google-site-verification: google21d08411ff346180.html Пророк Иеремия | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Пророк Иеремия

Май 13th 2016 -

Пророк Иеремия

Память: 1/ 14 мая

Иеремия (ивр. יִרְמְיָהוּ‎, Йирмеяху, «Бога возвеличит»)
Иеремия пророк (Иер. I, 1, Мф. II, 17, XVI, 14 и др.) — второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкии из Анафофа.

Иеремия родился в левитском городе Анафофе в 7 км от Иерусалима, в семье, принадлежавшей к жреческой династии Эвиатара, отстранённой царём Соломоном от служения в Иерусалимском храме. Пророческое служение Иеремии обнимало собой самый мрачный период иудейской истории.

Пророк Иеремия

Иеремия пророк; Греция; XVI в.; местонахождение: Греция. Афон, монастырь Дионисиат

Пророческая деятельность Иеремии приходится на самый бурный период истории Иудейского царства и относится к 13-му году царствования Иосии ц. иудейского, и затем продолжалось при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, почти в продолжение сорока пяти лет. Вероятно, большей частью он жил в городе, в котором родился, именно в Анафофе, так как в XI гл. его книги (ст. 21) говорится о мужах Анафофа, как о мужах, ищущих души пророка. Но так как этот город, известный в настоящее время под названием Аната, находился только в трех милях расстояния от Иерусалима, то Иерусалимский храм несомненно был местом, где чаще всего раздавался голос пророка Божия. Впрочем, и помимо сего, он возвещал слово Божие и в храме, и во вратах города, и в доме царя, и на площадях народных, и в частных домах, всеми силами стараясь предотвратить бурю, готовую разразиться над упорным в своих грехах народом (II, III, IV, V, VI). С раннего утра (XXV, 3) проповедовал он слово Божие, навлекая на себя через это поношение и повседневное посмеяние (XX, 8). Собственное его семейство отказалось от него (XII, 6), сограждане преследовали его ненавистью (XI, 21), смеялись над ним, задавая вопрос: где слово Господне? пусть оно прийдет (XVII, 15). Не было недостатка и в глубоких душевных скорбях. Иеремию сильно сокрушало окружающее его беззаконие (ХII, 1, 2); ему казалось, что все сторожат за ним, не споткнется ли он, он слышал угрозы: попадется он, и мы одолеем его и отмстим ему (XX, 10); его обуревало иногда сомнение, не есть ли его служение посмеяние и издевание? (XX, 7). Смерть благочестивого царя Иосии несомненно была одним из величайших несчастий в жизни пророка. Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной, говорит свящ. писатель кн. Паралипоменон (II Пар. XXXV, 25). О вступившем затем на престол Иохазе, правление которого длилось только три месяца и который засим отведен в плен, пр. Иеремия отзывается с особенной нежностью и участием. Не плачьте об умершем и не жалейте о нем, восклицает он, но горько плачьте об отходящем в плен (т. е. об Иохазе, иначе Саллуме), ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей (Иер. XXII, 10, 11).

Книга Плач Иеремии

С особенной живостью пр. Иеремия описывает некоторые события последовавшего затем царствования Иоакима (607-597 до Р.Х.). Вскоре после его восшествия на престол, в один из торжественных праздников, когда дворы храма были переполнены молящимися из всех городов Иудеи, Иеремия по повелению Божию является в храме и громогласно возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием и что самый храм постигнет участь Силома (XXVI, 6). С этого времени, можно сказать, начинается у него борьба со священниками и лжепророками, особенно наполнявшими в означенное время Иерусалим и окрестности его. За грозное пророчество Иеремию схватили лжепророки и, представив на суд князей и народа, требовали немедленной его смерти (ст. 8). Только усилиями некоторых князей, благорасположенных к нему и в особенности усилиями друга его, Ахикама, восставших на защиту пророка, он был спасен от неминуемой смерти (гл. XXVI). В другое время, когда по повелению Божию пророчества Иеремии были собраны в одну книгу и переписаны Варухом, учеником его, и прочитаны во всеуслышание народа в притворе храма (XXXVI, 1-9). Иоаким пожелал познакомиться с содержанием их, и вот гнев царя обрушился как на самого Иеремию, так и на свиток его пророчеств. По мере прочтения свитка царь отрезал писцовым ножичком прочитанные столбцы и сжигал на огне жаровни, стоявшей перед ним, доколе свиток не был уничтожен совершенно. Сам же Иеремия с Варухом едва-едва спаслись от царского гнева, Господь сокрыл их (XXXVI, 26). После уже в тайном убежище Иеремия и Варух вторично переписали пророчества, с прибавлением к оным многих подобных тем слов (XXXVI, 32). Но вот, согласно с предсказанием Иеремии, Иоаким бедственно окончил жизнь свою: он был взят в плен Навуходоносором, заключен в оковы, и по смерти его (на пути ли в Вавилон, или в самом Вавилоне, неизвестно) на престол вступил сын его, Иехония, делавший впрочем неугодное пред Богом и царствовавший только три месяца. Если не при Иоакиме, то быть может при этом царе, Пасхор, священник и надзиратель в Дому Божием, слыша пророчества Иеремии о грядущих бедствиях на Иерусалиме, ударил его и посадил в колоду при вратах Вениаминовых, при Доме Господнем, и хотя на следующий же день выпустил его, но пророк снова возвестил, что Господь предаст всего Иуду в руки ц. вавилонского, который отведет их в Вавилон, и поразит мечом (XX).

Поученіе. Св. прор. Іеремія. (Почему каждый пророкъ терпитъ поношеніе отъ современниковъ)? Прот. Григорій Дьяченко

Пророчество исполнилось с поразительной точностью. Навуходоносор осадил город, без сопротивления занял его и переселил Иехонию в Вавилон со всем домом, родом, вельможами, войском и всеми жителями, кроме бедного народа. В числе отведенных в плен находилось и несколько лжепророков, утешавших народ надеждой на скорое окончание его бедствий. Вследствие сего на престоле царства Иудейского остался третий сын Иосии, Матфания, иначе переименованный Седекиею (597-586); но при этом царе положение Иеремии нисколько не изменилось к лучшему. Борьба с лжепророками продолжалась. К несчастью своему, Седекия решил обезопасить себя на престоле изменой царю вавилонскому, и присоединился к союзу царей моавитского, идумейского и др. Для нагляднейшего вразумления его, пророк Иеремия по повелению Божию явился на улицах Иерусалима с узами и ярмом на шее (XXVII, 2); таковые же ярма он послал и к пяти царям, вступившим с Седекией в союз против Вавилона. Лжепророк Анания, сокрушивший ярмо на вые Иеремии (ХХVIII, 10) и предсказавший падение халдеев в продолжение двух лет (ХХVIII, 3), был обличен Иеремией во лжи и умер в том же году (16, 17). Между тем неприятель усиленно обложил Иерусалим и в нем открылся сильный голод. Положение пророка сделалось очень опасным. Он хотел было удалиться в землю Вениаминову (XXXVII, 12), но начальник стражи задержал его, принявши за перебежчика, и привел к князьям, которые били его и заключили в темничный подвал, где и пробыл много дней. Приведенный оттуда к Седекии, на вопрос его: нет ли слова от Господа? ответил: ты будешь предан в руки царя Вавилонского (XXXVII, 17), затем, по просьбе пророка, его заключили во дворе стражи, давая ему по куску хлеба на день из улицы хлебопеков, пока не истощился весь хлеб в городе (XXXVII, 21). Но так как пророк, несмотря на заточение, продолжал советовать покорность халдеям без сопротивления, то и был брошен князьями в грязную яму во дворе стражи, в которой он и умер бы от сырости и голода, если бы не спас его своим ходатайством пред царем один богобоязненный эфиоплянин, служивший при дворце, именно Авдемелех. С большими усилиями его вытащили из рва и снова оставили во дворе стражи.

Седекия тайно посылал за Иеремией, чтобы услышать от него волю Божию. Пророк по-прежнему советовал царю довериться великодушию победителя: тогда, говорил он, и город не будет сожжен и царь со всем семейством останется в безопасности. К несчастью, Седекия не последовал благоразумному, боговдохновенному совету пророка, он боялся, чтобы халдеи не выдали его иудейским изменникам, которые стали бы ругаться над ним (гл. ХХХVIII,19). Печальные последствия оказались скоро. Неприятель ворвался в город и взял его. Седекия с оставшимися при нем воинами бежал было ночью из столицы, но его поймали и отвели в сирийский город Риалу и там, по приговору победителя, закололи сыновей его перед глазами отца, а самого ослепили, оковали медными оковами и отвели в Вавилон, где он и умер в темничном заточении. По взятии и разрушении Иерусалима и переселении иудеев в Вавилон, в 586 году, Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора, оказал пр. Иеремии некоторые знаки своего благорасположения и предоставил ему выбор местности для жительства. Иеремия пожелал остаться в своем отечестве, чтобы быть полезным соотечественникам своими советами и утешениями; впрочем он недолго оставался здесь. По убиении Годолии, областеначальника Иудеи, поставленного Навуходоносором, Иеремия вместе с Варухом и некоторыми из других иудеев против воли был увлечен в Египет. О последующей судьбе пророка из Свящ. Писания более ничего не известно. Древнее христианское предание свидетельствует, что кончина его была мученическая, именно, что он в г. Тафнисе был побит от иудеев камнями за обличение их пороков и за пророчество об их погибели. Александрийское предание говорит, что Александр Македонский перенес тело его в Александрию.

Могилу его, находящуюся недалеко от Каира, и доныне глубоко уважают египтяне. По словам александрийской летописи, над могилой его первоначально стоял величественный памятник, впоследствии возобновленный и украшенный царицей Еленой. В апокрифической II Макк. книге мы видим пр. Иеремию окруженным ореолом славы.

По словам оной, пр. Иеремия скрыл в одной из пещер горы Хорив Скинию, Ковчег Завета, жертвенник кадильный, и заградил вход в оную, чтобы они оставались там в неизвестности дотоле, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа (II Мак. II, 1-8). В ней говорится также, что при разрушении Иерусалима некоторые благочестивые священники скрыли в одном кладезе свящ. огонь, взятый с жертвенника, который при возобновлении храма был найден их потомками (II Макк. I, 19-36), и что Иеремия, во время переселения иудеев, приказал и переселяемым взять с собой от огня храма (II Макк. II, 1). В видении Иуды Маккавея Иеремия является мужем, украшенным сединами и славой, окруженным дивным и необычайным величием, братолюбцем, который много молится о народе и святом городе, давшем Иуде золотой меч на сокрушение врагов (II Мак. XV, 13-16). Даже во время земной жизни Господа преобладала уверенность, что дело Иеремии еще не кончилось. Господа Иисуса Христа некоторые считали за Иеремию или одного из пророков (Мф. XVI, 14).

Комментарии закрыты.