google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Епифаний I, архиепископ Константский, Кипрский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Епифаний I, архиепископ Константский, Кипрский

Май 24th 2011 -

Святитель Епифаний I, архиепископ Константский, Кипрский

Память 12/ 25 мая в день погребения в Саламине

Епифаний Кипрский — один из ранних Отцов Церкви, который прославился значительными обличениями ересей, одним из главных источников которых он считал учение Оригена. Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время борьбы Церкви с арианством, в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие.

Точная дата рождения Епифания Кипрского неизвестна; исходя из сообщения блж. Иеронима о том, что в 393 г. Епифаний Кипрский был уже в глубокой старости, дату его рождения помещают между 310 и 320 г., обычно относят к 315 г. Согласно Созомену, Епифаний Кипрский происходил из селения Бесандука (Βησανδούκη), располагавшегося в окрестностях г. Элевтерополя на юго-западе от Иерусалима по дороге в Аскалон. Хотя Созомен называет его «селением», это могло быть фамильное имение семьи Епифания Кипрского. В древних источниках данное место более нигде не упоминается; предположительно оно находилось вблизи могилы прор. Аввакума, откуда и получило свое название . Несмотря на утверждение позднего Жития, где говорится, что Епифаний Кипрский был воспитан в иудейской вере, сам Епифаний Кипрский в послании к имп. св. Феодосию I Великому свидетельствует, что его родители были христианами и придерживались никейской веры. По вопросу о религиозной принадлежности Епифаний Кипрский и его родителей существуют 2 т. зр. 1-я основывается на пространном Житии Епифания Кипрского, согласно которому он был воспитан в иудейской вере и только в зрелом возрасте принял крещение. 2-я опирается на приписываемое Епифанию Кипрскому. «Послание к императору Феодосию», автор которого утверждает, что он с юного возраста был последователем никейской веры, так же как и его родители, которые родились в этой вере и твердо ее придерживались. Последняя версия представляется маловероятной, если учесть, что сам Епифаний Кипрский родился за 10-15 лет до Вселенского I Собора. Возможно, родители Епифания Кипрского были весьма состоятельными людьми, поскольку имели достаточно средств, чтобы отправить Епифания Кипрского на учебу в Александрию. Он не продвинулся далеко в занятиях светскими науками, о чем свидетельствуют простота стиля его сочинений, отсутствие в них точных сведений о греческой философии и точных цитат из классических авторов. Однако, по сообщению блж. Иеронима, Епифаний Кипрский  имел блестящие способности к изучению языков: он овладел греческим, сирийским, еврейским, коптским и латинским языками. В Египте Епифаний Кипрский познакомился со знаменитыми подвижниками и «был наставлен лучшими монахами», наиболее известными из которых были преподобные Антоний Великий и Пахомий Великий. Епифаний Кипрский  мог знать их обоих: прп. Антоний был духовным отцом прп. Илариона Великого, палестинского монаха (впосл. игумен), который стал духовным отцом Епифания Кипрского; так что Епифаний Кипрский мог воспринять учение прп. Антония или непосредственно от него, или через прп. Илариона, оказавшего огромное влияние на духовное формирование юного Епифания Кипрского; с ним Епифания Кипрского связывала длительная дружба вплоть до смерти прп. Илариона . Предполагают, что Епифаний Кипрский  долгое время подвизался в одном из египетских монастырей, организованном по уставу прп. Пахомия Великого; здесь Епифаний Кипрский  мог воспринять отрицательное отношение прп. Пахомия к Оригену. Вероятно, Епифаний Кипрский  был знаком с египетскими монахами-оригенистами. В ранние годы в Египте Епифаний Кипрский  встретился с представителями гностических ересей, опровержение учения которых он написал впоследствии гностиками «вольных нравов», сифитами, последователями Иеракса. В Египте Епифаний Кипрский  сформировался и как догматист: он изучал труды знаменитых александрийских епископов-богословов — свт. Петра I Александрийского, свт. Александра Александрийского и особенно свт. Афанасия I Великого, от которого воспринял верность никейскому учению о единосущии и отрицание арианства в любых его формах.

Поученіе. Св. Епифаній, архіепископъ кипрскій (Какъ легче всего обращать невѣрующихъ ко Христу)? Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

В 335-340 гг. (согласно анонимному предисловию к «Анкорату», в возрасте ок. 20 лет) Епифаний Кипрский  покинул Египет и вернулся в Палестину. В окрестностях Элевтерополя он, вероятно, на средства, доставшиеся ему по наследству, основал общежительный монастырь, где продолжил аскетические подвиги. Там же он был поставлен «пресвитером монастыря», т. е., вероятно, игуменом, и оставался на этом посту вплоть до 367 г. К нему стало стекаться немало посетителей, и сам он поддерживал тесные отношения со многими православными епископами — жертвами арианской политики имп. Констанция II: со свт. Афанасием Великим Епифаний Кипрский встречался, возможно, после 349 г. или в 362 г., во время посещения свт. Афанасием Антиохии, со свт. Евсевием Верцелльским — в Скифополе, куда тот был сослан после Медиоланского Собора 355 г. , а также, по всей вероятности, с Луцифером Каралитанским, сосланным тогда же в Элевтерополь. Уже в этот период Епифаний Кипрский проявил себя как ревностный борец с ересями: он изобличил в гностической ереси и анафематствовал некоего старца Петра, бывшего пресвитера. г. Диосполя, который распространял свое лжеучение в селении Кафар-Бариха, расположенном недалеко от Хеврона. Как сообщает блж. Иероним, Епифаний Кипрский  был всегда окружен столь большим уважением, что даже «правящие еретики» , т. е., по-видимому, арианствующие епископы, считали позором преследовать такого человека. У Епифания Кипрского сложились неплохие отношения с Евтихием, еп. Элевтеропольским, который хотя и поддержал полуарианскую позицию Акакия, еп. Кесарийского, на Аримино-Селевкийском Соборе в 359 г., но имел тайную склонность к никейскому православию, о чем позже свидетельствовал сам Епифаний Кипрский . По сообщению блж. Иеронима, Евтихий не только не воздвиг гонений на такого твердого никейца, как Епифаний Кипрский, но прислушивался к его советам. Вероятно, не в последнюю очередь с влиянием Епифания Кипрского связано то, что на Антиохийском Соборе 363 г. Евтихий подписал соборное послание к имп. Иовиану в защиту Никейского Символа веры и термина «единосущный» . На протяжении игуменства Епифаний Кипрский поддерживал тесные дружеские отношения со своим духовным отцом прп. Иларионом Великим, возглавлявшим основанный им монастырь в Палестине, располагавшийся недалеко от Газы. Однако в 362-363 гг. в результате религиозной политики имп. Юлиана Отступника, направленной на восстановление язычества, монастырь прп. Илариона был разрушен, а сам преподобный был вынужден покинуть Палестину и отправиться на Кипр. Туда же переселились мн. духовные чада прп. Илариона и близкие друзья Епифания Кипрского. Есть предположение, что после смерти Евтихия Элевтеропольского в 365 или 366 г. Епифаний Кипрский  попытался занять его кафедру, но потерпел неудачу. В эти годы Епифаний Кипрский  часто бывал на Кипре у духовного отца и друзей. В конце концов Епифаний Кипрский переселился на Кипр.

В 367 г. , когда умер Кипрский архиепископ, епископы острова, хорошо знавшие о строгой подвижнической жизни Епифания Кипрского. и его твердых православных убеждениях, избрали его архиепископом. Вероятно, не последнюю роль в этом избрании сыграл прп. Иларион, пользовавшийся большим уважением у предыдущего Кипрского архиепископа. Констанция, в которой располагалась кафедра Епифания Кипрского, к тому времени представляла собой большой столичный и портовый город, разрушенный в результате землетрясений 332 и 342 гг. и заново отстроенный имп. Констанцием (древнее название города, Саламин, также употреблялось еще при жизни святителя). Хотя формально Кипрская Церковь подчинялась тогда Антиохийскому митрополиту, ее фактическим правителем был архиепископ Констанции. В результате деятельности Епифания Кипрского на посту архиепископа сложились благоприятные условия для обретения Кипрской Церковью автокефалии, которую она получила на Вселенском III Соборе 431 г. вскоре после смерти Епифания Кипрского. Епархия Епифания Кипрского была столь обширна, что он, следуя местному обычаю, дозволял епископам, в частности Филону и Феопрепию, епископам Карпасийским, рукополагать пресвитеров, диаконов и иподиаконов в отдаленных частях острова 2). По сообщению Созомена, очень скоро Епифаний Кипрский  заслужил всеобщую народную любовь за заботу о местных жителях и о приезжих. В Констанции он начал строительство кафедральной базилики, впоследствии носившей его имя. Предметом особого внимания Епифания Кипрского являлось монашество, пробуждение которого на Кипре было связано с деятельностью прп. Илариона, умершего в 371/2 г. в отшельническом уединении в пещере недалеко от Пафоса; в 372 г. Епифаний Кипрский  написал небольшое послание в его похвалу, имевшее широкое распространение. Благодаря усилиям Епифания Кипрского, собравшего немалые средства, на Кипре возникло множество монастырей, куда съехались монахи со всего мира, привлеченные «любовью к этому святому человеку». По просьбе Епифания Кипрского деньги на строительство монастырей жертвовали богатые граждане империи, в частности знатная римлянка Паула (Ibidem) и состоятельная константинопольская диаконисса Олимпиада. Кроме того, в должности архиепископа Епифаний Кипрский проявил себя ревностным защитником никейской веры и противником любых ее искажений. Об этом свидетельствуют написанные им в 70-х гг. IV в. сочинения «Анкорат» и «Панарион». Вскоре Епифаний Кипрский стал пользоваться таким высоким авторитетом в Церкви, что даже арианствующий имп. Валент не посмел преследовать его . 4). Позже, в правление правосл. имп. св. Феодосия, Епифаний Кипрский  испросил у него указ об изгнании с Кипра всех еретиков. Гораздо больше известно о деятельности Епифания Кипрского за пределами Кипра. Нередко жители др. малоазийских провинций империи обращались к Епифанию Кипрскому за советами, и он отвечал им в письмах или специальных сочинениях. Епифаний Кипрский нередко сам отправлялся в др. провинции и страны: он сообщает, что бывал в Сирии и достиг пределов Евфрата в Карии, на юго-западе М. Азии. Часто эти поездки были связаны с посещением мон-рей; так, Епифаний Кипрский бывал у Павла и Акакия — архимандритов мон-рей в Халкиде и Берое Сирийской; в своем мон-ре в Палестине. Участие Епифания Кипрского во мн. великих спорах того времени также вынуждало его совершать поездки в разные провинции и города империи — Палестину, Сирию, Галатию, Константинополь и др.

Весной 394 г., когда Епифаний Кипрский прибыл в Бесандуку, блж. Иероним отправил к нему своего брата Павлиниана и несколько диаконов, чтобы принести ему извинения и просить его рукоположить Павлиниана во пресвитера. Епифаний Кипрский без колебаний рукоположил его сначала во диакона, а затем и во пресвитера, приняв меры предосторожности, чтобы совершить рукоположение вне пределов юрисдикции свт. Иоанна Иерусалимского. Однако последний, узнав об этом, посчитал, что были ущемлены его епископские права, поскольку Павлиниан был рукоположен для монастыря в Вифлееме, входившего в юрисдикцию епископа Иерусалимского. Когда клирики Епифания Кипрского пришли к свт. Иоанну, чтобы оповестить его об этом, он разгневался, стал угрожать, что раструбит об этом «до крайних пределов земли», т. е. до Рима, и отлучил от Церкви Павлиниана и монахов его монастыря, а также блж. Иеронима. В ответ на угрозы свт. Иоанна Епифаний Кипрский написал ему большое послание, в котором оправдывал свои действия. Помимо объяснений правомочности рукоположения Павлиниана ссылкой на то, что он рукоположил его в своем монастыре, который не относится к епархии епископа Иерусалимского, и следовал местному обычаю Кипрской Церкви, в послании Епифаний Кипрский также указал на заблуждения Оригена и попросил свт. Иоанна их осудить. Однако свт. Иоанн не ответил, но отправил послание еп. Феофилу Александрийскому, ища его поддержки. Тогда Епифаний Кипрский написал послания палестинским епископам и монахам, приложив к ним послание к свт. Иоанну и потребовав разорвать с ним церковное общение. В том же послании Епифаний Кипрский к свт. Иоанну был прямо назван еретиком друг свт. Иоанна — Руфин Аквилейский. Когда спустя 18 месяцев Руфин узнал о том, что его старый друг блж. Иероним перевел это послание на латынь, он разорвал отношения с ним, равно как и с Е. К... Павлиниан был вынужден отправиться на Кипр под юрисдикцию Епифания Кипрского, но впоследствии посещал Иерусалим. Между тем Епифаний Кипрский продолжил борьбу со свт. Иоанном Иерусалимским и в 396 г. написал послание к Римскому еп. св. Сирицию, вероятно, в ответ на послание последнего, написанное после жалобы свт. Иоанна, в котором Сириций укорял Епифания Кипрского за его вмешательство в дела Иерусалимской Церкви. В свою очередь свт. Иоанн Иерусалимский написал апологию к еп. Феофилу Александрийскому, в которой оправдывался от обвинений в оригенизме, выдвинутых против него Епифанием Кипрским и блж. Иеронимом. Для опровержения этой апологии блж. Иероним в кон. 396 г. написал большое соч. «Против Иоанна Иерусалимского», в к-ром показал, как свт. Иоанн намеренно избегал открытого ответа на обвинения в оригенизме, прозвучавшие со стороны Е. К. Однако на Пасху 397 г. в иерусалимском храме Воскресения между Руфином Аквилейским и блж. Иеронимом произошло примирение, после чего свт. Иоанн Иерусалимский вновь принял последнего в церковное общение. Несмотря на то что впосл. вражда между блж. Иеронимом и Руфином Аквилейским возобновилась и даже привела к окончательному разрыву, Епифаний Кипрский уже не принимал в этом непосредственного участия.

В начале мая 403 г. во время плавания Епифаний Кипрский внезапно заболел и 12 мая скончался на борту корабля. Это традиционной дате, которой придерживается большинство исследователей. П. Нотен, основываясь на альтернативной хронологии, предлагает др. дату — первые числа мая 402 г... По прибытии на Кипр тело Епифания Кипрского. с корабля было перенесено в церковь, которую он ранее построил в Констанции, и погребено в сев. приделе. Вскоре распространилась слава о Епифании Кипрского как о святом и чудотворце, сотворившем множество чудес и при жизни, и после смерти. Церковь, в которой Епифаний Кипрский был погребен, впоследствии стала носить его имя, под этим именем она упоминается в Деяниях Вселенского VII Собора. Множество др. мест и церквей на Кипре также стали называться именем Епифания Кипрского. При визант. имп. Льве VI Мудром (886-912) мощи Епифания Кипрского были перенесены в Константинополь, и его почитание широко распространилось в православной Церкви.

Вся жизнь Епифания происходила в свершениях им различных чудес, о которых вспоминают 25 мая Рябиновка (Епифанов день), память Епифания Кипрского когда отмечают. Силой молитвы святитель извлек из безжизненной почвы водный источник, рядом вскопал огород. Дикие звери пытались съесть овощи с огорода, но Епифаний силой слова и молитвы повелел им убираться прочь. Они так и поступили и впредь не появлялись.

Однажды к монастырю пришли крестьяне и поведали Епифанию об огромном льве-людоеде, нападающем на них. Лев, встретившись взглядом со святым Епифанием, в тот же миг испустил дух.

Также 25 мая в Епифанов день памяти Епифания Кипрского вспоминают о том, как святитель своими молитвами исцелял больных, воскрешал усопших, обращал в христианскую веру многих язычников.

Ряду святых во сне было одно и тоже видение. Господь возвестил им о том, что желает видеть святого Епифана епископом Кипрским. Тот поначалу отказывался, но услышав о видениях, покорно принял волю Господа.

Как-то во время трапезы в окно влетела ворона и принялась каркать. Один из клириков диакон Карин, испытывавший к святителю Епифанию неприязнь, решил поднять на смех святителя и предложил ему перевести, что пытается сказать ворона. Святитель на эту дерзость сказал, что ворона возвещает о том, что Карину не суждено более быть диаконом. После этих слов Карина обуяла болезнь и на следующий день он скончался.

Свершались и иные чудеса. Так, двое бандитов решили пошутить на шедшим им навстречу Епифанием. Один из них притворился мертвым, а другой стал просить Епифания накрыть тело чем-нибудь из его одежды. Епифаний помолился за душу якобы усопшего и накрыл тело своим плащом. Когда же бандит снял плащ, то обнаружил, что Господь наказал товарища и умертвил его за святотатство и лживость.

Во времена правления царицы Евдоксии святитель Епифаний был вызван к ней, дабы участвовать в суде над Иоанном Златоустом. Евдоксия ненавидела Златоуста и решила обманом и при помощи святителя Епифания избавиться от своего обличителя. Епифаний, услышав от царицы предъявляемые обвинения к святому Иоанну, осознал, что это клевета и отказался от участия в суде.

Не ведая о том, что Епифаний отказывается его судить, Иоанн Златоуст отправил записку. В записке Златоуст написал, что он слышал о том, что Епифаний предложил царице изгнать Златоуста. За это не видать больше Епифанию его престола. Епифаний по прочтении записки, написал ответ, что и ему не суждено добраться до места ссылки.

Обоюдное пророчество сбылось. Златоуст умер в пути в ссылку. Епифаний преставился на корабле во время возвращения домой из Константинополя.

Мощи святителя Епифания были погребены у его родного монастыря. Множество больных, обращаясь в молитвах к святителю, нашли свое исцеление.

Комментарии закрыты.