google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святейший Кир Адриан, архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святейший Кир Адриан, архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх

Октябрь 12th 2010 -

Святейший Кир Адриан, архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх.

Патриарх Адриан (в миру Андрей; 2 (12) октября 1637 (16371012), Москва — 16 (27) октября 1700, Москва) — 10-й, последний в досинодальный период, c 24 августа 1690 Патриарх Московский и всея Руси.

Будучи ещё архимандритом Чудова монастыря, Адриан сумел обратить на себя внимание Патриарха Иоакима, поставившего его в 1686 году митрополитом Казанским и Свияжским.
В Патриархи Адриан возведён 24 авДесятилетняя деятельность Адриана, заключившая собой патриаршеский период, представляет большой интерес тем, что Адриан, расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы Петра, должен был сознать справедливость и меткость многих указаний Петра на неустройства в церковном управлении и выступил с некоторыми поправками, сделавшимися началом Петровских реформ в области церкви. Так, он дал 26 декабря 1697 г. архимандриту Рождественского (Владимирского) монастыря Иосифу инструкцию старостам поповским и благочинным смотрителям стремится поправить многое, что требовало поправления и не ускользнуло от взора Петра I. Именно здесь видим заботы о наблюдении везде церковного благочиния, снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, всеми церковными принадлежностями и прочее, о наблюдении, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы бродячие и чёрные попы у приходских священников треб не отбивали, чтобы мирские люди самовольно на себя монашеских одеяний не надевали, чтобы суд отправлялся не иначе, как при старостах, и т. д. (1-е П. С. З. № 1611). Точно так же другое его распоряжение (1698), чтобы нигде не дозволять устраивать новых монастырей без государева указа (№ 1629). Несмотря на то что Адриан дозволял себе иногда с резкостью возражать государю, сам явился, однако, с предложением в Палату об уложении обработать статьи «о святительском суде».

При патриархе Адриане было два собора: один (1697) по поводу дьячка Михеева, предлагавшего новые догматы касательно крещения и других обрядов, другой по поводу (1698) дьякона Петра, утверждавшего, что папа есть истинный пастырь.
Незадолго до его патриаршества разрешилась борьба двух учений об евхаристии — братьев Лихуды и Сильвестра Медведева. Первые, представляя традиционную «греческую» партию, учили, что хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа уже до произнесения тайносовершителем слов Иисуса Христа: «приимите, ядите» и «пийте от нея вси»; а Медведев и иные из «латинской» партии доказывал, что таинственное пресуществление совершается только после произнесения этих слов. Патриарх, по-видимому, разделявший учение братьев Лихуды, передал этот спор на разрешение восточным патриархам, и учение братьев Лихуды было признано правильным. Но тем не менее братья оставались удаленными в Костромском Ипатьевском монастыре, и учение их, изложенное в книге «Щит веры», оставалось ненапечатанным.

Патриархом Адрианом написано было несколько проповедей и богословских толкований, из которых некоторые были напечатаны; из них важнейшие: представленная в Палату об уложении «Записка о святительских судах» (напеч. в ст. Калачева, о значении кормчей в системе др. русского права, 1849) и «Грамота о бороде» (напеч. Есиповым, «Раскольничьи дела», 2 т., и по приводимой у него короткой редакции перепечатана в I т. «Критико-биографического словаря» Венгерова, 1889).густа 1690 года, после смерти Иоакима.

Комментарии закрыты.