google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Епифаний I, архиепископ Константский, Кипрский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Епифаний I, архиепископ Константский, Кипрский

Май 24th 2011 -

Епархия Епифания Кипрского была столь обширна, что он, следуя местному обычаю, дозволял епископам, в частности Филону и Феопрепию, епископам Карпасийским, рукополагать пресвитеров, диаконов и иподиаконов в отдаленных частях острова.

По сообщению Созомена, очень скоро Епифаний Кипрский  заслужил всеобщую народную любовь за заботу о местных жителях и о приезжих. В Констанции он начал строительство кафедральной базилики, впоследствии носившей его имя. Предметом особого внимания Епифания Кипрского являлось монашество, пробуждение которого на Кипре было связано с деятельностью прп. Илариона, умершего в 371/2 г. в отшельническом уединении в пещере недалеко от Пафоса; в 372 г. Епифаний Кипрский  написал небольшое послание в его похвалу, имевшее широкое распространение.

Благодаря усилиям Епифания Кипрского, собравшего немалые средства, на Кипре возникло множество монастырей, куда съехались монахи со всего мира, привлеченные «любовью к этому святому человеку». По просьбе Епифания Кипрского деньги на строительство монастырей жертвовали богатые граждане империи, в частности знатная римлянка Паула (Ibidem) и состоятельная константинопольская диаконисса Олимпиада. Кроме того, в должности архиепископа Епифаний Кипрский проявил себя ревностным защитником никейской веры и противником любых ее искажений. Об этом свидетельствуют написанные им в 70-х гг. IV в. сочинения «Анкорат» и «Панарион». Вскоре Епифаний Кипрский стал пользоваться таким высоким авторитетом в Церкви, что даже арианствующий имп. Валент не посмел преследовать его . 4). Позже, в правление правосл. имп. св. Феодосия, Епифаний Кипрский  испросил у него указ об изгнании с Кипра всех еретиков. Гораздо больше известно о деятельности Епифания Кипрского за пределами Кипра.

Нередко жители др. малоазийских провинций империи обращались к Епифанию Кипрскому за советами, и он отвечал им в письмах или специальных сочинениях. Епифаний Кипрский нередко сам отправлялся в др. провинции и страны: он сообщает, что бывал в Сирии и достиг пределов Евфрата в Карии, на юго-западе М. Азии. Часто эти поездки были связаны с посещением мон-рей; так, Епифаний Кипрский бывал у Павла и Акакия — архимандритов мон-рей в Халкиде и Берое Сирийской; в своем мон-ре в Палестине. Участие Епифания Кипрского во мн. великих спорах того времени также вынуждало его совершать поездки в разные провинции и города империи — Палестину, Сирию, Галатию, Константинополь и др.

Весной 394 г., когда Епифаний Кипрский прибыл в Бесандуку, блж. Иероним отправил к нему своего брата Павлиниана и несколько диаконов, чтобы принести ему извинения и просить его рукоположить Павлиниана во пресвитера. Епифаний Кипрский без колебаний рукоположил его сначала во диакона, а затем и во пресвитера, приняв меры предосторожности, чтобы совершить рукоположение вне пределов юрисдикции свт. Иоанна Иерусалимского. Однако последний, узнав об этом, посчитал, что были ущемлены его епископские права, поскольку Павлиниан был рукоположен для монастыря в Вифлееме, входившего в юрисдикцию епископа Иерусалимского. Когда клирики Епифания Кипрского пришли к свт. Иоанну, чтобы оповестить его об этом, он разгневался, стал угрожать, что раструбит об этом «до крайних пределов земли», т. е. до Рима, и отлучил от Церкви Павлиниана и монахов его монастыря, а также блж. Иеронима. В ответ на угрозы свт. Иоанна Епифаний Кипрский написал ему большое послание, в котором оправдывал свои действия. Помимо объяснений правомочности рукоположения Павлиниана ссылкой на то, что он рукоположил его в своем монастыре, который не относится к епархии епископа Иерусалимского, и следовал местному обычаю Кипрской Церкви, в послании Епифаний Кипрский также указал на заблуждения Оригена и попросил свт. Иоанна их осудить. Однако свт. Иоанн не ответил, но отправил послание еп. Феофилу Александрийскому, ища его поддержки. Тогда Епифаний Кипрский написал послания палестинским епископам и монахам, приложив к ним послание к свт. Иоанну и потребовав разорвать с ним церковное общение. В том же послании Епифаний Кипрский к свт. Иоанну был прямо назван еретиком друг свт. Иоанна — Руфин Аквилейский.

Когда спустя 18 месяцев Руфин узнал о том, что его старый друг блж. Иероним перевел это послание на латынь, он разорвал отношения с ним, равно как и с Е. К... Павлиниан был вынужден отправиться на Кипр под юрисдикцию Епифания Кипрского, но впоследствии посещал Иерусалим. Между тем Епифаний Кипрский продолжил борьбу со свт. Иоанном Иерусалимским и в 396 г. написал послание к Римскому еп. св. Сирицию, вероятно, в ответ на послание последнего, написанное после жалобы свт. Иоанна, в котором Сириций укорял Епифания Кипрского за его вмешательство в дела Иерусалимской Церкви.

В свою очередь свт. Иоанн Иерусалимский написал апологию к еп. Феофилу Александрийскому, в которой оправдывался от обвинений в оригенизме, выдвинутых против него Епифанием Кипрским и блж. Иеронимом. Для опровержения этой апологии блж. Иероним в кон. 396 г. написал большое соч. «Против Иоанна Иерусалимского», в к-ром показал, как свт. Иоанн намеренно избегал открытого ответа на обвинения в оригенизме, прозвучавшие со стороны Е. К. Однако на Пасху 397 г. в иерусалимском храме Воскресения между Руфином Аквилейским и блж. Иеронимом произошло примирение, после чего свт. Иоанн Иерусалимский вновь принял последнего в церковное общение. Несмотря на то что впосл. вражда между блж. Иеронимом и Руфином Аквилейским возобновилась и даже привела к окончательному разрыву, Епифаний Кипрский уже не принимал в этом непосредственного участия.

В начале мая 403 г. во время плавания Епифаний Кипрский внезапно заболел и 12 мая скончался на борту корабля. Это традиционной дате, которой придерживается большинство исследователей. П. Нотен, основываясь на альтернативной хронологии, предлагает др. дату — первые числа мая 402 г... По прибытии на Кипр тело Епифания Кипрского. с корабля было перенесено в церковь, которую он ранее построил в Констанции, и погребено в сев. приделе. Вскоре распространилась слава о Епифании Кипрского как о святом и чудотворце, сотворившем множество чудес и при жизни, и после смерти. Церковь, в которой Епифаний Кипрский был погребен, впоследствии стала носить его имя, под этим именем она упоминается в Деяниях Вселенского VII Собора. Множество др. мест и церквей на Кипре также стали называться именем Епифания Кипрского. При визант. имп. Льве VI Мудром (886-912) мощи Епифания Кипрского были перенесены в Константинополь, и его почитание широко распространилось в православной Церкви.

Вся жизнь Епифания происходила в свершениях им различных чудес, о которых вспоминают 25 мая Рябиновка (Епифанов день), память Епифания Кипрского когда отмечают. Силой молитвы святитель извлек из безжизненной почвы водный источник, рядом вскопал огород. Дикие звери пытались съесть овощи с огорода, но Епифаний силой слова и молитвы повелел им убираться прочь. Они так и поступили и впредь не появлялись.

Однажды к монастырю пришли крестьяне и поведали Епифанию об огромном льве-людоеде, нападающем на них. Лев, встретившись взглядом со святым Епифанием, в тот же миг испустил дух.

Также 25 мая в Епифанов день памяти Епифания Кипрского вспоминают о том, как святитель своими молитвами исцелял больных, воскрешал усопших, обращал в христианскую веру многих язычников.

Ряду святых во сне было одно и тоже видение. Господь возвестил им о том, что желает видеть святого Епифана епископом Кипрским. Тот поначалу отказывался, но услышав о видениях, покорно принял волю Господа.

Как-то во время трапезы в окно влетела ворона и принялась каркать. Один из клириков диакон Карин, испытывавший к святителю Епифанию неприязнь, решил поднять на смех святителя и предложил ему перевести, что пытается сказать ворона. Святитель на эту дерзость сказал, что ворона возвещает о том, что Карину не суждено более быть диаконом. После этих слов Карина обуяла болезнь и на следующий день он скончался.

Свершались и иные чудеса. Так, двое бандитов решили пошутить на шедшим им навстречу Епифанием. Один из них притворился мертвым, а другой стал просить Епифания накрыть тело чем-нибудь из его одежды. Епифаний помолился за душу якобы усопшего и накрыл тело своим плащом. Когда же бандит снял плащ, то обнаружил, что Господь наказал товарища и умертвил его за святотатство и лживость.

Во времена правления царицы Евдоксии святитель Епифаний был вызван к ней, дабы участвовать в суде над Иоанном Златоустом. Евдоксия ненавидела Златоуста и решила обманом и при помощи святителя Епифания избавиться от своего обличителя. Епифаний, услышав от царицы предъявляемые обвинения к святому Иоанну, осознал, что это клевета и отказался от участия в суде.

Не ведая о том, что Епифаний отказывается его судить, Иоанн Златоуст отправил записку. В записке Златоуст написал, что он слышал о том, что Епифаний предложил царице изгнать Златоуста. За это не видать больше Епифанию его престола. Епифаний по прочтении записки, написал ответ, что и ему не суждено добраться до места ссылки.

Обоюдное пророчество сбылось. Златоуст умер в пути в ссылку. Епифаний преставился на корабле во время возвращения домой из Константинополя.

Мощи святителя Епифания были погребены у его родного монастыря. Множество больных, обращаясь в молитвах к святителю, нашли свое исцеление.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.