google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Венанций Фортунат, еп. Пуатье | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Венанций Фортунат, еп. Пуатье

Декабрь 26th 2010 -

Святитель Венанций Фортунат, еп. Пуатье

Память 14/27 декабря.

Венанций Фортунат (ок. 530 — после 600), епископ Пуатье, известнейший христианский поэт своего времени, местночтимый святой в Корсунской епархии.


Полное имя Venantius Honorius Clementianus Fortunatus — один из замечательнейших латинских писателей раннего средневековья. Родился в окрестностях г. Тревизо (в Сев. Италии), приблизительно в 530 г.

Образование получил в Равенне, где, кроме грамматики и риторики, занимался юриспруденцией и поэзией. На поприще этой последней его привлекали сперва исключительно религиозные темы — прославление церквей и святынь Равенны.

Пораженный сильной болезнью глаз, Фортунат обратился с молитвами к св. Мартину Турскому и его помощи приписал свое исцеление. Чтобы отблагодарить своего патрона, Фортунат предпринял (ок. 566 г.) путешествие к гробнице Мартина, проехал через Норийские Альпы, Инн, Леш, Дунай и Рейн и долгое время оставался при дворе короля Австразии, Зигберта I, в г. Меце. Прибытие туда Фортуната совпало со свадьбой Зигберта с Брунгильдой, дочерью короля вестготов. Событие это Фортунат прославил в напыщенном эпиталамии, в котором христианское содержание облечено в антично-мифологическую оболочку.

Этому панегирическому характеру поэзии Фортунат оставался верен и во все последующее время своей жизни; он воспевал не только королей, но и епископов, герцогов, графов, знатных дам и этим, а не своей замечательной для того времени ученостью создал себе во Франции почетное положение.

После Меца Фортунат посетил еще несколько городов и замков, где, являясь предшественником трубадуров, пользовался гостеприимством аристократии и восхвалял ее за это в красивых дистихах. Наконец, он попал в Тур, где подружился с знаменитым епископом Григорием, автором «Истории Франков» (см. Григорий).

Из ТураФортунат переехал в Пуатье, где получил звание духовника королевы Радегунды, по смерти которой († 587) описал ее жизнь прозой. К этому же, вероятно, времени относятся и составленные им прозаические жития святых.

В самом конце VI стол. Фортунат получил в Пуатье епископскую кафедру, но скоро умер (после 600 г.).

В обширном литературном наследии Фортуната первое место занимают поэтические произведения его — «житие св. Мартина» в 4 кн., составленное между 573 и 576 гг., и одиннадцать значительных по объему (напр. одних гекзаметров и пентаметров у Фортуната насчитывается с лишком 10000, а он писал часто и другими размерами) книг стихотворений смешанного характера. В «Житии св. Мартина» главное внимание обращено на чудеса святого, которые изложены с излишними подробностями и в значительно приподнятом тоне; в этом отношении оно уступает написанным на ту же тему сочинениям Сульпиция Севера и Палина из Перигё. Легкость языка и стиха в «Житии» почти напоминает Овидия. Первые восемь книг стихотворений содержат в себе стихотворения, написанные до 576 г., 9-я кн. — произведения 577—584 гг., 10 и 11 кн. — позднейшие стихотворения (кончая 591 г.). Последние две книги, равно как и часть «приложения» (appendix carminum), изданы не самим Фортунатом. Во всех книгах хронологический порядок отчасти нарушен переписчиками. В первых 4 кн. содержатся стихотворения духовного характера.

Особенного внимания заслуживают помещенные в начале второй книги гимны в честь Животворящего Креста, написанные по поводу получения Радегундой от императора Юстина частицы древа креста. Два из этих стихотворений, представляющие страстную апофеозу креста («Vexilla regis prodeunt» и «Range, lingua, gloriosi lauream certaminis»), и поныне еще поются при католическом богослужении на Страстной неделе и при празднествах Воздвижения и Обретения креста. В 3-й кн. выдается стихотворение «О пасхе», посвященное совпадению праздника Воскресения с оживлением природы; оно дает весьма яркое описание красот весны, обнаруживая в авторе любовь к природе и значительную наблюдательность. В 5-й книге содержатся поэтические письма, главным образом к Григорию Турскому. 6-я книга, весьма важная для характеристики жизни и истории того времени, заключает в себе стихотворения к франкским королям, из которых выдаются весьма льстивый панегирик королеве Теудехильде и поэма в честь несчастной вестготской королевы Гальсвинты. Аналогичный с шестой книгой характер имеет седьмая, представляющая послания к герцогам и графам. Два начальные стихотворения 8-й кн. содержат интересные автобиографические подробности. В первом Ф. говорит о своем пребывании в Пуатье и превозносит добродетели Радегунды; из второго видно, что епископ Герман приглашал Фортуната перейти в Париж, и поэт сначала колебался, но привязанность к Радегунде одержала верх. 3-е стихотворение содержит похвалу в честь Богоматери, культ которой и в то время стоял очень высоко. Остальные пьесы обращены к Радегунде. Из стихотворений 9-й кн., носящих, в общем, панегирический характер, выделяются второе — похвала Хильпериху и Фредегонде, и третье — утешение той же царственной четы в преждевременной смерти их сыновей. В 10-й книге содержатся крайне растянутое прозаическое толкование «Отче наш» и стихотворение, описывающее прогулку автора вместе с Хильдебертом и Брунгильдой по Мозелю и Рейну. Описание это составлено очень живо и любопытно по многим подробностям тогдашнего быта. 11-я кн. начинается с прозаического толкования «Символа веры»; затем идет ряд стихотворений, посвященных Радегунде и ее воспитаннице Агнесе и изображающих нежные чувства Фортуната к этим дамам. — Язык произведений Фортуната очень жив и разнообразен; в нем немало галльских провинциализмов и вульгарных форм. Нередко прибегал Фортунат и к образованию новых слов. В стихотворениях Фортунат очень много асиндетических соединений, стремления к игре слов и аллитерации; весьма часто применял он и всевозможные виды рифм. Недостатки Фортуната отчасти зависят от его личных качеств, отчасти от его общественного положения и тогдашних отношений.

Человек образованный и талантливый, Фортунат попал на чужбину, где должен был искать себе друзей среди знатных варваров, для чего приходилось писать им панегирики и восхвалять их образованность и гуманность, на самом деле стоявшие очень низко. Так как поэтический талант был весьма редким явлением у франков того времени, то Фортунат приобрел массу почитателей между людьми самых разнообразных направлений и характеров, как, напр., благородного Зигберта и жестоких Хильпериха и Фредегонду. Сближению Фортунат с франками способствовало и то обстоятельство, что поэт был оптимистом по своей природе. Ужасные происшествия, современные ему и рассказанные с таким драматизмом Григорием Турским, не находили никакого отклика в душе Фортуната Изображая меровингский быт и народ, Фортунат старался по возможности избегать античных сюжетов и древнеримского способа изложения

Комментарии закрыты.