист иконе Божией Матери «Киево-Печерская» (Успение)

Печатается по изданію: Богослужебные каноны на греческомъ,
славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга вторая.
СПб.: Въ Сѵнодальной Типографiи, 1855.

Метки: , ,

Комментарии закрыты.