google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Евтихий Константинопольский | Алчевск Православный

Святитель Евтихий Константинопольский

Апрель 18th 2014 -

Святитель Евтихий Константинопольский

Память 6/19 апреля

Святитель Евтихий Константинопольский (греч. Ευτύχιος) — патриарх Константинопольский (552—565, 577—582). Почитается 6 апреля (по юлианском календарю).

Родился в селении, носившем название «Божественное», во Фригийской области. Его отец, Александр, служил в армии при полководце Велисарии в чине схолария. Мать его звали Синесией. Дед, бывший пресвитером в г. Августополе, крестил Евтихия, учил и воспитывал его.

возрасте 12 лет он был отправлен в Константинополь, где он изучал светские науки и богословие. Когда Евтихий решил стать священником, находившийся в столице митрополит Амасийский рукоположил его во диакона, в 30 лет Евтихий стал пресвитером, надеялся получить кафедру в Лазике (Зап. Грузия). После того как его надежда не оправдалась, отправился в Амасию, принял монашеский постриг и жил в одном из городских монастырей. Вскоре Евтихий стал игуменом, а также главой всего монашества Амасийской митрополии с титулом «католикос».

Поученіе. Св. Евтихій, патріархъ константинопольскій

Когда при императоре Юстиниане готовился созыв Пятого Вселенского собора, который должен был рассмотреть дело о Трех Главах, митрополит Амасийский был болен и отправил вместо себя архимандрита Евтихия. По преданию, увидев Евтихия в Константинополе престарелый патриарх Мина предсказал, что он будет после него патриархом. Когда в присутствии императора обсуждался вопрос о Феодоре Мопсуетском, Иве Едесском и Феодорите Кирском, разделявших в ряде вопросов мнение Нестория, но считавшихся православными, то Евтихий высказался о допустимости церковного осуждения уже умерших людей (все трое к тому моменту уже были мертвы) и привёл пример библейского царя Осии, который велел выкопать и сжечь кости идолослужителей (4Цар.23:16).

Согласно житию Евтихия, после смерти святого Мины императору Юстиниану в видении явился апостол Пётр и, указав на Евтихия, произнёс «Пускай сей да будет поставлен вам епископом». В 552 году Евтихий был возведен на патриарший престол.

В начале патриаршего служения Евтихия в 553 году состоялся Пятый Вселенский собор, который осудил возникшие в империи ереси и предал их анафеме. Однако через несколько лет в церкви возникла новая ересь, автортодокетов, то есть «нетленномнителей», которые учили, что плоть Христова прежде Крестной смерти и Воскресения была нетленной и не испытывала страданий.

6 января 553 г. патриах Евтихий совместно с Аполлинарием, патриархом Александрийским, и Домном III Антиохийским вручил папе Вигилию исповедание веры, прося его председательствовать на Соборе и рассмотреть дело о Трех Главах. Папа, поначалу согласившись, затем отказался, и V Вселенский Собор (май-июнь 553) прошел под председательством Евтихия, Аполлинария и Домна III, а также представителей Иерусалимского патриарха Евстохия.

2 июня 553 г. патриарх Евтихий торжественно поставил подпись под определениями V Вселенского Собора, осуждающими Три Главы. После окончания Собора, 8 дек. 553 г., Евтихий получил от папы Вигилия послание, в котором тот отказывался от своей позиции относительно Собора и присоединялся к осуждению Трех Глав.

В 564 г. патриарх Евтихий вместе с императором рассматривал дело Виктора, еп. Туннунского, и еще 6 иерархов из карфагенской Африки, которые отказывались присоединиться к решениям V Вселенского Собора. Поскольку все они так и не сделали того, что от них требовали, их заточили в константипольских монастырях).

22 января 565 г. патриарх Евтихий был низложен, по версии биографа патриарха, Евстратием, Юстинианом и Собором епископов за отказ признать афтартодокетическую доктрину. Все обвинения, выдвинутые против него, Евтихий отрицал и произнес анафему своему преемнику. На время был заточен в одном из столичных монастырей, затем перевезен в Халкидон, потом на один из Принцевых островов, откуда через 3 недели, уже весной 565 г., был отправлен в свой монастырь в Амасии. Святитель кротко переносил изгнание, проводил время в монастыре в посте и молитве. К этому периоду его жизни житие относит ряд чудотворений: исцеление больных, изгнание бесов и т.п. Во время нападения персов на Амасию и всеобщего разорения жителей по указанию святителя из монастырских житниц давали зерно голодающим.

Вместо Евтихия патриархом стал Иоанн III, который отлучил Евтихия от Церкви. По свидетельству церковного историка XIV в. Никифора Каллиста Ксанфопула, Юстиниан на смертном одре завещал своему наследнику Юстину II возвратить Евтихия на К-польскую кафедру, что тот и сделал по смерти Иоанна Схоластика.

По сообщению Иоанна Эфесского, в ссылке Евтихий подготовил собрание святоотеческих цитат, подтверждающих тезис о двух природах во Христе по Его воплощении; вероятно, имеется в виду трактат Евтихия «О различии природы и ипостаси», который он распространял среди монофизитов, заставляя читать его с целью обращения в православие. Эта мера Евтихия вызвала волнения в Константинополе. Евтихий продолжил гонения на монофизитов, начатые Иоанном Схоластиком.
3 октября 577 г. Евтихий вступил в К-поль и был триумфально принят народом. Патриарх Евтихий не проводил канонического расследования дела своего предшественника, ограничившись тем, что приказал уничтожить все его изображения и удалил от себя всех его приближенных и родственников.

В 577 г. патриарх Евтихий инициировал конфискацию утвари и книг в монофизитских церквах и монастырях, которые начали было восстанавливаться после гонений при Иоанне Схоластике. Преследования монофизитов продолжились и в правление имп. Тиверия I (578-582). Так, в 579 г. был вторично арестован Иоанн Эфесский и некоторые его сторонники. Был ликвидирован монофизитский приход в одном из дворцов Константинополя, изъяты изображения Севира, патриарха Антиохийского, и Феодосия Александрийского. Как утверждает Иоанн Эфесский, др. еретиков не трогали. Впрочем, в самом начале своего Патриаршества Евтихий отпустил из тюрьмы 2 монофизитских патриархов, избранных в Александрии по смерти Феодосия и арестованных по приказу Юстина II. Ко времени 2-го Патриаршества Евтихия относится его спор с рим. апокрисиарием Григорием (впосл. папа Римский) относительно учения о воскресении. По словам Иоанна Эфесского, патриарх Евтихий утверждал, что люди воскреснут не в собственных телах, а в новых, сотворенных специально для воскресения. Это учение, которое патриарх Евтихий изложил в ныне утраченном трактате, папа Григорий посчитал оригенистским. Из Жития папы Григория известно, что перед смертью Е. отрекся от своего заблуждения.

В 582 году святитель Евтихий в день празднования Пасхи заболел и скончался в Фомино воскресенье. Его погребли в церкви Двенадцати апостолов.

В 1246 году мощи святителя из Константинополя были перенесены в Венецию.

Комментарии закрыты.