google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святой пророк Иоиль | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святой пророк Иоиль

Октябрь 31st 2015 -

  Пророк Иоиль. Иконостас собора Василия Блаженного. Москва

Дни памяти: 19 октября /1 ноября

Имя Иоиль в переводе с еврейского языка означает – Иегова есть Бог, или Господь Бог.

У прп. Ефрема Сирина сохранилось предание, что Иоиль родился на территории колена Рувимова, где и был погребен; предание воспроизводит Исидор Севильский. Оно содержится в различных версиях (приписываемых Дорофею, Ипполиту и Епифанию Кипрскому) псевдоэпиграфического сочинению. «О жизни и смерти пророков» (ок. VII в. по Р. Х.). В этом сочинении говорится, что Иоиль род. в г. Вефомороне (Βεθομόρων) на территории колена Рувимова, где и был похоронен. В рецензии Псевдо-Епифания сказано, что Иоиль происходил из сел. Вифом (Βηθώμ — Ibid. P. 18). Историческая достоверность этих сведений, видимо, невелика; считается, что они восходят к традиции раннего иудаизма, воспринятой и переработанной христ. авторами.  В Синаксаре Константинопольской церкви (X в.) названо место рождения пророка Иоиля- Мефоморон.

В Малом Римском Мартирологе и в Мартирологе Адона Вьеннского (оба — IX в.) память И. встречается под 6 июля вместе с памятью прор. Исаии и под 13 июля вместе с памятью Ездры (назван тоже пророком) (Ado Viennensis. Vetus Romanum Martyrologium // PL. 123. Col. 161-164; Idem. Martyrologium // PL. 123. Col. 298, 302). В Синаксаре К-польской ц. память И. зафиксирована под 19 окт. (SynCP. Col. 149).

Святой пророк Иоиль, один из 12-ти малых пророков, был сын Вафуила (Иоил. 1, 1). По преданию, пророк Иоиль происходил из Заиорданской области, из колена Гадова или Рувимова, и жил в городе Вефароне или Вефаре, расположенном на границе колена Ефремова и Вениаминова. Пророк Иоиль жил за 800 лет до Рождества Христова.

Иоиль предсказал запустение Иерусалима. Он же пророчествовал, что на всякую плоть будет изливаться Святой Дух через Спасителя мира (Иоил. 2, 28-32).

Пророк, по имени которого названа пятая книга малых пророков Библии. Несмотря на то, что собственно пророчеству в книге Иона уделено лишь несколько слов (3:4), она вошла в сборник пророческих книг Библии потому, что в ней выявлены принципиальные аспекты представления об универсальном значении пророчества и роли пророка.

В первой части повествования (главы 1–2) рассказывается о том, что Бог повелел Ионе, сыну Амиттая, отправиться в столицу Ассирии Ниневию и возгласить погрязшим в грехах и нечестии жителям города скорую кару. Пытаясь уклониться от возложенной на него миссии, Иона сел на корабль, плывший в противоположном направлении. Бог наслал на море великую бурю, и брошенный моряками жребий указал на Иону как на виновника Божьего гнева. Буря не утихала до тех пор, пока Иона не был выброшен в море по совету самого пророка, сознавшегося в том, что он бежит от Бога, и лишь после того, как моряки напрасно пытались вернуться на сушу. Однако Иона, не выполнивший еще возложенную на него миссию, не погиб в пучине: огромная рыба проглотила пророка, который, пробыв три дня в ее чреве и вознеся оттуда благодарственную молитву Богу за чудесное спасение (2:3–10), был извергнут ею на сушу.

Во 2-й части (глава 3) повествуется о том, как Иона был вторично призван Богом к выполнению возложенной на него миссии. Прибыв в Ниневию, он провозглашает, что через 40 дней Бог разрушит город за грехи его жителей. Жители Ниневии во главе с царем, уверовав в Бога, объявляют пост и всенародное покаяние, вследствие чего Бог решает помиловать их.

Вторая же часть содержит развернутые пророчества именно о Страшном Суде. Она начинается с предсказания пророком Иоилем сошествия Святого Духа на апостолов и на всех будущих православных христиан: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши (Иоил. 2, 28). И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего » (Иоил. 2, 29). Эти слова цитирует впоследствии святой апостол Петр в День Пятидесятницы: Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян. 2, 16–18).

Давайте познакомимся с тем местом книги пророка, которое повествует о Страшном Суде. Господь говорит: И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь (Иоил. 2, 30–32).

Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев. (Героями пророк называет ангелов) Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. (Господь обращается к ангелам) Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него. И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим (Иоил. 3, 11–18).

В последней части (глава 4) раздосадованный Иона обращается к Богу с жалобой, объясняет свое первоначальное нежелание выполнить свою миссию уверенностью, что милосердие побудит Бога простить жителей Ниневии, и просит ниспослать ему смерть. В ответ Бог предуготовляет ушедшему из города Ионе куст, который дает пророку защиту от палящих лучей солнца. Однако посланный Богом червь источает куст, и, когда наведенный Богом знойный ветер и палящее солнце истощают силы Ионы и тот просит смерти, Бог говорит ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое за одну ночь выросло и в одну же ночь пропало, а Я не пожалею Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек... и множество скота?» (4:10–11).

Этим вопросом, а не разрушением Ниневии заканчивается книга Иона, и читатель, а не составитель книги, должен дать на него ответ и сделать соответствующие морально-религиозные выводы.

Святой пророк Иоиль  Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Святой пророк Иоиль

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Свое пророческое служение святой Иоиль проходил в царстве иудейском и именно в Иерусалиме (Ср. 1, 9, 13; 2, 1, 15). Пророк говорит только об Иуде (Иоил. 2, 27; 3, 1), которого называет Израилем (Иоил. 3, 2), а о десятиколенном царстве не упоминает. При этом Иоиль указывает на рассеяние Израиля-Иуды между народами и даже о разделении народами Израильской земли (Иоил. 3,2).

Поводом к произнесению пророческих речей для Иоиля послужило великое бедствие, постигшее царство Иудейское – продолжительная засуха и налетевшая в громадном количестве саранча, разорившие Иудейскую страну. В связи с этим, пророк призывает народ обратиться к Иегове с молитвою о помощи, ибо близок день Господень (Иоил. 2, 1). Народ еврейский внял голосу пророка и обратился к Иегове с молитвою о помощи и Господь пощадил народ Свой, и за его обращение Господь обещает благоденствие и обилие земных благ (Иоил. 2, 19-27).

Пророк провидит отдаленные, благодатные времена Мессии. Настанет время, когда изольется Дух Святой на всякую плоть безразличия пола, возраста и состояния (Иоил. 2, 28-29). Исполнение предсказания об излиянии Святого Духа началось со дня первой христианской Пятидесятницы и будет продолжаться во все время, пока не войдет в Царство Христово полное число язычников.

Пророк Иоиль предсказал и о наступлений всеобщего суда («день Господень»)» которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле, и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне (Иоил. 2, 30–32).

В день Господень Иегова произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и страшное наказание постигнет их (Иоил. 3, 19). Но день суда Господня не будет страшен для Израиля – для него он явится началом блаженной жизни (Иоил. 3, 18, 20).

Тропарь, глас 2

Предведый Божие пришествие во плоти и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый, пророче Иоиле: спасай молитвами твоими чтущия тя от всех скорбей.

Кондак, глас 4

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Иоиле славне.

Величание

Величаем тя, пророче Божий Иоиле, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Комментарии закрыты.