Пророк Софоний

Декабрь 15th 2015 -

Пророк Софония

Пророк Софония
Благовещенский собор Московского Кремля
ок. 1408 год. Деисусный чин

Память 3/16 декабря

Пророк Софония был праправнуком благочестивого царя Езекии. Происхождение позволяло ему появляться при дворе Иосии и играть значительную роль в возвращении Писания в жизнь народа.

Имя Софония (по-еврейски звучащее как «Сефания») означает того, кому покровительствует, кого защищает Иегова. Как на объект Божьей защиты оно может указывать на еврейский народ в дни, когда жил Софония, чьи детские годы совпали с нечестивым правлением царя Манассии (4-Цар. 21:16). Имя Софония носили в Ветхом Завете еще три лица.

Помимо сказанного в 1:1 о Софонии мало что известно. Но то, что сказано, само по себе примечательно, так как Софония единственный из ветхозаветных пророков, чье родословие прослеживается до четвертого поколения. Это предполагает, что он был человеком знатного, может быть даже царского происхождения. Ряд исследователей считают Софонию праправнуком иудейского царя Езекии и, следовательно, дальним родственником царя Иосии, в дни которого Софония проповедовал. Судя по словам «с места сего» в 1:4 и по близкому знакомству Софонии с Иерусалимом (1:10-11), он был жителем этого города.

Бог избрал Софонию Своим пророком и повелел ему возвестить иудеям грозные кары, которые ожидают их за нечестие и служение богам ложным. Исполняя повеление Господне, Софония пошел по городам и селам иудейским, всюду побуждая народ к исправлению и покаянию. Не пространна была проповедь его, но по силе и глубине напоминала пламенные речи великих пророков Исаии и Иеремии.

«Вот, что говорит Господь, – так начал свое пророчество Софония, – все истреблю с лица земли: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь. И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками и уничтожу тех, кто отступает от Господа и не ищет Его. Поэтому убойтесь все пред лицем Господа, Он готовит жертву, и день ее уже близок. Это будет день гнева, день скорби и стенания, день смятения и волнения, день тьмы и мрака. Тогда люди будут ходить как слепые, за то, что они погрешили против Господа; и прольется кровь их, как песок, и трупы их будут, как навоз» (Соф. 1, 2-4; 14-18).

Возвещая такое наказание иудеям, Софония, вместе с тем, предсказал близкую гибель языческих народов – филистимлян, моавитян, аммонитян, ефиоплян, ассириян за величавость их и превозношение над народом Божиим (Соф. гл. 2).

Пророчества эти исполнились при Навуходоносоре, царе Вавилонском, который покорил, вместе с иудеями, и маовитян, и аммонитян, и филистимлян. Ассирия же погибла при отце Навуходоносора – Набопаласаре.

Обращаясь затем снова к родному Иерусалиму, пророк Софония с прискорбием видит, что он не вразумляется примерами наказания нечестивых языческих народов и остается упорным в своем заблуждении. За это, говорит пророк, нечестивый город будет разорен, а с ним погибнет и земля иудейская.

Наказание, действительно, не замедлило постигнуть нечестивых. Еще при царе Иосии вторгнулись сильные тогда враги египтяне. Их царь, фараон Нехао, в битве при Меггедоне, в долине Ездрелонской (на юге Палестины) разбил иудеев. Благочестивый царь Иосия пал в этой битве. С этого злополучного дня началось наказание иудеев и исполнение пророческих угроз. Вскоре после смерти Иосии иудеи были порабощены египтянами и обложены тяжкою данью, а затем вавилоняне стали вторгаться в Иудею. В 607 году до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор взял Иерусалим, разрушил его, а иудейский народ отвел в плен, где он пробыл 70 лет. Так исполнились пророчества о наказании иудеев за нечестие.

Но пророческий взор Софонии проникал в те благодатные времена, когда должен был явиться Утеха Израилева и Чаяние языков, а с Ним радость и мир для всей земли. Созерцая наступление этих времен, Софония говорил, что не весь Израиль и не вся земля будут уничтожены в великий день суда Господня. После грозных наказаний Господь даст оставшимся народам уста чистые, чтобы они призывали имя Его и единодушно служили Ему. А от Израиля останутся только люди кроткие и смиренные, которые будут благоговеть пред Господом. Сей остаток Израиля уже не будет творить неправды и за это успокоится никем из врагов нетревожимый (Соф. 3, 9-14). В тот день Господь скажет Иерусалиму: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!» Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф. 3, 14-17).

Святая Церковь видит в этих словах Софонии ясное указание на благодатные мессианские времена вообще и в частности на торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, когда весь Сион с вайями в руках, с восторженными криками: «осанна, сыну Давидову», встречал Его как царя, имеющего быть посреди Своего народа. Поэтому в Вербное Воскресение и положено читать паремию из книги пророка Софонии, именно то место, где пророк говорит о радостном дне, ожидающем Сион.

Пророк Софония о дне своей смерти узнал по откровению свыше, скончался он в чаянии всеобщего воскресения и был, по преданию, погребен в своем доме.

Святой пророк Софония оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 3-х глав.

Книга Пророка Софонии

Время написания.

Согласно 1:1 служение Софонии протекало в царствование Иосии (640-609 гг.до Р. Х.). Но богословы расходятся во мнениях относительно того, служил ли этот пророк до или после обнаружения Хелкией в храме книги закона (в 622-ом году) и последующего религиозного очищения и оживления в Иудее (4-Цар. 22-23; 2-Пар. 34).

Более вероятным представляется, что Софония пророчествовал после 622 года, и вот по каким соображениям. 1) Об истреблении не уничтоженных еще идолов Ваала и жрецов его (1:4) можно было говорить в процессе религиозного очищения, начатого Иосией. 2) Иеремия, который пророчествовал как до 622 года, так и долгое время спустя, описывал религиозную и нравственную обстановку в Иудее в значительной мере так же, как Софония (сравните Иер. 8:2; 9:13 с Соф. 1:5; сравните Иер. 5:2,7 с Соф. 1:56, и Иер. 8:8-9 с Соф. 3:4). 3) То обстоятельство, что царские сыновья одевались в «одежду иноплеменников» (1:8), говорит, вероятно, о том, что они были уже взрослыми людьми, самостоятельно решавшими, как им одеваться.

4) То, что Софония часто цитирует положения закона, свидетельствует, по-видимому, о том, что ему известны стали тексты, обнаруженные Хелкией (сравните Соф. 1:13 с Втор. 28:30,39; сравните Соф. 1:15 с Втор. 4:11; Соф. 1:17 — с Втор. 28:29, а Соф. 2:2 — с Втор. 28:15-62). 5) Суда Божьего, приближение которого возвещает Софония, вполне очевидно заслужили те, кто препятствовали проведению Иосией реформ. Таким образом пророчество Софонии могло быть произнесено в какое-то время после 622 года, но до 612-го года, когда разрушена была Ниневия, потому что этот город, столица Ассирии, упоминается пророком как еще существующий (2:13).

Историческая обстановка.

В первой половине 7-го века верноподданнические симпатии иудейской аристократии были обращены на Ассирию. Ориентироваться на нее сделалось привычным, но постепенно почва под этим «привычным» стала колебаться. Замечая признаки ослабления великой империи, некие иудейские царедворцы стали замышлять восстание против Ассура. Они-то, вероятно, и были вдохновителями заговора, жертвой которого пал в 640 г. до Р. Х. царь Амон (4-Цар. 21:19-26; 2-Пар. 33:21-25).

Заметим, что он, названный, по-видимому, по имени египетского божества, во всем продолжал политику своего нечестивого отца царя Манассии (695-642 гг. до Р. Х.). И отец и сын всячески потворствовали практике идолопоклонства в Иудее. При Манассии повсеместно возводились жертвенники Ваалу, процветало поклонение солнцу, луне и звездам. Сооружаемые им жертвенники «воинству небесному» Манассия устанавливал во дворах храма (4-Цар. 21:4-5). В храме же воздвиг он «истукан Астарты» (4-Цар. 21:7). При Манассии практиковалось принесение в жертву детей, процветали колдовство и чародейство (4-Цар. 21:6; 23:10-11).

Вернемся, однако, к тому, что последовало за гибелью Амона, сына Манассии. Есть основания предполагать, что заговорщики намеревались посадить на трон Иудеи кого-то из своих, но этому воспротивился простой народ, выступивший на защиту дома Давидова, в котором видел символ нации и залог ее будущего. Черед расправы наступил для организаторов дворцового переворота, в результате царем Иудеи был провозглашен сын Амона, Иосия, которому было тогда 8 лет. Очевидно, между теми, кто стоял близко к трону и стремился влиять на положение дел в стране, разгорелась борьба.

Напряжение усугублялось неустойчивым положением в мире. Казалось, что ассирийский колосс все еще могуч, но тучи все более явно сгущались над ним. На его северных рубежах появились какие-то неведомые племена, с гор спускались воинственные мидийцы, совершая набеги на восточные земли Ассура. Преемники Асурбанипала, отстраненного от власти в 630 году, уже не помышляли о завоевательных походах, а лишь старались не уступать завоеванного прежде. Надо сказать, что от этого темного времени не осталось ни летописей ни памятников.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.