google-site-verification: google21d08411ff346180.html Житие преподобной Досифеи затворницы Киевской, часть 2 | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Житие преподобной Досифеи затворницы Киевской, часть 2

Октябрь 7th 2012 -

Феофан подошел к Досифею поближе и дотронулся до руки, но рука старца... похолодела. Все поняли тогда, что душа любимого подвижника воспарила к Богу.

Завещание Досифея было исполнено в точности: никто не стал обмывать его многотрудное тело, никто не посмел прикоснуться к нему, чтобы обнажить наготу, но все с великим благоговением и славою предали останки его погребению.8

Многое множество собравшегося народа со слезами на глазах проводило старца в могилу. Всем было жаль лю бимого и мудрого наставника и руководителя, вся блаженная жизнь которого служила для людей неразрешимою загадкой. И только по смерти Досифея, когда сестра его во второй раз приехала в Киев и, не застав старца в живых, стала осведомляться о его жизни и Свято-Троицкий храм в Китаево взглянула на его портрет, всем стало известно,

что затворник Киево-Печерской Лавры Досифей был не мужчина-монах, а девица Дарья из рода Рязанских дворян Тяпкиных...

Скончался Досифей 25 сентября 1776 года, на 56 году своей жизни и погребен в ограде Киево-Китаевской пустыни, близ Свято-Троицкой церкви,9

на се-верной стороне.

На гипсовом монументе его, имеющем форму гроба, написано:

1776 года, сентября 25,

умре Досифей.10


Примечания:

1. Автор употребляет название “Малороссия”, которое здесь и далее заменено так же, как и прилагательное “малороссийский”. Следует, однако, отметить, что понятия “Мала Русь”, или “Малая Россия”, и “Великая Россия”, вопреки распространенному, хотя и ошибочному мнению, придуманы не россиянами, а греками, и введены в оборот в начале XIV в., причем Малой Русью именовались земли Галиции и Волыни. Постепенно это название распространилось на всю Южную Русь, отражая тот факт, что ее территория явилась колыбелью Древ нерусского государства. Подобные примеры знает не только история восточных славян. Так, употреблялись названия “Малая Испания”, “Малая Греция”, “Малая Польша” и т. п. Сложная судьба была и у названия “Украина”. Употреблявшееся с XII в. для обозначения окраинных территорий в разных княжествах Южной Руси, оно со временем превратилось в общее имя только части южнорусских территорий, к которым, однако, в XVII в. еще не причисляли такие регионы, как Подолия и Волынь. Лишь во второй половине XIX — начале XX вв. понятие “Украина” приобрело современное значение.
2. Почти ровесник преп. Досифеи, сын священника, преп. Паисий (в миру Петр Величковский) родился в 1722 г. в Полтаве. Обучаясь в Киевской Академии и мечтая о монашестве, он в 1739 г. явился в Китаево, где его не приняли, сочтя не готовым к иночеству. Удалившись в Любечский Антониев монастырь, Петр вынужденно покинул его после смены настоятеля. Придя в Медведовский монастырь на р. Тясмин, подвижник принял здесь в 1741 г. рясофор с именем Парфения, а после закрытия обители униатами переселился в Киево-Печерскую Лавру, затем ушел в Молдо-Влахийские земли и трудился в разных обителях, пока не достиг Кыркульского скита, где прожил три года (1743—1746). В “Воспоминании о Киево-Печерской Лавре” (Киев, 1999) ее юрисконсульт И. Никодимов приводит предание, согласно которому именно преп. Досифея указала подвижнику путь в Кыркул. Следующие 17 лет он провел на Афоне, где принял священство, постриг в мантию с именем Паисия, и приобрел учеников. В 1763 г. св. Паисий переселился со своими учениками в молдавский Драгомирнский монастырь, а в 1774 — в Секульский и Нямецкий. После кончины преподобного Нямецкой обителью управлял архимандрит Софроний. Трудами о. Паисия ( 1794) и его учеников осуществлены переводы на церковно-славянский язык многих творений древних святых отцов, в монастырях Украины и России возрождены делание молитвы Иисусовой и традиция старчества.
3. Православная Молдавия находилась тогда под властью мусульманской Турции.
4.  В отличие от о. Владимира Зноско, который описывает путешествие Феофана в Молдавию до упоминания об эпидемии 1770 г., мы помещаем данный эпизод на подобающем ему, по хронологии “Жития” преп. Паисия, месте.
5. В “Житии” преп. Феодосия Печерского ( 1074), составленном на рубеже XI-XII вв. преп. Нестором Летописцем, говорится, что подвижник родился в одном из городов возле Киева. В древнейшем уцелевшем списке “Жития”, датируемом XII-XIII вв., название этого города не указано. В более поздних списках город назван Василевым. Таким образом речь идет о нынешнем г. Василькове, расположенном в 36 км к юго-западу от Киева. “Житие” сообщает, что семья св. Феодосия, когда тот был еще отроком, переселилась по приказу князя в Курск, где угодник Божий и совершил свои первые подвиги, и откуда потом направился в Киев к преп. Антонию Печерскому ( 1073).
6. В авторском тексте сказано: “проживает”. Кроме того, отрывок жизнеописания преп. Досифеи, посвященный встрече с Прохором Мошниным, приведен еще до упоминания о встрече подвижницы со своей сестрой. Но здесь о. Владимир Зноско допустил неточность. Следуя приводимой им самим хронологии событий, 26 лет со времени начала затворничества преподобной Досифеи исполнилось в 1765 г., когда Прохору Мошнину было, однако, всего 6 лет, хотя “Житие” преподобного Серафима указывает, что он побывал у старца Досифея в восемнадцатилетнем возрасте.
7. Вскоре после канонизации преподобного Серафима (1903 г.), в 1904 г. в Китаево был создан храм во имя Саровского чудотворца, сохранившийся до наших дней. Помимо этого, в 1990-х годах в пустынь были привезены из России поручи и епитрахиль преподобного Серафима (см. также примечание к стр. 67 и стр. 81)
8. И. Никодимов приводит другое предание, согласно которому братия Китаевской пустыни все же нарушила завещание подвижницы и узнала ее тайну (Проф. И.Н. Никодимов. Воспоминание о Киево-Печерской Лавре. Киев, 1999, стр. 100-101).
9. Эта каменная церковь, в стиле украинского барокко, с приделами преп. Сергия Радонежского и святителя Димитрия Ростовского ( 1709), была возведена в самом центре обители в 1763—1767 гг. В 1830—1840-х гг. в небольшом радиусе вокруг храма были возведены и другие каменные здания: 4-ярусная колокольня в стиле классицизма, корпус кухни и трапезной с теплой церковью свв. 12 апостолов, дом настоятеля и два келейных корпуса. В конце XIX в. в пустыни сооружено еще несколько корпусов, а в 1904 г. к одному из них, где помещалась лаврская богадельня, пристроена домовая церковь преп. Серафима Саровского, как раз накануне, в 1903 г., причисленного к лику святых. В советское время обитель упразднили. Была уничтожена колокольня. В начале 1990-х гг. в отреставрированном Свято-Троицком храме возобновлены богослужения и учрежден приход. В 1993 г. возродился и монастырь, которому отведены церкви свв. 12 апостолов и преп. Серафима. Позднее пустынь преобразо вана из скита Киево-Печерской Лавры в самостоятельную обитель. Ныне в Свято-Троицком храме, среди других святынь, находятся поручи и епитрахиль преп. Серафима.
10. В советское время это надгробие было утрачено, а все кладбище подверглось поруганию. В начале 1990-х гг., в связи с возрождением Китаевской пустыни, на предполагаемом месте упокоения мощей преп. Досифеи установлено новое надгробие.

kitaevo.kiev.ua

Pages: 1 2 3 4 5

Комментарии закрыты.