Святитель Епифаний I, архиепископ Константский, Кипрский

Май 24th 2011 -

Память 12/ 25 мая в день погребения в Саламине

Епифаний Кипрский — один из ранних Отцов Церкви, который прославился значительными обличениями ересей, одним из главных источников которых он считал учение Оригена. Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время борьбы Церкви с арианством, в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие.

Точная дата рождения Епифания Кипрского неизвестна; исходя из сообщения блж. Иеронима о том, что в 393 г. Епифаний Кипрский был уже в глубокой старости, дату его рождения помещают между 310 и 320 г., обычно относят к 315 г. Согласно Созомену, Епифаний Кипрский происходил из селения Бесандука (Βησανδούκη), располагавшегося в окрестностях г. Элевтерополя на юго-западе от Иерусалима по дороге в Аскалон. Хотя Созомен называет его «селением», это могло быть фамильное имение семьи Епифания Кипрского. В древних источниках данное место более нигде не упоминается; предположительно оно находилось вблизи могилы прор. Аввакума, откуда и получило свое название . Несмотря на утверждение позднего Жития, где говорится, что Епифаний Кипрский был воспитан в иудейской вере, сам Епифаний Кипрский в послании к имп. св. Феодосию I Великому свидетельствует, что его родители были христианами и придерживались никейской веры. По вопросу о религиозной принадлежности Епифаний Кипрский и его родителей существуют 2 т. зр. 1-я основывается на пространном Житии Епифания Кипрского, согласно которому он был воспитан в иудейской вере и только в зрелом возрасте принял крещение. 2-я опирается на приписываемое Епифанию Кипрскому. «Послание к императору Феодосию», автор которого утверждает, что он с юного возраста был последователем никейской веры, так же как и его родители, которые родились в этой вере и твердо ее придерживались. Последняя версия представляется маловероятной, если учесть, что сам Епифаний Кипрский родился за 10-15 лет до Вселенского I Собора. Возможно, родители Епифания Кипрского были весьма состоятельными людьми, поскольку имели достаточно средств, чтобы отправить Епифания Кипрского на учебу в Александрию. Он не продвинулся далеко в занятиях светскими науками, о чем свидетельствуют простота стиля его сочинений, отсутствие в них точных сведений о греческой философии и точных цитат из классических авторов. Однако, по сообщению блж. Иеронима, Епифаний Кипрский  имел блестящие способности к изучению языков: он овладел греческим, сирийским, еврейским, коптским и латинским языками. В Египте Епифаний Кипрский познакомился со знаменитыми подвижниками и «был наставлен лучшими монахами», наиболее известными из которых были преподобные Антоний Великий и Пахомий Великий. Епифаний Кипрский  мог знать их обоих: прп. Антоний был духовным отцом прп. Илариона Великого, палестинского монаха (впосл. игумен), который стал духовным отцом Епифания Кипрского; так что Епифаний Кипрский мог воспринять учение прп. Антония или непосредственно от него, или через прп. Илариона, оказавшего огромное влияние на духовное формирование юного Епифания Кипрского; с ним Епифания Кипрского связывала длительная дружба вплоть до смерти прп. Илариона . Предполагают, что Епифаний Кипрский  долгое время подвизался в одном из египетских монастырей, организованном по уставу прп. Пахомия Великого; здесь Епифаний Кипрский  мог воспринять отрицательное отношение прп. Пахомия к Оригену. Вероятно, Епифаний Кипрский  был знаком с египетскими монахами-оригенистами. В ранние годы в Египте Епифаний Кипрский  встретился с представителями гностических ересей, опровержение учения которых он написал впоследствии гностиками «вольных нравов», сифитами, последователями Иеракса. В Египте Епифаний Кипрский  сформировался и как догматист: он изучал труды знаменитых александрийских епископов-богословов — свт. Петра I Александрийского, свт. Александра Александрийского и особенно свт. Афанасия I Великого, от которого воспринял верность никейскому учению о единосущии и отрицание арианства в любых его формах.

В 335-340 гг. (согласно анонимному предисловию к «Анкорату», в возрасте ок. 20 лет) Епифаний Кипрский  покинул Египет и вернулся в Палестину. В окрестностях Элевтерополя он, вероятно, на средства, доставшиеся ему по наследству, основал общежительный монастырь, где продолжил аскетические подвиги. Там же он был поставлен «пресвитером монастыря», т. е., вероятно, игуменом, и оставался на этом посту вплоть до 367 г. К нему стало стекаться немало посетителей, и сам он поддерживал тесные отношения со многими православными епископами — жертвами арианской политики имп. Констанция II: со свт. Афанасием Великим Епифаний Кипрский встречался, возможно, после 349 г. или в 362 г., во время посещения свт. Афанасием Антиохии, со свт. Евсевием Верцелльским — в Скифополе, куда тот был сослан после Медиоланского Собора 355 г. , а также, по всей вероятности, с Луцифером Каралитанским, сосланным тогда же в Элевтерополь. Уже в этот период Епифаний Кипрский проявил себя как ревностный борец с ересями: он изобличил в гностической ереси и анафематствовал некоего старца Петра, бывшего пресвитера. г. Диосполя, который распространял свое лжеучение в селении Кафар-Бариха, расположенном недалеко от Хеврона. Как сообщает блж. Иероним, Епифаний Кипрский  был всегда окружен столь большим уважением, что даже «правящие еретики» , т. е., по-видимому, арианствующие епископы, считали позором преследовать такого человека. У Епифания Кипрского сложились неплохие отношения с Евтихием, еп. Элевтеропольским, который хотя и поддержал полуарианскую позицию Акакия, еп. Кесарийского, на Аримино-Селевкийском Соборе в 359 г., но имел тайную склонность к никейскому православию, о чем позже свидетельствовал сам Епифаний Кипрский . По сообщению блж. Иеронима, Евтихий не только не воздвиг гонений на такого твердого никейца, как Епифаний Кипрский, но прислушивался к его советам. Вероятно, не в последнюю очередь с влиянием Епифания Кипрского связано то, что на Антиохийском Соборе 363 г. Евтихий подписал соборное послание к имп. Иовиану в защиту Никейского Символа веры и термина «единосущный» . На протяжении игуменства Епифаний Кипрский поддерживал тесные дружеские отношения со своим духовным отцом прп. Иларионом Великим, возглавлявшим основанный им монастырь в Палестине, располагавшийся недалеко от Газы. Однако в 362-363 гг. в результате религиозной политики имп. Юлиана Отступника, направленной на восстановление язычества, монастырь прп. Илариона был разрушен, а сам преподобный был вынужден покинуть Палестину и отправиться на Кипр. Туда же переселились мн. духовные чада прп. Илариона и близкие друзья Епифания Кипрского. Есть предположение, что после смерти Евтихия Элевтеропольского в 365 или 366 г. Епифаний Кипрский  попытался занять его кафедру, но потерпел неудачу. В эти годы Епифаний Кипрский  часто бывал на Кипре у духовного отца и друзей. В конце концов Епифаний Кипрский переселился на Кипр.

В 367 г. , когда умер Кипрский архиепископ, епископы острова, хорошо знавшие о строгой подвижнической жизни Епифания Кипрского. и его твердых православных убеждениях, избрали его архиепископом. Вероятно, не последнюю роль в этом избрании сыграл прп. Иларион, пользовавшийся большим уважением у предыдущего Кипрского архиепископа. Констанция, в которой располагалась кафедра Епифания Кипрского, к тому времени представляла собой большой столичный и портовый город, разрушенный в результате землетрясений 332 и 342 гг. и заново отстроенный имп. Констанцием (древнее название города, Саламин, также употреблялось еще при жизни святителя).

Хотя формально Кипрская Церковь подчинялась тогда Антиохийскому митрополиту, ее фактическим правителем был архиепископ Констанции.

В результате деятельности Епифания Кипрского на посту архиепископа сложились благоприятные условия для обретения Кипрской Церковью автокефалии, которую она получила на Вселенском III Соборе 431 г. вскоре после смерти Епифания Кипрского.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.