google-site-verification: google21d08411ff346180.html О Духе Святом | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

О Духе Святом

Июнь 20th 2016 -

М. Врубель. Сошествие Святого Духа на апостолов. Кирилловская церковь. Киев

Евангелист Лука написал “Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него” (Лук.11:13). Дар Духа Святого является одним из главных Даров Господа Бога, потому что при помощи Духа Святого человек может получить все блага и все сокровища земные и небесные. Чтобы разобраться в словах Евангелиста Луки, нужно понять, Кто такой Святой Дух, и что Он Собой представляет?

В Библии выражение “Дух Святой” или “Дух Божий” используется для обозначения Третьей Ипостаси (лица) Троицы, Святой Единосущной Животворящей и Нераздельной.

Дух Святой есть истинный Бог. “Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? ... Ты солгал не человекам, а Богу” (Деян.5:3-4).

Святой Дух, как Бог, проницает всё. «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1Кор.2:10).

Святой Дух есть Животворящий Бог. “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан.3:5).

Святой Дух исходит от Бога-Отца. “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне” (Иоан.15:26).

Духа Святого, как Бога, люди одинаково прославляют и поклоняются Ему, как равному Богу–Отцу и Богу–Сыну. “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Матф.28:19).

Святой Дух единосущен Богу–Отцу и Богу–Сыну. “Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино” (1Иоан.5:7).

Святой Дух, или Дух Божий, был предвечен и существовал всегда. “Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою” (Быт.1:2).

Дух Божий входил в контакт с людьми. “И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими]” (Быт.6:3).

Из приведенных цитат видно, что Дух Святой является Богом и исходит от Бога–Отца. А также может исходить от Бога–Отца по ходатайству Бога–Сына и во имя Его. “И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины” (Иоан.14:16-17). “Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Иоан.14:26).

Святой Дух, Утешитель, Дух истины, безмерно сошел на Иисуса Христа. “Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Ьожии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и всё дал в руку Его” (Иоан.3:34-35). Святой Дух постоянно пребывает в Боге–Сыне и на Его чадах. “Если же кто Духа Христова не имеет, то и не Его” (Рим.8:9).

Святой Дух снизошел на Апостолов и последователей Иисуса Христа в день Пятидесятницы. “Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите” (Деян.2:33). Дух Святой также может снизойти на истинных христиан, изменившихся не только внешне, но и внутренне, и усовершенствовавших свою духовную природу через исполнение заповедей Божиих, через искреннюю молитву, соблюдение постов и таинств. “Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него” (Лука 11,13). “Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего” (Тит.3:4-6). “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?” (1Кор.3:16).

Также как Бог–Отец и Бог–Сын, Святой Дух имеет все Божественные свойства.

Например Всеведение. “Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Иоан.14:26). “Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия” (1Кор.2:10-11).

Вечность. “И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины” (Иоан.14:16-17).

Творение. “Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь” (Иов.33:4).

Совершение чудес. “Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие” (Матф.12:28).

Святой Дух глаголет (вещает, говорит) через пророков. “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2Пет.1:21). Дух Святой вещает и через Апостолов. “Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым” (1Пет.1:12).

Святой Дух по Своему существу и сути один, но различны Его Дары. “Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно” (1Кор.12:4-11).

Поэтому в Библии и говорится “о семи духах Божиих”, которые предстоят перед престолом Господа Бога. “Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его” (Откр.1:4). “И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих” (Откр.4:5). “И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю” (Откр.5:6). “Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей” (Зах.3:9). “Те семь,— это очи Господа, которые объемлют взором всю землю” (Зах.4:10).

Согласно богословским воззрениям главнейших и общих Даров Духа Святого семь. “И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис.11:2). В Библии говорится и о других Дарах Святого Духа: о духе пророчества, духе мудрости, духе силы, духе любви и духе целомудрия. “Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия” (2Тим.1:7). Говорится и о духе усыновления. “Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления” (Рим.8:15).

В книге Чисел говорится о том, как Бог Духом Святым наделяет верующих. “Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил” (Чис.11:17). “И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам” (Чис.11:25).

Святой Дух дается всем просящим Его у Господа Бога и заслужившим это своей праведной жизнью. “Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него” (Лук.11:13).

В Библии даются строгие предупреждения по поводу Святого Духа. “И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления” (Еф.4:30). “Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; ... если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем” (Матф.12:31-32).

В Библии выражение “запечатление духом” употребляется относительно верующих, которые получили дар Святого Духа. “Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши” (2Кор.1:22). “На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа” (2Кор.5:5). “В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом” (Еф.1:13).

В противоположность Святому Духу, исходящему от Бога, на людей действует и другой дух. Дух рабства. “Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления” (Рим.8:15). Дух усыпления. “Как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня” (Рим.11:8). Дух боязни и заблуждения. “Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия” (2Тим.1:7). “Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения” (1Иоан.4:6).

Указанные духи рабства, усыпления, боязни, заблуждения действуют по наущению главного злого духа – дьявола. По-гречески этот злой дух называется “диаболос” и обозначает “обвинитель, обольститель, клеветник”. Он “лжец и отец лжи” (Иоан.8:44), “обольщающий всю вселенную” (Откр.12:9). Этот злой дух является падшим ангелом, который в результате своей гордыни восстал и отпал от Бога. Однако Господь побеждает дьявола и всех его приспешников. “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Матф.25:41).

Для того чтобы различать духов, которые воздействуют на человека, нужно иметь дар различения духов, о чем и говорится в Библии. “Иному различение духов” (1Кор.12:10).

В Библии, наряду с даром (способностью) различения духов, дается совет, который может применить каждый человек для распознавания духов, связанный с испытанием духов. “Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире” (1Иоан.4:1-3).

Слово “исповедовать” обозначает не просто верить, но и исполнять заповеди Христовы, то есть делать добро. Библия советует человеку не служить духам зла. Потому что “делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю” (Пс.36:9). Потому что от зла, добра не бывает, так как “убьет грешника зло” (Пс.33:22).

По вопросу о том, Кто такой Дух Святой, что Он Собой представляет, написано большое количество богословской литературы в православии, католичестве, протестантизме. Одним из давних расхождений между католиками и православными является вопрос “об исхождении Святого Духа” (спор о так называемой филиокве). Католики заявляют, что Святой Дух исходит, цитирую “от Отца и Сына”. Православная церковь учит о том, что Святой Дух исходит только от Бога–Отца. “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне” (Иоан.15:26). Святой Дух выполняет волю только Бога–Отца, но может исходить от Бога–Отца и по ходатайству Сына, и во имя Его. “И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины” (Иоан.14:16-17). “Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Иоан.14:26).

В протестантизме встречаются в разных видах оба эти воззрения. Вышеприведенные цитаты из Библии подтверждают правоту православного учения об исхождении Духа Святого. Учение о Духе Святом является одной из главных доктрин у пятидесятников, ривайвелистов, в организации движения святости. Ривайвелисты считают, что для духовного развития человека мало одного водного крещения. Необходимо ещё и крещение Духом Святым, которое, по их мнению, должно сопровождаться различными чудесами и знамениями. Например, говорением на иных языках (голоссолария) или проявлением пророческого дара или дара к чудотворению или чудесными исцелениями. Пятидесятники считают, что они должны получить Дары Святого Духа и при помощи них служить Богу. Однако указанные протестанты, говоря о том, что они придерживаются строго во всем Библии, забывают о том, что, согласно Библии, Дух Святой нисходит на человека уже при водном крещении. “Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа” (Деян.2:38).

Как видим, Дух Святой признается (хотя и по-разному) всеми христианскими конфессиями и направлениями. А православные христиане всегда почитают Дух Святой как истинного Бога, представляющего Третье Лицо Пресвятой Троицы, строго придерживаясь учения Христова, изложенного в Святой Библии.

Святой Дух вездесущ, но в наши дни Он присутствует среди нас в таком смысле, который не всегда можно было относить к Нему. В Слове Божьем различается три различных периода Его действий.

I. От сотворения мира до Рождества Христова. Он принимал участие в творении (Быт.1:2). Он нисходил на людей в Ветхом Завете (1Цар.10:6); Он входил в них (Иез.2:2); Он наполнял их (Исх.28:3); Он боролся с ними (Быт.6:3) и говорил к ним (Иез.2:2).

II. От Рождества Христова до Пятидесятницы. Он наполнял Иоанна Крестителя (Лук.1:15); Елизавету (Лук.1:41); Захарию (Лук.1:67) и Спасителя. Спаситель
(а) был зачат от Святого Духа (Матф.1:18, 20; Лук.1:35);
(б) был помазан Духом Святым (Матф.3:16,17; Марк.1:10,11; Лук.3:21,22; 4:18; Иоан.1:32,33);
(в) был водим Духом Святым (Матф.4:1; Марк.1:12; Лук.4:1);
(г) был научен Духом Святым (Деян.1:2; Иоан.14:10, 24);
(д) творил чудеса Духом Святым (Матф.12:28; Лук.11:20);
(е) принес Себя в жертву Духом Святым (Евр.9:14);
(ж) был воскрешен из мертвых Духом Святым (Рим.8:11; 1:4).

III. От Пятидесятницы до Второго пришествия. Августин назвал Пятидесятницу dies natalis — «Рождеством» Святого Духа. Из слов Иоан.7:39 становится очевидно, что Дух Святой должен был прийти в этот мир вскоре после вознесения Спасителя с качественно новым и постоянным служением. Его сошествие было исполнением пророчеств Ветхого Завета (Иоил.2:28 и Деян.2:39), а также обещания Спасителя (Иоан.14:16 и 15:26. См. также Деян.2:33). В одном смысле Он всегда пребывал на земле, но в другом смысле до Пятидесятницы Он пребывал с Отцом. Строго говоря, безграничное Существо невозможно ограничить каким-то одним местом пребывания, поскольку вездесущность является одним из Его природных свойств, поэтому то, что в Писании названо Его сошествиями и действиями, является приспособлением к нашему ограниченному мышлению.

Основные различия между первым и третьим периодами заключаются в следующем:

1. В первом периоде Он сходил время от времени. Он был, по словам Августина, «случайным посетителем». В третьем периоде Он сошел, чтобы «пребывать навеки» (Иоан.14:16).
2. В первом периоде Он наделял способностью выполнять особую работу лишь немногих людей. В третьем периоде Он дан во всей полноте для всех святых.
3. Заметим также, что в первом периоде Он не был открыт для святых как отдельное Лицо Божества. Бога знали и поклонялись в Его единстве. Мысль о Троице подразумевалась, но не была ясно открыта.

Временем сошествия Духа Святого на Церковь стал пятидесятый день после воскресения Спасителя, названный Пятидесятницей. Само по себе это название не подразумевает ни полноты, ни излияния Духа, а просто означает пятидесятый день. Однако события, сопровождающие этот день, со всей определенностью были прообразно предсказаны в ветхозаветных установлениях (Лев.23:11-16).

1. Жертвоприношение пасхального агнца было прообразом жертвы Спасителя и предсказанием того дня, когда она должна совершиться.
2. «На другой день праздника (т.е. первый день после субботы) вознесет его священник» — первый сноп приносился перед Господом в следующий после субботы день как предсказание воскресения Господа в первый день недели.
3. Далее следовало: «До первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, [и тогда] принесите новое хлебное приношение Господу», что являлось предсказанием сошествия Духа Святого.

Ученикам было велено ожидать (Лук.24:49), пока они будут исполнены Духа Святого. Они ожидали десять дней, и Дух Святой сошел на них. Часто об учениках говорят, что они напряженно ожидали исполнения Духом, и задавали вопрос, почему оно задерживается. Возможно, так оно и было, но если верить предположению, что это ожидание было необходимо для того, чтобы ученики сначала «опустошили» себя, мы абсолютно уйдем от той истины, что сошествие Духа Святого носило диспенсационный характер, то есть, оно знаменовало конец одного и начало другого периода. Для десятидневного ожидания не было иной причины, чем та, что до пятидесятого дня оставалось еще десять дней. Даже если ученики не осмыслили сразу эту причину десятидневного ожидания, то все же по мере того, как приближался пятидесятый день, они, несомненно, поняли его суть.

I. Время сошествия Духа Святого было предопределено также прославлением Спасителя (Иоан.7:39). Этим объясняется тот факт, что служение Духа состоит в передаче Церкви и применении в ней результатов Христова дела. И только после того, как это дело было выполнено, когда Он умер за наши грехи, воскрес для нашего оправдания и вознесся во славе, чтобы быть нашим Ходатаем перед Отцом, — только после этого Дух Святой получил тот совершенный образ, который Он должен воспроизвести в душе человека. «Божественный Художник не имел возможности как следует воспроизвести копию до тех пор, пока не был завершен оригинал» — Archer Butler.

II. Пятидесятница была ознаменованием начала мистической (вселенской) Церкви Христа. Ученики, последовавшие за Иисусом, теперь уже не были просто горсткой отдельных людей, у которых совпадали мнения об Учителе, но они слились в живое единое целое, они стали храмом, в котором поселился Бог Духом Святым (Еф.2:21,22; 1Кор.3:16).

III. Пятидесятница была также официальным вступлением Духа Святого в должность Управителя делами Церкви до дня, когда Христос придет опять.

IV. Пятидесятница неповторима, так же, как Вифлеем, Голгофа и Воскресение.

Метки:

Комментарии закрыты.