Святитель Герасим II (Паллада), патриарх Александрийский

Январь 14th 2013 -

Однако самое сильное, пусть и анонимное, свидетельство о престарелом пастыреначальнике оставили клир и народ Александрийской патриархии, услышав о его добровольном уходе с патриаршего престола в 1710 году. Их слезы, призывы остаться на своем посту и не покидать их являются самыми непогрешимыми доказательствами того признания, которое снискал он в душе и сознании всего народа.

Сын Александра Маврокордатоса Николай, правитель дунайских княжеств Влахии и Молдавии, питал глубокое уважение к Герасиму. В письмах, которыми они обменивались, Николай называет его человеком, “достойным почтения и удивления”, восторгается его душой, украшенной множеством добродетелей: кротостью, снисходительностью и человеколюбием.

В последнем письме, которое получил святой, находясь в Святом Ватопедском монастыре на Афоне, в январе 1714 года, его автор, Николай Маврокордатос, в двух риторических вопросах заключает все качества, характеризующие духовную сущность иерарха. Он пишет: “Какое более великое благодеяние мы можем найти, как не молитвы и благословения, источаемые душой иерарха, освещающего тысячами добродетелей всех православных, но не по общечеловеческому закону, а будучи чудесным образом увенчанным? Кто еще, как сей иерарх, обладая истерзанным, но живым телом и пламенным духом, так умиротворяет и умилостивляет Божественное, разгневанное нашими преступлениями?” Это письмо говорит нам о “святом”, иными словами, богоносном, пусть и измученном, теле престарелого патриарха, а также и о его духовном созерцании и сиянии незадолго до кончины. Маврокордатос выказывает убежденность в том, что иерарх предстанет “перед блистающим престолом Божьим вместе с сонмом святых душ”.

Весьма образованный человек, Димитрий Прокопиу-Памберис (в монашестве – Прокопий) был ученым врачом, служившим секретарем в семье Александра Маврокордатоса и впоследствии его сыновей. В самом главном своем произведении “Краткий перечень ученых греков прошлого столетия” он приводит краткие сведения о выдающихся личностях своей эпохи, среди которых присутствует и Герасим Палладас. Я процитирую здесь эту заметку: “Он был человеком поистине мудрейшим и святейшим. Богословом, философом и знатоком глубин Священного Писания. В наши дни он явился (и здесь слова мои да будут далеки от лести, ибо говорить я буду в удовольствие) ярчайшей звездой Восточной Церкви, боголюбиво руководя и обучая в благочестии и благости нрава не только свою паству, но и всю Христову полноту Восточной Церкви. Прибегая к обширным личным знаниям, черпаемых из бездонных источников его мудрости, он создал множество сочинений, в частности, трактования и исследования Священного Писания, послания к Евреям и многие другие, которые ныне хранятся, как драгоценные сокровища, и, если будет на то воля Божья, предстанут и в печатном виде”.

Однако, как большинство святых, патриарха Герасима окружало множество клеветы и несправедливого осуждения. Протосинкелл патриархии и впоследствии его преемник Самуил Капасулис распространял о Герасиме грязные слухи, что он якобы вносит некоторые нововведения в служение Святой Евхаристии, поскольку во время чтения молитвы святого возношения тихим голосом произносил слова Господни, а громким голосом призывал Святого Духа. Целью же Герасима было сделать акцент на точном времени превращения Святых Даров и дать отпор распространенной в те годы римо-католической пропаганде. Однако из-за того, что Капасулис исказил факты, святой получил выговор со стороны тогдашнего Вселенского Патриарха Гавриила III, которых в двух своих письмах 1702 года строго попросил Герасима отказаться от подобных “нововведений”.

Когда патриарх Герасим во второй раз отправился во Влахию между 1707 и 1709 годом, он взял с собой объемные тома своих поучений, чтобы отдать их в печать в княжеской типографии Бухареста. Тексты были проверены ответственным типографии, Марком Порфиропулосом из Кипра, и отклонены по причине того, что содержали догматические неточности, свойственные католической догматике. Патриарх, огорченный отказом, рассудил, что если эта критика оправдана, значит, все хорошо. Но если же нет, то придет Божий суд. С тех пор, различные проблемы со здоровьем, от которых страдал Порфиропулос, считались патриаршим проклятием.

Самуил Капасулис продолжил свою резкую критику в адрес Герасима, что отразилось в его переписке с Иерусалимским Патриархом Хрисанфом Нотарасом, как до, так и после того, как он сменил Герасима на патриаршем престоле. В частности, он высказывался отрицательно, и даже осуждающе, относительно некоторых решений святого. Например, Самуил не поверил патриарху Герасиму, когда тот позвал его из Константинополя в Египет, чтобы он сменил его. Самуил посчитал, что Герасим “испортил себе жизнь”, доверяя своему старцу, и заключил, что это приглашение являлось проверкой, а его уход – вопросом времени. Когда святой ненадолго отложил свое переселение на Афон, дабы Самуил утвердился на патриаршем престоле, тот осудил его за двуличие и непостоянство. Когда Герасим отказался одалживать Самуилу деньги, он счел его скупым, а также плохим распорядителем финансов и даже расточителем. Кроме того, в этих письмах Палладас порицается за суеверие и надменность. Но все это Самуил говорил, не зная, что Герасим благодетельствовал ему.

Известно, что земная жизнь многих святых, как правило, наполнена осуждением и искушениями, подобными вышеупомянутым. Они случаются во все времена, так испытываются терпение и смирение подвижников, так они подвигаются к крестному пути. Эти личности и их жизненный путь, порой оставаясь недооцененным и незаметным, в конце концов, признается справедливым Богом, как был признан и прославлен святой Герасим Палладас.

Сегодня мы отдаем дань уважения памяти смиреннейшего человека, отличившегося в своей жизни скромностью и воздержанностью. Изучение его жизни и творчества, проведенные мной в процессе моего диссертационного1 и постдиссертационного исследования, позволяют утверждать, что предназначением его был труд, далекий от каких-либо претензий на самовозвышение и даже признание.

Тем не менее, ни одна светлая личность не может долго оставаться в тени, рано или поздно она будет замечен. Так и Герасим, как в течение своей земной жизни, так и после смерти, снискал славу и признание. Цель моего сегодняшнего доклада – представить свидетельства о его личности, как по большей части положительные, так и негативные – клевету, порой появлявшуюся в его жизни.

Пребывая на патриаршем престоле, святой вел переписку с различными известными людьми того времени, одним из которых был Иоанн Кариофиллис, занимавший пост директора константинопольской Патриаршей академии и развернувший обширную преподавательскую и политическую деятельность. В своем письме 1690 года он отмечает духовный авторитет патриарха Герасима, утверждая, что Божественное усердие и опыт вознесли его на “неземные высоты”. Кроме того, воцарение Герасима на патриаршем престоле он считает Божьим промыслом, вспоминая “живоносные ручьи” его благочестивых учений и говоря о его “высоких духовных заслугах”
Связанный со святым дружескими узами, Вселенский патриарх Дионисий Муселимис вспоминает в своем письме 1693 года время их “остроумных бесед”, в которых проявлялась “блистающая просвещенность мудрейшего мужа” – Герасима.

Ученый Анастасий-Михаил Наусский, работавший в Германии, восхваляет “всепетого” Герасима за его “образ жизни, образование и богочестие”6. Он также упоминает, что немецкий университетский преподаватель Анхард Аделунг во время своего путешествия по Востоку в период с 1700 по 1706 гг. был поражен простотой и святостью патриарха, назвав его “земным ангелом”7.

Блаженнейший Патриарх Герасим управлял Православною Церковию в Египте в течении 22 лет, как добрый пастырь и учитель изрядный. Разныя утеснения от Турков и непослушание самих христиан побудили его отказаться от патриаршества; и он, избрав преемником себе Ливийскаго Митрополита Самуила, родом Хиосца, оставил свою кафедру в 1710 году, и отправился на св. гору Афонскую, где по кратковременном покое преселился в вечныя обители.

Святитель Герасим был прославлен Александрийской Православной Церковью, после чего, решением Священного Синода от 7 мая 2003 года, его память была внесена в диптих святых Русской Православной Церкви.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.