Святой Вонифатий (Бонифаций) Кредитонский, Майнцский

Июнь 17th 2011 -

Архиепископ

В 731 году в Бозе почил папа Григорий II, его преемником стал сириец по происхождению Григорий III. Этот понтифик был не менее дальновидным, просвещенным, усердным и мудрым, чем его предшественник, и тоже был прославлен в лике святых. В следующем значимом 732 году этот папа-сириец возвел Бонифация в архиепископа и дал ему, духовному главе всей Германии восточнее Рейна, право рукополагать других епископов. Миссия продолжалась.

В 738 году святитель Бонифаций совершил поездку в Рим, чтобы обсудить возможность расширения миссии до саксонских земель. Но, к его разочарованию, папа ответил, что сейчас не лучшее время для этого. Везде были враги и ложные друзья. И хотя Карл Мартелл и защитил христианство от мусульман, одержав победу в битве при Туре в 732 году, сам он не был идеальным христианским правителем. А тут еще лангобарды… А константинопольские императоры не способны найти средства для защиты Рима. Папа просил Бонифация упрочить свои достижения. Он просил его преобразовать и реорганизовать Церкви в Баварии (сейчас это южная Германия и северная Австрия) и Алемании (сейчас это Швейцария и восточная Франция).

В феврале 739 года Бонифаций, пробывший в Риме несколько месяцев, наконец покинул его. Святителю к тому времени было уже более 60 лет. Он уезжал не только с дарами и реликвиями, но и с многочисленными помощниками: англичанами, франками, баварцами. Среди них были и уже упоминавшиеся святые братья-миссионеры – английские монахи и родственники Бонифация Виллибальд и Винебальд, которых он встретил в Риме. Святой Виллибальд, принявший монашество в Бишопс-Уолтеме графства Хэмпшир, много странствовал. После смерти в Италии их отца – святого Ричарда († 720; память 7 февраля), Виллибальд, оставив здесь брата, отправился в паломничество по святым местам, посетил Сицилию, Кипр, Патмос, Сирию, Константинополь, где провел два года, и в конце концов в 729 году обосновался в Кассино в Италии. Святой Виллибальд дожил до весьма преклонного возраста, преставившись в 786 году (память 7 июля).

Получив власть над всеми епископами Баварии, святой Бонифаций принялся восстанавливать и реорганизовывать церковную жизнь в этой области, что было под силу лишь такому гениальному деятелю, каким был он. Как и святитель Августин Кентерберийский, святой Бонифаций был миссионером, но он был еще и превосходным организатором, как святитель Феодор Кентерберийский († 690; память 19 сентября). Следующие 15 лет жизни святого были самыми активными и насыщенными.

Христианство было принесено в Баварию в начале VII столетия франкскими и ирландскими миссионерами. На юге Германии, на островке Констанцкого (ныне Боденского) озера, существовал монастырь Райхенау, основанный в 724 году святым миссионером Пирмином, ставшим и его настоятелем († ок. 753; память 3 ноября). Вера христианская распространялась в Баварии и благодаря трудам таких просветителей, как святой Руперт (епископ в Зальцбурге; † 717; память 27 мая), святой Эммерам (епископ в Регенсбурге; † 690; память 22 сентября), святой Корбиниан (епископ во Фрайзинге; † ок. 730; память 8 сентября). В результате появились центры христианства в Зальцбурге (ныне в Австрии), Регенсбурге и Фрайзинге, но они были слабо обустроены. Не было ни епархий, ни слаженного управления, а политическая обстановка в VIII веке была напряженной из-за имперских амбиций франков. Баварские правители постоянно искали возможности избавиться от доминирования франков – и такая нестабильная ситуация препятствовала миссии.

Прибыв в 739 году в Баварию, архиепископ Бонифаций разделил ее на четыре епархии: Регенсбургскую, Зальцбургскую, Фрайзингскую и Пассаускую – и назначил Гайбальда, Иоанна и Эремберта епископами первых трех из них. Другим помощником был святой англичанин Лиафвин, позднее прославившийся своей миссией во Фризии и принявший мучения в Девентере. Двумя годами позже пятым епископом – в Эйхштадте – был поставлен святой Виллибальд. По всей вероятности, в 740 году был созван первый Собор новообразованной Церкви Баварии. На нем обсуждались канонические, дисциплинарные и административные вопросы, говорилось о важности частой исповеди и причащения. Проблема неправильного рукоположения была решена еще до приезда архиепископа. Все эти вопросы были простые, но необходимые для установления порядка.

Архиепископ Бонифаций главные свои труды посвятил насаждению монашества в Баварии, учреждая здесь новые обители, ставшие центрами молитвы, богослужения, благочестия (примеры которого важны были и для избравших супружество), наставления приходского духовенства и, конечно же, подвижнической жизни. В 741 году был заложен монастырь во имя святого мученика Маврикия († 287; память 22 сентября) в местечке Альтайх Пассауской епархии и еще один – Бенедиктбойерн. По некоторым оценкам, между 740 и 778 годами в Баварии было основано более 100 обителей. Все это было достигнуто без какого-либо содействия полухристианских франкских епископов при полуязычнике Карле Мартелле. Архиепископ трудился по примеру апостолов и не зависел от перемен в политике франков. И до сего дня Бавария остается одной из наименее дехристианизированных областей современной Германии – благодаря тому прочному фундаменту, который заложил здесь святой Бонифаций.

С 741 года архиепископ Бонифаций уделял все большее внимание Гессену и Тюрингии. Церковь в этих землях все возрастала, и требовалось укреплять дисциплину и совершенствовать ее организацию. Бонифаций учредил там три новые епархии. Бурабург, расположенный рядом с Фрицларом, стал епископским центром Гессена, епископом на эту кафедру был поставлен англичанин Витта. Эрфурт, находившийся недалеко от монастыря Ордурфа, стал административным центром Тюрингии; на юге области был свой центр – в Вюрцбурге, где святой монах из Мальмсбери по имени Бурхард стал епископом. Теперь восемь епископов Баварии, Гессена и Тюрингии подчинялись власти и авторитету Бонифация, да еще епископы Алемании (нынешней Швейцарии), которые были рукоположены не им. Архиепископ Бонифаций, не имевший еще своей резиденции, становился настоящим митрополитом всей Германии.

Святой уже основал к тому времени три влиятельных монашеских центра: в Амёнебурге, Фрицларе и Ордурфе. Теперь необходимо было распространить монашество в германской земле для утверждения здесь христианской цивилизации и христианского образа жизни. Помощь пришла от английских монахов и монахинь. Новый монастырь был основан в Эйхштадте святым епископом Виллибальдом, чуть позднее, в 751 году, его братом святым Винебальдом был заложен монастырь в Хейденхайме. После смерти Винебальда († 761; память 6 ноября) его сестра святая Вальбурга взяла на себя заботу об этом монастыре. Были основаны и три женские обители: в Китцингене, Оксенфурте и Бишофсхайме. Но величайшим из всех основанных монастырей была, конечно, обитель Фульда, где и упокоился святой Бонифаций. Его мощи пребывают там по сей день, и если бы не церковный раскол 1054 года, то Фульда бы непременно стала немецким Монтекассино, немецким Афоном.

Архиепископ Бонифаций давно думал основать большой монастырь, который мог бы служить базой для миссионерской деятельности в землях к юго-востоку от Тюрингии. Таким монастырем и стала Фульда. Святитель следовал своему великому предшественнику – святому Виллиброрду, проповедовавшему во Фризии, который учредил такой центр в Эхтернахе. Строительство Фульдского монастыря Бонифаций поручил своему ученику – монаху, позднее рукоположенному в священнический сан, по имени Стурм (Штурм), баварцу по рождению († 779; память 17 декабря). После долгих поисков в девственных лесах Стурм наконец нашел подходящее для обители место – широкую долину с плодородной почвой, окруженную горами, дававшими жизнь водам реки Фульды. Вокруг этого места жили четыре народа, которым Бонифаций принес Евангелие. В январе 744 года здесь началась работа по возведению обители. Землю расчистили, и вскоре здесь была построена каменная церковь во имя Христа Спасителя. Вокруг церкви расположились кельи, которые заселила братия. В 748 году святой Бонифаций отправил священника Стурма в итальянский монастырь Монтекассино, а когда он возвратился в 750 году, назначил его настоятелем обители Фульда.

После смерти святого Бонифация Фульда разрослась в огромный монастырь, к 779 году в нем уже подвизалось более 400 монахов. В последние годы своей жизни архиепископ проводил в этом монастыре много времени, уединялся и молился на холме неподалеку. Этот холм братия прозвали «холмом епископа». Монастырь Фульда считался «особенным»: он был ставропигиальным – независимым от правящего архиерея местной епархии и подчиненным лишь Риму.

Pages: 1 2 3 4 5

Комментарии закрыты.