Святитель Герасим II (Паллада), патриарх Александрийский

Январь 14th 2013 -

Память 2/15 января

Блаженной памяти Патриарх великаго града Александрии Герасим Паллада (занимавший патриаршескую кафедру с 1688 по 1710 г.) родился на славном острове Крите в городе Хандаке. Отец его Протопресвитер Феодор происходил из древняго и знатнаго дома Палладов, а еще знатнее был своим витийством и благочестивым житием; мать же его всюду слыла богобоязненною и чадолюбивою женщиною и доброю и гостеприимною хозяйкою.

Бог даровал им сие чадо, когда они были уже не в молодых летах. Отец Феодор сам обучил грамоте сына своего, и сообщил ему первоначальное образование, преподав первыя общия науки, и наипаче насадив в сердце его страх Господень, который есть начало премудрости.

После домашняго, скромнаго воспитания и обучения, родители отправили его в Венецию для высшаго образования в тамошней Академии. Здесь даровитый юноша, в течении немногих лет, приобрел основательныя познания, и изучил языки: еллинский, латинский и еврейский. Полатине он говорил и писал весьма свободно. А знание еврейскаго языка отразилось в его обширном изъяснении седмин Даниила пророка. Во время пребывания его в Европе, Турки овладели Хандаком после долговременной осады. Узнав о несчастной судьбе своей родины и о смерти отца своего, Герасим ушел в Пелопонис, где встретился с многими злополучными соотчичами своими, избежавшими рабства и безчестия, и оттуда переселился в Касторию.

В здешней Митрополии, которая тогда зависела от Ахридскаго Архиепископа, определили его учителем и проповедником.

Для начала следует отметить, что до своего избрания в 1688 году на патриарший престол Герасим работал учителем греческого народа в районах, находящихся под властью турок, на Пелопоннесе и в Эпире. В частности, он был связан с преподавателями и учениками Янинской школы игумена Епифания, являвшейся колыбелью греческого образования в период относительной, но контролируемой “автономии” образовательных учреждений в годы Туркократии. Одним из тех, кто участвовал в этом просветительском движении, был Григорий Мелиссинос с острова Крит, племянник известного ученого Герасима Влахоса.

Благочестие, ревность по вере и дар слова расположили к нему сердца местных христиан.

Синод Константинопольского Патриархата избрал Герасима митрополитом Касторийским. Однако в этой должности он пробыл достаточно короткое время, так как был лишен этого сана синодом Ахридской архиепископии, посчитавшей его назначение на престол митрополита антиканоническим, что по сути явилось лишь несогласием с решением, принятым в Константинополе. Осуждение личности Герасима, содержащееся в документе о его отстранении, стало первым ударом, который он получил, пострадав из-за несовершенства церковного устава именно этой митрополии...

Вселенский патриарх Каллиник Акарнан в своем послании к клиру и народу Александрийской патриархии красноречиво и образно описывает достоинства новоизбранного патриарха. Это послание представляет собой ценный исторический и агиологический источник, подытоживающий все заслуги Герасима в следующих словах: “Это человек богобоязненный и достойный, отличающийся великой мудростью и украшенный успехами, как в практической, так и в духовной жизни. Выделяясь как физическими, так и душевными достоинствами, он вооружен учеными знаниями и благоухает многими Божьими добродетелями, обладает прекрасным богословским образованием, в силу чего стал пламенным проповедником евангельского учения. Заканчивая, отмечу присущую его характеру доброту и Божественную кротость”

Сие сказание извлечено из краткаго жития сего Патриарха, которое, неизвестно кем, написано в 1785 году Мая 20 дня в Каире, и помещено в начале рукописи в лист, содержащей все проповеди сего Иерарха.  Рукопись эта озаглавлена так: Герасима смиреннаго Патриарха Александрийскаго. Том пятый, а называется эта священная книга — Четыредесятница. Из приписей на ней видно, что Патриарх начал сочинять ее в 1699 году и кончил в 1704-м. Всех слов в ней сто; и они расположены на три года так, что ежегодно начинаются в неделю мытаря и фарисея, и оканчиваются Пятдесятницею. Патриарх писал их для наставления неученых и малоученых священников и Архиереев, как то сказано в предисловии к ним. Оглавление всех этих поучений составлено «Преосвященно-словеснейшим, присно-поминаемым, Митрополитом Киринейским Иоасафом Крипянином»: выражение — Преосвященно-словеснейший, показывает, что и сей святитель был муж ученый и вития. К сожалению, от несноснаго жара и удушья заболели у меня глаза тогда; и я, при других занятиях, успел извлечь из ней только одно слово, которое и предлагается в переводе.

Кроме упомянутых ста проповедей Патриарх Герасим написал еще 96 слов, под заглавием: Слова доказательныя о воплощении Господа нашего Иисуса Христа, сочиненныя Герасимом Архиепископом Александрийским. — Почти во всех их излагаются признаки пришествия Мессии, и изъясняются 70 седмин пророка Даниила. Последнее слово есть похвала Константину Великому.

Пребывая на патриаршем престоле, святой вел переписку с различными известными людьми того времени, одним из которых был Иоанн Кариофиллис, занимавший пост директора константинопольской Патриаршей академии и развернувший обширную преподавательскую и политическую деятельность. В своем письме 1690 года он отмечает духовный авторитет патриарха Герасима, утверждая, что Божественное усердие и опыт вознесли его на “неземные высоты”. Кроме того, воцарение Герасима на патриаршем престоле он считает Божьим промыслом, вспоминая “живоносные ручьи” его благочестивых учений и говоря о его “высоких духовных заслугах”

Связанный со святым дружескими узами, Вселенский патриарх Дионисий Муселимис вспоминает в своем письме 1693 года время их “остроумных бесед”, в которых проявлялась “блистающая просвещенность мудрейшего мужа” – Герасима.

Ученый Анастасий-Михаил Наусский, работавший в Германии, восхваляет “всепетого” Герасима за его “образ жизни, образование и богочестие”6. Он также упоминает, что немецкий университетский преподаватель Анхард Аделунг во время своего путешествия по Востоку в период с 1700 по 1706 гг. был поражен простотой и святостью патриарха, назвав его “земным ангелом”.

Александр Маврокордатос, знаменитый фанариот, дипломат и ученый, был знаком со святым Герасимом и всегда высказывался о нем положительно. Он явился тем, кто, зная о надежности и авторитетности святого, выступил посредником в его продвижении в сан митрополита Адрианопольского, дабы уладить некоторые вопросы и добиться равновесия в отношениях Православной Церкви и Высокой Порты. В своем письме 1709 года он описывает добродетели, благонамеренность, смиренномудрие и нравственность этого достойнейшего иерарха, превосходящие все общечеловеческие критерии.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.