Пророк Иеремия

Май 13th 2016 -

Пророк Иеремия

Память: 1/ 14 мая

Иеремия (ивр. יִרְמְיָהוּ‎, Йирмеяху, «Бога возвеличит»)
Иеремия пророк (Иер. I, 1, Мф. II, 17, XVI, 14 и др.) — второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкии из Анафофа.

О жизни и личности св. пророка Иеремии в Библии содержится больше сведений, чем о каком-либо другом пророке-писателе. И это не случайно. Иеремия — великий провозвестник личной религии, «религии сердца», приоткрывший людям мир своей внутренней молитвенной жизни. Иеремия близок по духу псалмопевцам. Он обнажает перед нами тайники своей души, любящей и страдающей, души, которая ведет постоянный диалог с Богом. Он принадлежит избранному Остатку, ему суждено быть свидетелем и предсказателем национальной катастрофы. И он же первый произнесет слово «Новый Завет» более чем за пять веков до явления Христа Спасителя.

Книга Плач Иеремии

Иеремия родился около 650 г. до хр. эры в Анатоте, небольшом селении, расположенном в трех милях к северу от Иерусалима и первоначально входившем в состав Вениаминова удела. Он был сыном некоего Хилкии и принадлежал к священническому роду, так что самое его происхождение давало ему право на видное положение. Климент Александрийский и Иероним даже полагали, что отец его Хилкия был не кто иной, как сам первосвященник Хилкия, знаменитый сотрудник царя Иошии, отыскавший в храме книгу Второзакония, но это едва ли правдоподобно.

Поученіе. Св. прор. Іеремія. (Почему каждый пророкъ терпитъ поношеніе отъ современниковъ)? Прот. Григорій Дьяченко

Рано почувствовав в своем сердце призвание сделаться пророком, духовным руководителем своего народа, Иеремия отказался от личного счастья и до конца своей жизни не был женат (Иер., 16, 2 и сл.). По-видимому, кроме пророческой деятельности, Иеремия больше ничем не занимался, и содержание свое он получал, вероятно, с недвижимого имущества, которым он владел в Анатоте; во всяком случае он не был бедным человеком, так как мог купить участок земли у своего дяди Ханамеля (Иер., 32). В тринадцатом году царствования Иошии (в 626 г. до хр. эры), еще будучи совершенно молодым человеком, Иеремия был впервые призван выступить на пророческое поприще. Как полагают, толчком для этого послужило скифо-халдейское нашествие на Сирию в первый год царствования Набапалассара, когда скифские орды, вторгшись в Малую Азию с севера и миновав западную палестинскую границу, напали на Египет (Геродот, 1, 164). С этого времени его пророческая деятельность уже не прерывается вплоть до завоевания и разрушения Иерусалима Навуходоносором (586 до хр. эры), продолжаясь более 40 лет. Все величайшие события его времени отразились в его пророчествах; не было ни одного значительного явления, в общественной или государственной жизни, которое не нашло бы отклика в его пророческих выступлениях. Гений этого пророка не отрывался ни на минуту от земли, как бы ища в назревающих грозных событиях ответа на мучавшие его вопросы; поэтому пророчества Иеремии одинаково ярко отражают в себе великую религиозную реформу, связанную с нахождением книги Второзакония (621 до хр. эры), увод Иегоякина в плен в Вавилонию (597), последнюю катастрофу Иудейского царства (586), страшный развал общественных сил и нравственное падение всего иудейского народа. В начале политической и пророческой деятельности И. Палестина была еще довольно сильна своими цветущими городами, надежными крепостями и организованными войсками, а под конец ее пред ним дымилась страна в развалинах, во многих местах совершенно опустошенная, храм был разрушен, народ уведен в плен, и уже не Палестина, а Египет и Вавилония стали странами постоянного пребывания евреев.

Пророческая деятельность Иеремии охватывает царствования Иошии, Иегоякима, Иегоякина, Цидкии, непродолжительное наместничество Гедалии и небольшой период времени, непосредственно наступивший после убиения последнего. О жизни Иеремия в течение царствования Иошии никаких подробностей не сохранилось; это, как полагают, может быть объяснено тем, что Иеремия продолжал жить на первых порах своей пророческой деятельности, преимущественно в Анатоте, лишь изредка посещая Иерусалим. Уже в Анатоте он подвергся первым преследованиям за свои речи, направленные против нравственного падения современного общества. Его суровость и угрозы грядущими страданиями вызвали такой гнев против него в жителях Анатота, что они готовы были убить его, чтобы хоть таким путем добиться его молчания (Иерем., 11, 21 23). Но, несомненно, именно здесь, вдали от столичного шума, сложился в душе Иеремия тот идеал служения народу, которому он ни на одну минуту не изменил в своей жизни. Здесь, по-видимому, он прилежно изучал старых пророков, мыслями и оборотами которых он впоследствии часто пользовался; в речах старых пророков получил он также истинное представление о Боге и началах божественной морали, отсюда он узнал о великом прошлом своего народа и о его назначении в будущем. Он переселился в Иерусалим, по-видимому, незадолго до вступления Иегоякима на престол; по крайней мере, только в правление этого царя он появляется уже в качестве постоянного иерусалимского жителя. Но и здесь он не находит покоя для своей тоскующей души. То, чему он был свидетелем в Анатоте, т. е. насилие, ложь, идолопоклонство, здесь, в Иерусалиме, приняло еще более грандиозные размеры и заполнило все улицы великого города (5, 1 и сл.); тут всюду преступления и разврат пустили глубокие корни. Любовь Иеремии к народу, которая сквозит в каждом его пророчестве, его смертельная тоска по поводу того, что народ сам не видит пропасти, в которую он готов низринуться, временами сменялись пламенным гневом на тот же народ, на его непонимание и темноту. — Пророк знает, что его речи не доставят ему ни почестей, ни славы. «Ибо лишь только я заговорю, — жалуется он, — я должен вопить о насилии и разорении; оттого слово Божие обратилось в поругание мне и во вседневное посмеяние. Я подумал было: не стану и напоминать о Нем и не буду более говорить Его именем, но оно стало в сердце моем, как огонь пылающий, проникший в кости мои, я измучился, удерживая его, но я не могу больше» (20, 9).

Пророческая деятельность Иеремии приходится на самый бурный период истории Иудейского царства и относится к 13-му году царствования Иосии ц. иудейского, и затем продолжалось при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, почти в продолжение сорока пяти лет. Вероятно, большей частью он жил в городе, в котором родился, именно в Анафофе, так как в XI гл. его книги (ст. 21) говорится о мужах Анафофа, как о мужах, ищущих души пророка. Но так как этот город, известный в настоящее время под названием Аната, находился только в трех милях расстояния от Иерусалима, то Иерусалимский храм несомненно был местом, где чаще всего раздавался голос пророка Божия. Впрочем, и помимо сего, он возвещал слово Божие и в храме, и во вратах города, и в доме царя, и на площадях народных, и в частных домах, всеми силами стараясь предотвратить бурю, готовую разразиться над упорным в своих грехах народом (II, III, IV, V, VI). С раннего утра (XXV, 3) проповедовал он слово Божие, навлекая на себя через это поношение и повседневное посмеяние (XX, 8). Собственное его семейство отказалось от него (XII, 6), сограждане преследовали его ненавистью (XI, 21), смеялись над ним, задавая вопрос: где слово Господне? пусть оно прийдет (XVII, 15). Не было недостатка и в глубоких душевных скорбях. Иеремию сильно сокрушало окружающее его беззаконие (ХII, 1, 2); ему казалось, что все сторожат за ним, не споткнется ли он, он слышал угрозы: попадется он, и мы одолеем его и отмстим ему (XX, 10); его обуревало иногда сомнение, не есть ли его служение посмеяние и издевание? (XX, 7). Смерть благочестивого царя Иосии несомненно была одним из величайших несчастий в жизни пророка. Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной, говорит свящ. писатель кн. Паралипоменон (II Пар. XXXV, 25). О вступившем затем на престол Иохазе, правление которого длилось только три месяца и который засим отведен в плен, пр. Иеремия отзывается с особенной нежностью и участием. Не плачьте об умершем и не жалейте о нем, восклицает он, но горько плачьте об отходящем в плен (т. е. об Иохазе, иначе Саллуме), ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей (Иер. XXII, 10, 11).

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.