Особенности нарушений при расстройствах аутисти­ческого спектра

Февраль 19th 2018 -

Для детей с аутизмом характерны нарушения самосознания. Это проявляется в несформированности представлений о себе, ближайшем социальном окружении, личных воспоминаний о прошедших событи­ях и т.д. Нарушения самосознания проявляются в виде специфической особенности, характерной для детей с РАС, — трудностей употребления личных местоимений. Они в большинстве случаев не говорят о себе в первом лице. Например, вместо «хочу играть» говорят «хочешь играть».

Наличие описанных и многих других нарушений обосновывает не­обходимость проведения коррекционной работы по данным направле­ниям, что будет способствовать адаптации, социализации обучающихся с РАС и усвоению ими АООП НОО.

Существуют различные теории аутизма. Среди наиболее популяр­ных — группа сенсорно-перцептивных теорий [4], «Теория центрального связывания», теория «Слепота сознания» Baron-Cohen, Leslie, Frith [24]. В России — концепция В.В. Лебединского, К. С. Лебединской, О.С. Ни­кольской и др. [3].

Сенсорно-перцептивные теории основаны на представлениях о том, что в основе расстройств аутистического спектра лежат трудности восприятия, переработки и интерпретации сенсорной информации [1; 4]. Теории данной группы тесно связаны с нейрофизиологическими и нейропсихологическими исследованиями. Их суть состоит в том, что у детей с аутизмом потоки сенсорной информации, поступающей от всех органов чувств, не фильтруются по принципу «значимая/незначи­мая информация». Поэтому мозг аутичного человека одновременно об­рабатывает всю входящую информацию, что вызывает «информацион­ную перегрузку». В таких обстоятельствах выстраиваются механизмы и стратегии защиты, подстройки и компенсации, которые становятся «перцептивными стилями».

Примерами таких стилей являются:

—         монообработка информации (в таких случаях ребенок реагирует только на стимулы, проходящие лишь через один канал восприятия, например, зрительный, а остальные игнорирует);
—         периферийное восприятие (ребенок использует периферийное/боко­вое зрение, избегая прямого взгляда на другого человека) и т.д. Стереотипное поведение детей с РАС и их потребность поддержи­вать неизменный порядок рассматриваются в рамках социально-пер­цептивных теорий как защитный механизм, препятствующий сенсор­ной перегрузке.

Таким образом, сенсорно-перцептивные теории в качестве первич­ного нарушения рассматривают трудности переработки сенсорной ин­формации, которые приводят к недостаткам коммуникации, социализа­ции, к стереотипному поведению и другим нарушениям у детей с РАС.

«Теория центрального связывания» условно относится к группе сенсорно-перцептивных концепций. По мнению U. Frith [24], у детей с РАС потоки сенсорной информации, поступающие от различных органов чувств, не интегрируются в единый целостный образ. Более того, не происходит интеграция информации, поступающей по од­ному и тому же сенсорному каналу. Примером этого может служить ситуация, когда аутичный ребенок не может распознать изображение на картинке, нарисованное пятнами, в то время как типично развиваю­щийся ребенок легко узнает на такой картинке собаку. Таким образом, дети с РАС, не получая целостного представления об окружающем, не могут понять смысл происходящего вокруг, что приводит ко вторич­ным аутистическим нарушениям.

Наличие сенсорно-перцептивных нарушений говорит о необходи­мости проведения специальной коррекционной работы по данному на­правлению. Такая работа включает:

—         собственно коррекцию сенсорно-перцептивных нарушений (сенсор­ная интеграция);
—         адаптацию окружающей среды в соответствии с потребностями ре­бенка, включающую четкую структуру и умеренность (неперегру- женность сенсорными стимулами).

Теория «Слепота сознания», разработанная U. Frith и S. Baron- Cohen [24], объясняет проблемы в сфере социального взаимодействия и коммуникации у детей с РАС, в первую очередь, неспособностью по­нимать, интерпретировать эмоции, намерения и мысли других людей. По мнению U. Frith, у детей с РАС отсутствует или слабо развита «мо­дель психического»: аутичные люди не способны понять, что выражает взгляд, мимика, позы других людей. Они не осознают, что за опреде­ленными действиями скрываются эмоции и намерения людей. У них возникают трудности в понимании поведения, поступков и действий окружающих. По этой причине их называют «социально слепыми». Та­кая особенность детей с РАС требует специальной работы с ними по формированию «модели психического».

По мнению J. Beyer, L. Gammeltoft, социальные трудности детей с РАС объясняются несформированностью у них внутренней тенденции к восприятию социального аспекта. Им трудно понять значение и смысл правил социального мира [25].

Таким образом, приведенные выше теории рассматривают в каче­стве основной причины, вызывающей аутистические расстройства, сен­сорно-перцептивную и когнитивную дисфункции.

Концепция В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и др. связывает расстройства аутистического спектра, в первую очередь, с аффективными нарушениями [3]. Авторы описыва­ют особые патологические условия, в которых происходит психическое развитие ребенка с РАС: стойкое сочетание двух факторов — нарушения активности и снижение порога аффективного дискомфорта. Это прояв­ляется в нарушениях тонуса, слабости побуждений и исследовательской активности, быстрой утомляемости, истощаемости и пресыщаемости в произвольной деятельности, в преобладании негативных ощущений. В связи с этим психическая система, формирующаяся в патологических условиях, решает на возможном для себя уровне необходимые для вы­живания задачи адаптации и саморегуляции. Специфика ее функцио­нирования при РАС заключается в том, что первоочередной задачей становится не развитие активных форм контакта с миром, а развитие средств защиты от него. Такие защиты проявляются в виде патологиче­ских аутостимуляций и вовлекают все психические функции.

Рассмотренные нами подходы можно назвать полярными. Авторы описывают различные механизмы нарушений при РАС, освещая разные аспекты одного и того же нарушения. По всей видимости, в основе РАС лежат и аффективные, и когнитивные недостатки, сочетание которых варьируется. Очевидно, что при расстройствах аутистического спектра важно проводить коррекционную работу по каждому из выделенных на­правлений: сенсорно-перцептивному, когнитивному и аффективному.

Таким образом, дети с РАС нуждаются в проведении системной и комплексной коррекционной работе по различным направлениям.

Примечания:

3. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М., УМК «Психология», 2003.
4. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие. Красноярск, 2014.

24. Baron-Cohen S., Leslie A., Frith, U. Does the autistic child have a theory of mind? // Cognition, 1985. Vol. 21.
25. Beyer J., Gammeltoft L. Autism and play. L.: Jessica Kingsley, 2000.

Источник:

Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. «Психолого-педаго- гическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутисти­ческого спектра». Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В.

М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.

Святитель Николай Сербский

Связаться с волонтёром Алчевской духовной лечебницы можно через соцсети: FB vk ok

тел.МТС Украина +380501315113; Лугаком +380721485735

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.