Особенности нарушений при расстройствах аутисти­ческого спектра

Февраль 19th 2018 -

Аутизм

Расстройства аутистического спектра относятся к первазивным (все­проникающим) нарушениям. Это означает, что для детей с РАС харак­терны нарушения практически во всех областях развития, при форми­ровании различных психических функций и навыков.

В соответствии с классификацией психического дизонтогенеза В.В. Лебединского [3], расстройства аутистического спектра относятся к искаженному варианту развития. Это означает, что одной из основных особенностей детей с аутизмом является асинхрония, неравномерность в развитии. Асинхрония может проявляться по-разному:

Вариант 1. Асинхрония возникает между различными функци­ями или областями развития. Ряд функций развивается медленнее, ряд функций — быстрее. При этом для каждой функции или области развития характерен свой собственный уровень. Например, многие дети с РАС не понимают обращенную речь, но при этом могут очень быстро читать. Ребенок с аутизмом может быть мутичным (негово­рящим), но при этом классифицирует картинки с изображениями по существенному признаку.

Вариант 2. Асинхрония возникает внутри одной области развития. В данном случае у ребенка формируются навыки не последовательно, с постепенным усложнением — как это принято в онтогенезе, а мозаично. Более простые навыки могут быть не сформированы, а более сложные — сформированы. Например, у ребенка может быть развернутая моноло­гическая речь, но он не способен выразить просьбу.

При классическом варианте детского аутизма (синдроме Каннера) у детей отмечается асинхронное, неравномерное снижение уровня разви­тия всех функций и навыков относительно показателей среднестатисти­ческой возрастной нормы.

У детей с высокофункциональным аутизмом, с синдромом Аспер- гера часто отмечается ситуация, когда одни функции опережают нор­мативные показатели, а другие — существенно отстают от них. Так на­пример, у ребенка могут быть не сформированы базовые коммуника­тивные навыки, но он может обладать энциклопедическими знаниями в какой-либо области (поезда, динозавры и т.д.).

В ситуации асинхронного развития большую роль приобретает об­следование уровня ребенка по всем областям развития, без которого невозможно разработать индивидуальную коррекционную программу или программу коррекционной работы.

Характерной особенностью детей с РАС является «триада наруше­ний», выделенная Л. Винг и ее коллегами. Она включает нарушения в области коммуникации, социального взаимодействий и способности к воображению.

Под нарушением способности к воображению понимается отсут­ствие гибкости, ригидность мышления. У аутичных детей можно за­метить полное отсутствие «символической» игры. Символическая игра при аутизме заменяется стереотипными действиями, стереотипными и изолированными интересами. Ригидность мышления и отсутствие во­ображения являются специфическими когнитивными нарушениями, характерными для детей с РАС. Они затрудняют исследовательскую активность, не позволяют обучающимся решать возникающие перед ними задачи творчески, различными способами. Затруднен поиск путей решения проблемных ситуаций. Например, ребенок не способен приду­мать, каким образом добраться до дома, если не ходит троллейбус, на котором он ездит обычно. Отмечаются трудности переноса навыков в различные контексты: ребенок может успешно решать сложные приме­ры, но затрудняется использовать этот навык в повседневной жизни для решения практико-ориентированных задач.

Нарушения гибкости мышления у детей с РАС отражаются на их поведении, которое становится стереотипным. Примерами такого по­ведения являются однообразные действия и интересы, совершение по­вседневных действий в жестко определенной последовательности и т.д.

Нарушения социального взаимодействия проявляются, главным образом, в том, что у детей с РАС не формируются даже элементарные социальные реакции и навыки. Приведем примеры нарушений социаль­ного взаимодействия:

—         отсутствие адекватной эмоциональной реакции на близких людей (не улыбаются, когда к ним подходит с улыбкой близкий человек);
—         неспособность имитировать действия близких людей;
—         неспособность к «разделенному/совместному вниманию» (напри­мер, не переводят взгляд в ту сторону, куда смотрит другой человек);
—         неспособность делиться интересами и радостью с близкими людьми;
—         неумение играть в игры с переходом ходов;
—         неумение делиться игрушками;
—         непонимание правил социального поведения (как нужно вести себя в различных социальных ситуациях) и соответственно, несформиро- ванность социальных навыков.

Нарушения коммуникации у детей с РАС проявляются в виде несформированности коммуникативных навыков. Дети с РАС не умеют:

—         выражать просьбы;
—         привлекать внимание другого человека;
—         адекватно выражать отказ;
—         комментировать окружающие события;
—         отвечать на вопросы другого человека;
—         задавать вопросы для получения интересующей их информации;
—         инициировать и поддерживать диалог.

Недостатки коммуникации проявляются у детей с РАС в виде спе­цифических коммуникативных нарушений:

—         мутизма (отсутствия речи),
—         эхолалической речи (повторения высказываний другого человека, часто без понимания их смысла);
—         фонографической речи (например, ребенок, как попугай, бессмыс­ленно и без видимой связи с ситуацией повторяет фразы из стихо­творений, песен, мультфильмов);
—         невозможности использовать речь функционально, в соответствии с определенным намерением и ситуацией (например, ребенок может свободно цитировать куски текстов, но не может сообщить о своей боли при помощи речи или других коммуникативных средств).

К коммуникативным нарушениям относят несформированность вербальных и невербальных средств коммуникации: речи, мимики, жестов, интонационного компонента, визуального контакта. Например, дети с РАС избегают визуального контакта с другими людьми. Другие дети наоборот смотрят слишком пристально, как будто пытаясь понять, что выражает взгляд другого человека.

У мутичных детей с РАС отсутствие речи, как правило, не компен­сируется спонтанно другими средствами коммуникации, т.е. они не способны без специального обучения вместо речи использовать жесты, мимику, картинки и другие альтернативные средства.

Отсутствие коммуникативных навыков приводит к формированию дезадаптивного поведения, с помощью которого дети с РАС пытаются сообщить о своих потребностях. Невозможность адекватно сообщить о собственных желаниях, выразить отказ, привлечь внимание, сообщить о боли, усталости ведет к неприемлемым формам поведения.

Наличие у детей с РАС специфических недостатков коммуникации связано с сочетанием когнитивных и аффективных нарушений. Аффек­тивные (эмоциональные) нарушения выражаются в виде трудностей саморегуляции, нарушения произвольности и приводят к изоляции и снижению мотивации к коммуникации. Когнитивные нарушения, в данном случае у детей с РАС, проявляются в следующем:

—            непонимание того, что при помощи речи, жестов, мимики, визуаль­ного контакта можно повлиять на другого человека (нарушена сиг­нальная функция);
—         непонимание значения речи, жестов, мимики, взгляда (нарушена символическая функция).

Специфической особенностью детей с РАС являются трудности с оценкой эмоций, пониманием смысла/значения эмоций. Например, дети с аутизмом:

—         не осознают собственных эмоций;
—         не способны при помощи мимики и жестов выразить собственные эмоциональные состояния;
—         не понимают, что выражает мимика и экспрессивные/ эмоциональ­ные жесты других людей;
—         не понимают причин эмоций;
—         испытывают трудности при разговоре об эмоциях, чувствах;

Данные трудности также вызваны сочетанием когнитивных и аф­фективных нарушений у детей с РАС.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.