google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святой Вонифатий (Бонифаций) Кредитонский, Майнцский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святой Вонифатий (Бонифаций) Кредитонский, Майнцский

Июнь 17th 2011 -

Святой Вонифатий (Бонифаций) Кредитонский, Майнцский

Память 5/18 июня

Винфрид происходил из знатного рода; от монахов, посещавших дом его родителей, получил начатки религ. образования и в раннем детстве почувствовал призвание к духовному служению.

Но его намерение встретило резкий отпор со стороны отца, который только после исцеления от тяжелой болезни дал согласие на вступление сына в монастырь. В возрасте 7 лет Винфрид был отдан как «посвященный Богу отрок» (puer oblatus) в монастырь Эдесканкастр (Эксетер) под руководство аббата Вульфхарда. Через 7 лет Винфрид перешел в аббатство Нурслинг, находившееся между Винчестером и Саутгемптоном. Он вел строгую подвижническую жизнь, изучал Свящ. Писание, историю, грамматику, риторику и поэзию, впосл. был назначен начальником монастырской школы. Как в духовном воспитании, так и в лит. опытах Винфрид тяготел к Альдхельму, аббату Малмсбери.

Около 700 г. Винфрид был рукоположен во пресвитера; о нем заговорили как об ученом и многообещающем наставнике и проповеднике. Но, несмотря на перспективы духовной карьеры на родине, Винфрид в возрасте 40 лет покинул Англию и отправился на континент, следуя традиции «странствий ради Христа» (peregrinatio pro Christo) и проповеди христианства среди родственных народов, сложившейся у ирландских и англосакских монахов. Не менее важным для Винфрида было стремление к объединению отдельных Церквей Запада под властью папы Римского. В 716 г. он предпринял первое путешествие во Фрисландию, где уже с конца VII века действовали англосакс. миссионеры, в т. ч. святые Вигберт и Виллиброрд (Климент). Фризский герц. Радбод, захвативший юго-зап. часть страны, остался равнодушен к новой религии и не оказал поддержки миссии.

Местное население оказывало ему сильное сопротивление.  После смерти в 717 году в Нурслинге аббата Винберта его преемником избирается Винфрид. Осенью 718 года, имея на руках рекомендательное письмо епископа Винчестерского Даниила, Винфрид отправился в Рим заручиться поддержкой самого папы в проповедовании Христианства в германских землях. Он был принят папой и в 719 году получил благословение Григория II быть миссионером и проповедником христианской веры. Винфрид предпринял вторую миссионерскую поездку: его путь лежал через Фрисландию в Тюрингию, Саксонию, Гессен и Баварию, где он занимался проповедничеством. Свою миссионерскую деятельность он начал в Обергессене, где хоть уже и были христиане, но их церковная жизнь мало отличалась от обычаев язычников. С помощью обращенных им в Христианство влиятельных людей Бонифаций в 721 году учредил небольшой монастырь в Амёнебурге (Гессен), который должен был стать миссионерским центром для подготовки духовенства из местных жителей.

После того как папа Григорий вручил Бонифацию специальное письмо, требовавшее от духовенства Тюрингии и Гессена повиноваться новому епископу, Бонифаций во Фритцларе решил возвести из дерева Донарского дуба часовню и освятил ее в честь святого апостола Петра. Ныне на этом месте находятся монастырь и церковь св. Петра.
Бонифаций совершал своеобразные экспедиции к языческим племенам, причем он разъезжал по разным немецким областям не в одиночку, а вместе с внушительным и хорошо вооруженным отрядом. В миссионерских путешествиях его сопровождала большая свита, включавшая не только воинов, но и различных ремесленников. Благодаря своим организаторским способностям он постепенно создал структуру христианской Церкви языческой Германии, которая позднее назовет его «апостолом всех немцев». Ему удалось установить надзор Римской Церкви над обширными территориями Германии.

Франкская Церковь сначала была независима от Рима, и Бонифаций приступил к ее реорганизации, для чего созвал несколько соборов, пытаясь очистить Церковь от слишком уж светских епископов. Он учредил три новые епархии – в Реймсе, Руане и Сане. Бонифацию удалось быстро расширить свою деятельность и в Тюрингии. Число христиан здесь непрестанно росло за счет знатных и образованных германцев, помогавших Бонифацию учредить в Тюрингии первый монастырь Ордруф.
После того как в 731 году вступил на престол папа Григорий III (?–741) , Бонифаций направил к нему своих представителей, которые принесли уверения в его преданности. И уже через год в письме в Рим святой сообщил, что в германских землях у него стало слишком много работы для одного человека. Оценив достигнутые успехи, Григорий III отправил Бонифацию архиепископский паллий, разрешив тем самым самостоятельно учреждать епархии и назначать на служение епископов.

В 737 году Бонифаций отправился в Рим, где его наделили полномочиями легата и поручили установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. С помощью баварской знати он начал работу по реформированию на канонических началах Церкви в баварских землях. Он определил новые границы епархий, основал полдюжины монастырей и учредил девять новых епископских кафедр: шесть в Баварии – Зальцбцурге, Регенсбурге, Фрайзинге, Пассау, Зебене и Айхштетте и три в Тюрингии – Вюрцбурге, Эрфурте и Бюрабурге.

Много сделал Бонифаций и для укрепления духовной жизни в монастырях, особенно в аббатстве Фульда, где ученик Бонифация монах-бенедиктинец Стурмий в 744 году основывал монастырь под покровительством святого. В 745 году Бонифаций получил вновь учрежденное архиепископство в Майнце из рук Пипина, которого в 752 году венчал на царство в Франконии. Самого титула архиепископа он удостоен был лишь «ad personam», то есть за личные заслуги, так как Майнц стал архиепископством только лишь в 781/82 году.

Особую историческую роль Бонифация многие церковные историки видят в том, что своей деятельностью он распространял влияние Рима на создание в немецких землях церковных структур, подчинённых центру папства Вечного Города. Основав таким образом Германскую Церковь, Бонифаций в значительной степени способствовал укреплению власти Рима на территориях севернее Альп. Все епископы новоучрежденной Церкви должны были давать клятву, что они до конца дней своих пребудут покорны святому апостолу Петру и Римской Церкви вместе с ее наместником.
Бонифаций, проживавший с 748 года в своей архиепископской резиденции в Майнце, в последние месяцы своей жизни захотел посетить еще раз те места во Фрисландии, где он когда-то начинал свою миссионерскую деятельность. Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, летом 753 года Бонифаций оставил Майнцское епископство своему ученику святому Луллу и отправился во Фрисландию, где с успехом проповедовал Священное Писание. По преданию, он хотел принять мученическую смерть. И вот в начале июня 754 года со своими спутниками он прибыл к берегу Северного моря. Предполагают, что у впадения в море реки Борн (Borne) на них неожиданно напали вооруженные морские пираты, полагавшие, что миссионеры имеют при себе сокровища. У Бонифация похитили небольшой сундучок, содержащий совсем не драгоценности, а церковные книги и рукописи. Бонифаций призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. По преданию, Бонифаций защищался от меча книгой, которую разбойники выбросили в камыши. Позднее эта книга со следами нескольких ударов, нанесенных мечом, была случайно обнаружена и спасена. Вместе с Бонифацием погибли и все 52 сопровождавших его путников (1, с.88). По другим данным, Бонифаций и члены его свиты были убиты при попытке совершить обряд крещения. Это случилось 5 июня 754 года близ Северного моря в окрестностях города Доккум во Фрисландии (современные Нидерланды). Его смерть, как считают некоторые немецкие исследователи, не была мученической в строгом смысле слова, они мотивируют это тем, что Бонифаций был убит во время обычного ограбления. Однако эта точка зрения оспаривается некоторыми богословами. Сцена смерти Бонифация и его спутников изображена на фреске (1834–1844 гг.) художника Герниха фон Несса (1798–1863) в базилике св. Бонифация в Мюнхене.

Тело Бонифация перенесли сначала в Утрехт, затем в Майнц, а еще позже его доставили в основанное им аббатство Фульда, где с почестями и были погребены его останки.

Могила Бонифация очень скоро стала местом поклонения. В музее кафедрального собора города Фульда до сих пор еще показывают переписанное рукою святого Бонифация Евангелие и омоченный его кровью лист бумаги.

Уже через два года после смерти Бонифация его стали считать в Англии небесным покровителем (1, с. 88). В 1160 году в Фульде Бонифаций впервые был назван «апостолом Германии», а почитание святого на всю Католическую Церковь распространил папа Римский Пий IX 11 июня 1874 года (3, с.9–11).

Сведения о святом Бонифации сохранились в его богатом эпистолярном наследии и в ряде житий. Наиболее известное и самое первое житие «Vita sancti Воnifatii», написанное священником Виллибальдом вскоре после смерти Бонифация, было переведено на немецкий язык и издано в 1856 году в Берлине. Полное 2-томное собрание писем святого Бонифация было издано в 1844 году в Лондоне. Изданы они в 1866 году и на немецком языке в Берлине.

В конце X века появились первые изображения святого Бонифация с его иконографическими символами: срубленным дубом, топором и пронзенным мечом евангелиарием. Древнейшее из них – на крышке переплета так называемого Золотого Кодекса («Codex aureus») из г. Эхтернаха (983/991), который хранится ныне в Нюрнберге. В 1410 году в витражах кафедрального собора в Эрфурте представлен цикл сцен из жизни святого Бонифация. В 1842 году в Фульд установили памятник св. Бонифацию работы немецкого скульптора Йохана Вернера Хеншеля (1782–1850).
Бонифация почитали не только как мученика, в IX в. Рабан Мавр писал, что Германия может гордиться им так же, как Рим — ап. Петром, а Эфес — ап. Иоанном. В 1160 г. Б. впервые был назван «апостолом Германии». 11 июня 1874 г. папа Римский Пий IX распространил почитание святого на всю католич. Церковь. С 1867 г. при гробнице Б. проходят ежегодные конференции католич. нем. епископов. Своим покровителем Б. считают портные, пивовары и резчики.

На рубеже XIX-XX вв. в рус. историографии существовало мнение о невозможности почитания правосл. Церковью Бонифация. Его миссионерские заслуги отрицались на основании довода, что его труд состоял «не столько в проповедании христианства, сколько в распространении папизма» (см.: Бонифаций // ПБЭ. Т. 2. Кол. 942-943). О несостоятельности такой т. зр. свидетельствуют мученическая кончина Б., его самоотверженная жизнь, отданная распространению христ. веры, и многочисленные чудеса, совершающиеся от его мощей. В наст. время во мн. правосл. приходах Зап. Европы, особенно в Голландии и Германии, почитают Б. как небесного покровителя и заступника. Православные совершают паломничества к месту его мученической кончины в Доккум, где бьет чудотворный источник, а также в Фульду, где в кафедральном соборе покоятся мощи святого.

C 1991 года Фульда является городом-побратимом Сергиева Посада Московской области. В феврале 2006 года в Фульде создан православный приход в честь праздника Сретения Господня (Московский Патриархат), где почитают св. Бонифация. В немецкой церковной литературе можно встретить информацию о том, что в Восточной Церкви память св. Бонифация отмечается 19 июня (6, с.90). В Германии официальный день памяти святого Бонифация, архиепископа Майнцского, «апостола Германии», – 5 июня. Кроме того, его память чтят в Фульде 9-я июля (день перенесения мощей святого в Фульду), а также 1 декабря (освящение собора, где находятся мощи святого).

Комментарии закрыты.