google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Димитрий Ростовский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Димитрий Ростовский

Ноябрь 9th 2010 -

Святитель Димитрий Ростовский. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь,  XVIII век

Святитель Димитрий Ростовский.
Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь,  XVIII век

Память: 19 июля/ 1 августа, 21 сент., 28 окт., 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня — в Соборе Сибирских святых).

Отец Димитрия, казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей (личное прозвище отца святителя — Туптало — было перенесено на Димитрия в лит-ре уже в XVIII в.).

В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского монастыря (ставшего семейной усыпальнице Савичей), Савва Савич принял монашеский постриг. Мать Димитрия звали Марией Михайловной (ум. 1689), младшие сестры Димитрия — Памфилия, Феврония и Параскева — были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя свт. Николая.

В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662—1665 гг. (до ее разрушения во время набега на Киев казачьих войск П. Д. Дорошенко), ректором академии в эти годы был игум. Иоанникий (Галятовский). Затем Даниил поступил в Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. игум. Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. 25 марта следующего года рукоположен Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) во диакона, 23 мая 1675 г. рукоположен во иерея Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) в Густынском во имя Св. Троицы монастыре, где пребывал до 1677 г., став кафедральным проповедником при архиеп. Лазаре, который обратил внимание на нравственные достоинства Димитрия, его ученость, замечательный дар слова.

Молитвы:

Акафист святителю Димитрию Ростовскому, чудотворцу

Канон святителю Димитрию Ростовскому

Молитвы ко Святому Димитрию

Проповеди:

Слово въ день святителя Димитрія, Ростовскаго чудотворца.  Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)

Св. Димитрій ростовскій.(О помощи нуждающимся въ пропитаніи).
Прот. Григорій Дьяченко

Церковное пѣснопѣніе въ похвалу святителю Димитрію Ростовскому. Поученіе 21 сентября, въ недѣлю 16-ю

Летом 1677 г. Димитрий побывал в Новодворском Успенском монастыре в Пинском у. для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским. Затем Димитрий посетил Вильно, 6 дек. 1677 г. поселился в слуцком в честь Преображения Господня монастыре, где в течение года был братским проповедником. По желанию гетмана И. Самойловича, лично знавшего Димитрия и высоко ценившего его, Димитрий в янв. 1679 г. вернулся в Чернигов, вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине. В марте 1681 г. Димитрий был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского монастыря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая монастыря в Батурине.

26 окт. 1683 г. Димитрий оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского), избранного в кон. того же года архимандритом Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря, переехал в Киев, 23 апр. 1684 г. поселился в Киево-Печерском монастыре, стал братским проповедником. В мае-июне по благословению архим. Варлаама Димитрий приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы), архим. Иннокентия (Гизеля), Лазаря (Бара-новича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнослав. Четьих-Миней. В Киеве Димитрий познакомился со Стефаном (Яворским), вскоре ставшим его ближайшим другом.
В нач. 1686 г. Димитрий по убеждению нового Киевского митр. Гедеона (Святополка-Четвертинского) и гетмана Самойловича вновь принял игуменство в Батуринском монастыре. Святитель не оставлял работу над «Книгой житий...». Митр. Гедеон и гетман Самойлович,по-видимому, обратились в Москву с просьбой прислать список Великих Четьих-Миней митр. св. Макария из кремлевского Успенского собора. Книги были высланы. Однако в нач. 1688 г. патриарх Иоаким, недовольный позицией малороссийского высшего духовенства, которую, по-видимому, разделял и Димитрий, в вопросе о времени пресуществления Св. Даров (на Украине придерживались в этом отношении католич. т. зр.), потребовал возвращения книг в Москву. 1-й т. «Книги житий...» Димитрий, посланный в 1689 г. патриарху, также вызвал неудовольствие первосвятителя по неск. причинам. Во-первых, книга содержала католич. мнение о непорочном зачатии Пресв. Богородицы (в Слове на Рождество Пресв. Девы о Ней говорится: «Отлученна от земных, от грешник, ибо греху первородному непричастна... Венчанна честию, яко без греха первороднаго зачатая и рожденная»), а также упоминание в списке «Учителей, списателей, историков, повествователей...» «Иеронима, учителя православного». Во-вторых, патриарх был недоволен тем, что митр. Варлаам печатал книги в типографии Киево-Печерской лавры без патриаршего благословения. После критики патриарха в часть тиража 1-го т. была внесена правка. В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» цитированное чтение было заменено текстом: «Она отлученна от земных грешных, ибо греха во всей жизни своей не единаго же позна... Венчанна честию, яко ангельским Благовещением и служением почтенная». Кроме того, из выходных данных было изъято упоминание низложенной 7 сент. 1689 г. царевны Софии Алексеевны.

Летом 1687 г. стал гетманом и обосновался в Батурине И. С. Мазепа. 10 авг. — 22 сент. 1689 г. в свите гетмана Димитрий находился в Москве, где малороссияне чествовали царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича, царевну Софию, патриарха Иоакима. Приезд посольства пришелся на драматические события окончания правления царевны Софии, Димитрий присутствовал при казнях приверженцев бывш. правительницы. Описанию этой поездки святитель отводит значительное место в своем дневнике («Диариуше»). С разрешения Мазепы 13 янв. 1691 г. Димитрий перенес в Батуринский монастырь из казенной палаты гетмана частицу мощей вмц. Варвары. Димитрий считал эту святую своей покровительницей. 11 марта 1689 г. Димитрий получил жалованную грамоту царей Иоанна и Петра с подтверждением грамоты царя Алексея Михайловича на владения Батуринского монастыря, поступившие в качестве вкладов в разное время от гетманов. В игуменство Димитрия в Батуринском монастыре доживал последние годы и скончался Адам Зерникав.

14 февр. 1692 г. Димитрий оставил пост настоятеля и поселился в отдельной келье в Батурине, чтобы полностью сосредоточиться на агиографической работе. 9 мая следующего года он переехал в Киево-Печерский монастырь, для того чтобы лично наблюдать за печатанием 2-го т. «Книги житий святых». В сер. 1694 г. Димитрий был избран игуменом глуховского Петропавловского монастыря, 22 июня прибыл в Глухов, в янв. следующего года в монастыре было начато строительство каменного собора. Посылая в марте 1695 г. патриарху Адриану 2-ю ч. «Книги житий святых», Димитрий просил о присылке новых томов Великих Четьих-Миней, которые и были ему отправлены в нач. 1696 г. через Кариона (Истомина). За 1-й том своего труда Димитрий удостоился благословенной грамоты патриарха Адриана (3 окт. 1690), напечатанной во 2-й ч. «Книги житий...».

18 янв. 1697 г., после кончины игум. киевского Кирилловского монастыря Иннокентия (Монастырского), Димитрий стал настоятелем этого монастыря, но уже 10 июня того же года он был избран настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря, 20 июня возведен в сан архимандрита Черниговским еп. св. Иоанном (Максимовичем). В 1699 г. Димитрий был переведен архимандритом в новгород-северский в честь Преображения Господня муж. монастырь, куда прибыл 22 сент.

18 июня 1700 г. Петр I отправил указ Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) с требованием прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру. С этой же просьбой обратился к митр. Варлааму и патриарх Адриан, который вскоре, 16 окт. 1700 г., скончался; местоблюстителем патриаршего престола стал Рязанский митр. Стефан (Яворский). Петр I указом от 27 дек. 1700 г. назвал 2 кандидатуры на Сибирскую кафедру (обе, вероятно, были подсказаны митр. Стефаном): Димитрия и Переяславского еп. Захария (Корниловича), велев им прибыть в Москву не позднее первых чисел февр. 1701 г. Димитрий приехал в столицу 10 февр., 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, 23 марта был хиротонисан во митрополита Сибирского и Тобольского. Из-за весенней распутицы и болезни Димитрий не поехал в Сибирь, все недолгое время управления Сибирской епархией он жил в московском Чудовом монастыре. Как сообщает Житие Димитрия, святителя во время болезни посетил Петр I и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над «Книгой житий святых», отменил свой указ о назначении в Тобольск. На Сибирскую кафедру был поставлен Филофей (Лещинский), хиротонисанный при участии Димитрия 4 янв. 1702 г. Живя в Москве, Димитрий много проповедовал в столичных храмах. И. А. Шляпкин указывает 15 Слов, сказанных святителем с февр. 1701 по февр. 1702 г., в т. ч. Слово в «начатии шведской войны» (19 июня) (Шляпкин. 1891. С. 285-288). В некоторых проповедях содержится скрытая критика поведения царя во время русско-швед. войны (отсутствие в войсках, которыми распоряжались иностранцы, неподобающее поведение). К этому же времени относится пожалование царевичем Алексеем Петровичем панагии Димитрию.

4 янв. 1702 г. Димитрий был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским вместо скончавшегося 10 нояб. предыдущего года Иоасафа (Лазаревича). 1 марта 1702 г. Димитрий прибыл в Ростов. Посетив прежде всего Яковлевский монастырь (см.: Ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев муж. монастырь), находящийся при въезде в город на Московском тракте, святитель указал место своего буд. погребения в юго-зап. углу храма Св. Троицы (построен в 1686 на месте храма кон. XIV в. в честь Зачатия прав. Анною Пресв. Богородицы, в 1754 переосвящен как Зачатьевский). После литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати... но о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися» (цит. по: Там же. С. 292). Жизнь святителя в Ростове стала исполнением этих слов.

Указывая на недостатки местного духовенства — необразованность, пьянство, недобросовестное отношение к своим обязанностям — и на невежественность и равнодушие к Церкви мирян, святитель видел свою задачу в первую очередь в просвещении и воспитании паствы и духовенства. С этой целью 1 сент. 1702 г. в архиерейском доме была открыта Ростовская «грамматическая» школа, устроенная по типу юго-западнорус. школ, образцами для которых являлись иезуитские коллегии; средства для школы выделялись из Монастырского приказа. В Ростовской школе учились ок. 200 чел., преимущественно дети священников (все священнослужители епархии были обязаны отдавать сыновей в учебу), принимались подростки и из др. сословий.

Школа делилась на 3 класса: низший (infima classis, грамматический), средний (media classis, латинский), высший (suprema classis, философский). Обучение начиналось с рус. азбуки, чтения и письма, наиболее способные осваивали в особом классе лат. и греч. языки. В школе преподавали также катехизис, пение по нотам, стихосложение. Ученики писали сочинения, делившиеся на домашние и классные (школьные), которые могли быть обыкновенными (безотносительными) или спорными (конкурсными, за звание лучшего ученика) (о порядке преподавания свидетельствуют рукописные сборники упражнений по лат. грамматике учеников Ростовской школы, в частности П. Курохтанского за 1703 г. — РГАДА. Ф. 381. № 1602). Лучших учеников называли аудиторами, первого из них — сеньором. В обязанности сеньора входило наблюдение за порядком и тишиной в классе в отсутствие учителя, объяснение и повторение уроков.

Известны имена некоторых учителей Ростовской школы: Иван Мальцевич и Евфимий Морогин (выпускники школы), Иван Филипов (Филипович), Алексей Димитриев. Димитрий сам проводил некоторые занятия, экзаменовал учеников, воспитанники во время каникул приезжали на архиерейскую дачу в с. Демьяны близ Ростова. По праздникам и в дни именин преподавателей ученики произносили речи в стихах и прозе, разыгрывали пьесы или диалоги. Можно говорить о существовании театра в Ростовской школе. В 1702—1704 гг. Димитрий писал для него драмы и декламации (см. ниже). 26 окт. 1704 г. было представлено действо «Венец Димитрию», предполагаемый автор которого — учитель Морогин. Ростовская школа просуществовала до 1705 г., была закрыта из-за противодействия главы Монастырского приказа гр. И. А. Мусина-Пушкина и стольника В. Воейкова, считавших, что на содержание школы идут слишком большие средства.

Известно неск. посланий Димитрия ростовскому духовенству дисциплинарного характера. К 1705 г. относится послание мон. Варлааму о благоустройстве церквей и монастырей (повторяет уставную грамоту патриарха Адриана архим. Евфимию от 1 июля 1698). Во мн. списках дошло «Уложение» Димитрия (2 послания к иереям, сохр. автограф: ГИМ. Син. № 147. Л. 329-338, 340-344). Димитрий обличает допускавшееся священниками Ростовской епархии нарушение тайны исповеди, пренебрежительное отношение к священнослужению и святыням. Написанное, вероятно, в Москве, «Уложение» было отправлено в Ростов с предписанием прочитать его всем священникам епархии, каждый священнослужитель должен был изготовить для себя список.

При Димитрии в епархии было построено немало храмов, некоторые он освятил лично: Троицкий храм (1708) в ростовском Троице-Борском монастыре, возведенный при покровительстве П. Нарышкиной и Петра I, и Никольскую ц. (1709) в с. Угодичи, принадлежавшем гр. Мусину-Пушкину.

Материальное положение Ростовского архиерейского дома в нач. XVIII в. было тяжелым. Испытывая острую потребность в средствах вслед. войны со Швецией, 24 янв. 1701 г. Петр I восстановил Монастырский приказ с целью в первую очередь, жесткого контроля над церковными доходами. В Ростове ситуация осложнялась недружелюбными отношениями между Димитрием и стольником Монастырского приказа Воейковым, осуществлявшим сбор доходов с архиерейских и монастырских земель Ростовской епархии. Воейков посылал на Димитрия многочисленные доносы, особенно по поводу трат на нужды Ростовской школы. Однако, несмотря на тяжелое материальное положение, Димитрий не отягощал духовенство своей епархии налогами в пользу архиерейского дома, которые не увеличились по сравнению с предшествующим периодом.

Димитрий часто бывал в Москве: в 1705—1706 гг. служил и проповедовал, приезжал в авг. — сент. 1708 г., святитель поддерживал переписку с московскими друзьями митр. Стефаном (Яворским), мон. Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. монастыря Феологом, Ф. П. Поликарповым-Орловым, иером. Карионом (Истоминым). Среди знакомых Димитрия ростовского периода его жизни было семейство царя Иоанна V — вдовствующая царица Прасковья Феодоровна с дочерьми, а также царевны Феодосия, Мария и Наталия Алексеевны. Прасковья Феодоровна нередко посещала святителя, в последний приезд в Ростов (28 окт. 1709), для молитвы перед чудотворной Толгской иконой Божией Материи, царица уже не застала Димитрия в живых и дважды (28 и 30 окт.) заказывала по нему панихиду. Близкой знакомой и корреспондентом Димитрия была также бывш. кормилица царевича Алексея Петровича мон. Варсонофия (Козинских), жившая в Ростове близ архиерейского дома (краткое учительное послание святителя к ней включено в его Житие).

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.