Явление воскресшего Иисуса на Тивериадском море

Май 3rd 2014 -

Явление воскресшего Иисуса на Тивериадском море

Стергиос Саккос,
профессор богословия Фессалоникийского Университета

Неудачная рыбалка

Евангелист Иоанн описывает явление воскресшего Иисуса на Тивериадском море.

Это явление было задумано Господом до Страстей и должно было стать первым Его явлением. Поэтому Он назначил своим ученикам встречу в Галилее. Однако ученики, не поверив в Воскресение, отказались отправиться в Галилею даже после того, как им напомнил об этой встрече Ангел, а затем и сам Господь. Таким образом, Иисус был вынужден являться им в Иерусалиме, по крайней мере шесть раз, до тех пор пока все они, в том числе и Фома, не убедились в Его Воскресении. И после очередного Его явления одиннадцати ученикам и Фоме они, наконец, отправились в Галилею, и Иисус смог осуществить задуманное.

Вероятно, тогда ученики пребывали в недоумении. Иисус более не проповедует и не говорит с ними. Он невидим и еще не возложил на них никакой миссии. Планы Учителя им неизвестны, равно как и их будущее. Праздничные пасхальные дни позади, вновь наступили рабочие будни. Что делают ученики? Возвращаются к своим делам. Это проявилось в словах Петра: “Иду ловить рыбу” (Ин. 21:3). По сей видимости, в тот момент все ученики находились вместе в одном доме. И когда рыбаки решили вернуться к рыбной ловле, остальные принялись за свои занятия: известно, что не все из учеников были рыбаками. Таким образом, Петр с другими шестью учениками сели в лодку и отправились рыбачить. Всю ночь они провели в море в попытках что-нибудь поймать. Но труды их оказались тщетными. Ночь прошла неплодотворно. Рыбалка не удалась.

Незнакомец

“А когда настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус” (Ин. 21:4). Лодка находилась на небольшом расстоянии от берега, и ученики имели возможность издалека разглядеть Иисуса. Но Воскресший не позволил смертным узнать Его. То же самое произошло и с Марией Магдалиной, принявшей Иисуса за садовника, и двумя путниками в Эммаус, которые столько времени не могли узнать ни лица Его, ни голоса.

Иисус спрашивает учеников: “Дети! есть ли у вас какая пища?” (Ин. 21:5). Иисус знает, что ночная рыбалка учеников не принесла результата. Однако Он желает лично услышать от них отрицательный ответ, чтобы была видна вся тщетность их рыбалки, не принесшей ни одной рыбы. И, услышав отрицательный ответ на Свой вопрос, Он приказывает им закинуть сеть по правую сторону лодки. Иисус проявляет Свою Божественную власть, таким образом убеждая их, что это не смог бы сделать никакой другой человек. И они, несмотря на то, что время и место были неподходящими для рыбалки, послушались Его, отступая перед невидимой Божественной силой Его приказа. В результате эта необычная рыбалка принесла столько рыбы, что ученики едва смогли удержать тяжелую сеть.

Ученики, не разглядев в лице незнакомца своего Учителя, узнают Его после этого знамения. Они вспоминают удивительную рыбалку, когда они были призваны Им, и Иоанн говорит Петру: “Это Господь” (Ин. 21:7). А Петр, и сам понявший это, надевает накидку и бросается в море.

Поступок Петра характерен своей внезапностью и нетерпением. Хотя лодка находится недалеко от берега, он в одежде бросается в море, чтобы вплавь добраться до Иисуса, не дожидаясь лодки. Остальные ученики добираются до суши на лодке, таща руками сеть. Ступив на берег, они увидели горящие угли, на которых лежали рыба и хлеб. Это также является знамением: когда и как был разожжен огонь? Когда успели появиться угли? Когда и откуда взял рыбу Тот, Кто еще недавно спрашивал: “Дети! есть ли у вас какая пища?”.

Зрение веры

Здесь Господь повторяет некоторые прошлые Свои знамения, чтобы освежить память своих учеников, пробудить их веру, чтобы они, поверив, узнали Его. Это оказалось важным для учеников, в то время как предыдущие Его явления в Иерусалиме, вызвавшие их неверие, не имели для них ценности. Эти явления подтверждают сам факт Воскресения, свидетельствуя о том, что, несмотря на неверие, Воскресение имело место быть. Однако нынешнее явление Иисуса пробуждает веру учеников и укрепляет ее.

Затем Иисус говорит им: “Придите, обедайте” (Ин. 21:12). Он позволяет ученикам с помощью зрения, слуха и голоса сердца узнать Его благодаря знамениям. Он вновь говорит им то, что он, конечно, говорил множество раз в течение трех лет, когда Он был вместе с ними. Он словно дает им знать: “Это я, дети, каким я был с вами на протяжении стольких лет”. Таким образом, никто из учеников не осмеливается спросить, кто Он, поскольку все они уже понимают, что перед ними Господь.

В течение трапезы и после нее Господь не менял своего облика. Он продолжает открываться благодаря знамениям. Поэтому евангелист Иоанн в начале своего повествования замечает: “Явился же так” (Ин. 21:1). “Так” означает, что в этом явлении Господа действует вера, открывающая глаза учеников, чтобы они смогли увидеть Воскресшего и узнать Господа Иисуса Христа. Вера овладевает их умами и сердцами, так что они не задают ненужных вопросов. Вопросы излишни, когда вера показывает все так, как оно есть на самом деле, являя все то, что недоступно для телесных очей. Ученики почувствовали переход из мира тления в мир духа, нетленности, вечности, туда, где нет места смерти.

Начиная с апостольских времен и по сегодняшний день, Господь продолжает являть Себя только благодаря вере, а значит, открывается Он лишь верующим. С помощью веры мы видим, слышим и чувствуем Иисуса, прикасаемся и приобщаемся к Нему в Таинствах нашей Церкви. Конечно, в церковных Таинствах, в частности в Таинстве Святой Евхаристии, присутствует и видимое человеческому глазу. Однако для неверующих и это ничего не значит: они видят всего лишь обычного человека, незнакомца “на берегу” (Ин. 21:4). Для верующих же – “это Господь” (Ин. 21:7).

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Метки:

Комментарии закрыты.