Святитель Иоаким (Пани), Афинянин, патриарх Александрийский

Сентябрь 29th 2013 -

Святитель Иоаким (Пани), Афинянин, патриарх Александрийский

Память 17 / 30 сентября

Родился в 1448 г в Афинах. Он в возрасте 8 лет эмигрировал со своими благочестивыми родителями, опасаясь агаринов, в Египет.

В возрасте ок. 20 лет принял монашество в монастыре вмц. Екатерины на Синае, где пребывал после этого 12 лет. Потом (приблизительно с 1480) в течение 3 лет служил в храме Гроба Господня в Иерусалиме и в лавре св. Саввы Освященного.

Часто посещая Египет, Иоаким завоевал известность и авторитет, и в 38-летнем возрасте , после смерти Александрийского патриарха Григория V, был избран на Патриарший престол. Рукоположение Иоакима было совершено в Дамаске 6 авг. 1486 или 1487 г. Антиохийским патриархом, т. к. в Александрийской Православной Церкви (АПЦ) на тот момент не было архиереев.

Во 2-й пол. ХХ в. был введен в научный оборот колофон синайской рукописи, составленный мон. Иоакимом аль-Караки, где сообщается о смерти Александрийского патриарха Григория V 6 апр. 1503 г. Иоаким аль-Караки называет себя учеником почившего патриарха. Запись не согласуется с принятыми датировками жизни и Патриаршества И., восходящими к сведениям младших современников патриарха 2-й пол. XVI в. Хотя их указания частично расходятся, почти все они говорят, что И. жил более 100 лет (варианты: 116, 124) и не менее 78 лет возглавлял АПЦ. Кроме того, еп. Порфирий (Успенский) описал виденную им в каирской ц. вмч. Георгия икону этого святого, созданную по заказу Иоакима в декабре 1501 г.

Патриарх Иоаким снискал славу аскета и подвижника, чье благочестие признавали даже иноверцы.

Когда Египет был занят турецким султаном Селимом I (1512—1520), Иоаким испросил гарантию закрепившую патриаршие привилегии.

Он участвовал в реорганизации Патриархата сообразительно и практично. Он принял участие в Иерусалимском соборе (1526 г.), на котором обсуждался и решался так называемый Синайский вопрос.

По почину Константинопольского Собора 1544 года, патриарха Иоаким установил порядок, по которому все последующие архиепископы Синайские должны быть назначаемы патриархом Иерусалимским. При патриархе Иоакиме был полностью восстановлен патриарший монастырь Саввы Освященного в Александрии.

Во время продолжительного Патриаршества Иоаким стал свидетелем резких политических перемен на Ближнем Востоке: в 1516—1517 годы Сирию и Египет завоевали турки, после чего эти страны на неск. веков вошли в состав Османской империи.

В 1556 году Иоаким направил письмо русскому царю Ивану IV , в котором просил православного монарха оказать материальную помощь монастырю Святой Екатерины на Синайском полуострове , пострадавшему от турок. В 1558 году царь отправил в Египет делегацию во главе с архидьяконом Геннадием, который, однако, умер в Константинополе, не успев добраться до Египта. С этого момента посольство возглавил смоленский купец Василий Позняков. Делегация Познякова посетила Александрию, Каир и Синай, привезла патриарху шубу и икону, присланные царем, и оставила интересный отчет о своих двух с половиной годах путешествиях.

С патриархом Иоакимом связано предание о великих чудесах, совершённых по молитве святителя.

Наиболее распространенная из легенд об Иоакима «Сказание о чуде, бывшем в Египте», повествует, что «египетский царь» по наущению советников-иудеев решил погубить всех христиан в гос-ве. И. был приглашен на диспут с иудеями в присутствии султана, и в доказательство истинности своей веры ему было предложено сотворить чудо — сдвинуть гору. Патриарх со всеми христианами 3 дня перед испытанием молился и постился. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица и указала на некоего праведника, одноглазого башмачника, чья молитва будет услышана на небесах. В назначенный день патриарх и башмачник повелели горе сдвинуться, и она сдвинулась, разделившись на 3 части.

Когда в Египте свирепствовала чума, один из врагов христианства, врач по профессии, распустил между турками молву, что вина постигшего их несчастия — христиане, якобы околдовывающие воду. Клевета дошла до Египетского султана, который потребовал привести к нему патриарха Иоакима для личных объяснений. Султан сначала вёл с ним длинную беседу о вере, но, увидев, что святитель с глубоким убеждением и ясными доказательствами оправдал веру христианскую и опровергал ислам, приказал ему в оправдание Евангельских слов переставить гору, находящуюся по соседству с Каиром. Патриарх не поколебался в вере — попросив несколько дней для молитвы, патриарх с верными христианами постом, бдением и молитвами умилостивлял Господа и просил не посрамить их. В назначенное время при стечении множества народа патриарх сказал горе во Имя Христово, чтобы та двинулась со своего места и перешла на другое: гора сотряслась в основании и оставила своё место. Остановленная тем же Именем Христовым, она получила называние по-турецки «дур-даго» («стань гора»). Не зная, чем поколебать православных, злоумышленники приготовили смертоносный яд и убедили султана, чтобы тот велел патриарху выпить его, вновь ссылаясь на слова Христа. Султан приказал подать патриарху яд. Полный веры в силу Креста Христова, патриарх осенил чашу крестом, выпил и остался невредим. После этого, сполоснув стакан водой, патриарх просил, чтобы выпил её врач, приготовивший напиток. Отказаться было нельзя, потому что сам султан того требовал. Врач выпил воду и умер. Когда об этих дивных событиях узнал Константинопольский патриарх святитель Нифонт, он послал в Александрию епископа Рандинийского Акакия и преподобного Феофила, чтобы они узнали подробно и удостоверились в том, что там произошло. Посланники подтвердили чудо.

Эта пространная редакция легенды, записанная по-арабски в 1-й пол. XVI в., была в 1688 г. переведена на греческий (изд.: Порфирий (Успенский). 1898. Т. 1. С. 15-30). Один из сюжетов повествования — чудо с питием яда — имеет параллели с Житием свт. Иоанна, архиеп. Эдесского, памятником антииудейской полемики IX в., однако не исключено, что в нем отражены реалии борьбы христиан и иудеев за влияние на мамлюкские власти в нач. XVI в. и, возможно, предпринятая кем-то попытка отравить И. Этот краткий вариант легенды получил широкое распространение в России. В наиболее полном варианте он содержится в «Хождении...» В. Познякова (1559). Др. часть сказания, по всей видимости присоединенная к краткой версии позднее, — легенда об одноглазом ремесленнике и сдвинувшейся горе — относится к числу «бродячих» лит. сюжетов. Впервые подобный сюжет зафиксирован уже в XIII в. у Марко Поло и в древнерус. Прологе (см.: Веселовский А. Н. К сказанию о прении жидов с христианами // Он же. Заметки по лит-ре и народной словесности. СПб., 1883. Вып. 1. С. 14-33). Один из вариантов «Сказания» об патриархе Иоакиме изложен в Житии прп. Феофила Мироточивого (пам. 8 июля; BHG, N 2449). Согласно Житию, свт. Нифонт II К-польский († 1508), узнав о чудесах, совершенных Иоакимом отправил в Александрию прп. Феофила с его наставником Акакием, еп. Рендины, чтобы они встретились с оакимом  и удостоверились в том, что произошло (Афонский патерик. Ч. 2. С. 68-70).

Действительные взаимоотношения АПЦ и мамлюкских властей в кон. XV — нач. XVI в. выглядят весьма противоречиво. Султан Кансух аль-Гури был безразличен к религ. вопросам, однако мамлюки в Египте были враждебно настроены к немусульм. меньшинствам. Ситуацию усугубляли финансовые проблемы государства, решить к-рые власти пытались в т. ч. и за счет чрезвычайного налогообложения зиммиев. Португ. экспансия в Индийский океан, разрушившая систему внешней торговли Египта, вызвала ужесточение политики по отношению к христианам, особенно западным. В 1503 г. мамлюкский султан в послании к Римскому папе угрожал разрушить святыни христиан в Палестине и на Синае; в 1511/12 г. был закрыт храм Гроба Господня в Иерусалиме. О религ. политике мамлюкских властей позволяют судить 15 грамот, данных Кансухом аль-Гури монастырю вмц. Екатерины на Синае. В большинстве указов формально подтверждаются традиц. привилегии мон-ря: беспошлинная доставка грузов через егип. порты, свободный проход паломников и монастырских сборщиков милостыни, неприкосновенность вакуфных имуществ мон-ря в различных частях гос-ва. Однако из документов видно, что в условиях кризиса гос-ва мамлюков власти были не в состоянии оградить от посягательств ни удаленные монастырские подворья, ни саму обитель, к-рая ок. 1505 г. была захвачена и разграблена бедуинами. Игумен, пытавшийся добиться от бедуинов возвращения похищенного имущества, был убит, и виновные, по всей видимости, не были наказаны. В указе от 7 янв. 1505 г. разбирается конфликт синаитов с «патриархом христиан» (т. е. И.) из-за монастырского подворья в Каире, на к-рое патриарх Иоаким претендовал. Султан рассудил, что патриарх не имеет власти над синайскими монахами и не должен покушаться на их владения.

В нач. 1517 г. Египет был завоеван османским султаном Селимом I. В вопросах религ. политики османы отличались большей веротерпимостью, чем мамлюки. До кон. XVI в. в Египте сохранялась политическая и экономическая стабильность. С включением вост. Патриархатов в состав Османской империи укрепились связи между правосл. народами Вост. Средиземноморья. В 1523 г. И. совершил паломничество в Иерусалим, где встречался с патриархами Дорофеем II Иерусалимским, Иеремией I К-польским и Михаилом V Антиохийским. На Соборе они осудили еп. Иоанникия Созопольского, незаконно занявшего К-польский престол в отсутствие Иеремии. В 1543 г. в Иерусалиме также состоялся Собор, на котором И. вместе с Иерусалимским и К-польским патриархами низложил Антиохийского патриарха Дорофея III, обвиненного в неканонических действиях. Еп. Порфирий (Успенский) сомневался в достоверности сведений о Соборе 1543 г., считая, что в памяти позднейших хронистов произошло «раздвоение» Иерусалимского Собора 1523 г. Однако Антиохийский патриарх Макарий III в одном из исторических сочинений упоминал, что в архиве Патриархии в Дамаске хранилась грамота И. к Дорофею III, где сообщалось, что последний лишен сана. Грамота была написана на араб. языке, из-за чего Макарий приписал И. араб. происхождение.

АПЦ при патриархем Иоакиме не избежала внутренних потрясений. Позднейшие источники сохранили сведения о неких конфликтах, неоднократно побуждавших патриарха Иоакима оставлять престол и уходить в Синайский мон-рь. Известно, что в период своего Патриаршества Иоаким сохранял тесную связь с Синайским мон-рем и подолгу жил там, а в 1529 г. на свои средства построил в мон-ре храм арх. Михаила. Даже в кон. 1559 г., когда престарелый патриарх Иоаким отправлялся на Синай вместе с послом рус. царя, каирские христиане просили патриарха не оставаться в мон-ре, а вернуться к ним.

Особые отношения с мон-рем вмц. Екатерины стали причиной конфликта патриарха Иоакима с Иерусалимскими патриархами, претендовавшими на власть над Синаем. Уже в 1530 г. Иоаким был вынужден подписать грамоту с отказом от претензий на пограничные с Иерусалимским Патриархатом области Газа, Керак и Синай. В 1540 г. Иерусалимский патриарх Герман восстановил на Синае архиепископскую кафедру, чтобы еще ослабить влияние И., к-рый более не мог совершать рукоположения синайских иноков. Однако патриарх Иоаким воспользовавшись недостойным поведением Синайского архиеп. Макария, в 1557 г. созвал Собор в Каире для рассмотрения положения дел в мон-ре. Участники Собора — 3 вост. патриарха и синайская братия — приняли решение об упразднении архиепископской кафедры на Синае. Уже после смерти патриарха Иоакима, патриарху Герману удалось восстановить Синайское еп-ство и номинально вернуть мон-рь в свою юрисдикцию.

Иоким Афинянин сильно сопротивлялся ударам, главным образом, венецианского архиепископа Крита Патроса Ландоса, чтобы дать согласие на объединение церквей и принять участие в 1562 году нашей эры в Римско-католическом Синоде Троицы.

Мощи хранится в Патриаршем монастыре Святого Саввы Святого Причастия в Александрии, Египет.

Фактически, такое отношение еще больше усилило впечатление христианской команды Церкви о его святости и его одержимости родиной и традициями. Летописцы того времени хранят летописи о чудесных знамениях, которые Святой Патриарх совершил через свою веру.
Он был патриархом 80 лет, умер в старости, в 1567 году, в возрасте 116 лет.

Комментарии закрыты.