Преподобный Евфимий Новый, Святогорец, Иверский (Афонский)

Май 25th 2011 -

Преподобный Евфимий Новый, Святогорец, Иверский (Афонский)

Дни памяти: 13/26 мая

Евфимий Иверский родился в грузинской исторической провинции Тао в семье крупного феодала, приближенного ко двору грузинского царя Давида III Куропалата († 1001). Его мать происходила из грузинского княжеского рода Чордванели. Святой Иоанн в мирской жизни был полководцем царя Грузии Давида Курапалати.

Евфимий Иверский был еще ребенком, когда его отец принял постриг с именем Иоанн и обосновался на горе Олимп в Вифинии. Мальчика и его братьев и сестер воспитывал дед Абухарб Чордванели. Византийцы, ведя войну с арабами и стремясь заручиться поддержкой Грузии, уступили Давиду III некоторые земли, а груинский царь в свою очередь как гарант союза отправил в Константинополь «принцев крови» — кузенов Евфимия Иверского по матери и его самого. Узнав об этом, его отец, прп. Иоанн Святогорец, отправился в Константинополь и с согласия визанийского. императора увез сына на Олимп.

Прп. Иоанн «дал ему сначала грузинское, а затем греческое полное образование». Мастерство переводов Евфимий Иверский подтверждает сведения прп. Георгия о том, что он был наделен хорошими способностями к учению, памятью и прилежанием, а также позволяет судить о глубине его образования. Юноша в совершенстве овладел греческим языком, превосходно разбирался как в византийской, так и в античной литиратуре. В греческой повести уточняется, что прп. Иоанн отдал Евфимию Иверскому школу в Константинополе, где юноша «со временем достиг таких успехов, что это стало известно всему городу... только и слышалась хвала Евфимию» (Мачханели. 1982. С. 96).

В 965 г. прп. Иоанн и его ученики обосновались на Афоне, в Великой Лавре. Через некоторое время прп. Иоанн и его шурин прп. Иоанн Торникий (Чордванели) при поддержке визант. имп. Василия II Болгаробойцы основали на Афоне Иверский монастырь (Ивирон).

В «Житии... Иоанна и Евфимия...» приведен список драгоценностей, денежных средств и книг, также упомянуты часть Животворящего Креста и о-в Неон, которые преподобные Иоанн и Евфимий Иверский в разное время пожертвовали Великой Лавре и другим афонским монастырям.

Однажды пришел к нему еврей — поговорить о вере. Блаженный Евфимий никак не хотел вести с ним беседу подобного рода, почитая пустословием отъявленным врагам Христовым излагать и объяснять божественные таинства веры. Впрочем, из уважения и почтительности к своему отцу, много убеждавшему его к беседе с евреем, наконец согласился на это. Когда начал он приводить еврею различные изречения и предсказания Ветхого Завета о Божественном Мессии, Господе нашем Иисусе Христе, Которого отвергли евреи, — слушавший его еврей онемел, невольно убеждаясь в справедливости его слов и не находя им со своей стороны никаких возражений. Однако этот отверженец, пристыженный святым Евфимием, вместо того чтобы принять к сердцу глаголы святой истины, по упорству, свойственному неверным, дерзнул произносить нечистыми своими устами хулу на Господа нашего Иисуса Христа. «Да онемеют уста, хулящие Господа Бога нашего!», — воскликнул тогда святой Евфимий, воспламенившийся божественной ревностью. И в то же мгновение еврей онемел, ринулся оземь, и из богохульных его уст начала клубиться пена. В таком ужасном положении на другой день нечестивец испустил преступный свой дух. Это чудо привело всех в страх и ужас, и по всему Константинополю пронеслись слава и молва о святом Евфимии.

С отроческими годами связано чудесное исцеление Евфимия Иверского. Прп. Иоанна беспокоило, что сын почти не владеет родным языком. Когда юноша по окончании учебы вернулся из Константинополя на Афон, он тяжело заболел и от слабости не мог говорить. Отец горячо молился в храме перед иконой Божией Матери и затем попросил священника причастить умирающего сына. Вернувшись в келью, он ощутил необыкновенное благоухание и увидел Евфимия Иверского сидящим на постели. Юноша рассказал, что к нему вошла окруженная славой Царица и спросила: «Что случилось с тобой, Евфимий?» Он ответил, что умирает, и тогда Пресвятая Дева сказала: «У тебя больше ничего не болит. Встань и хорошо говори по-грузински». После этого случая Евфимий Иверский «получил необыкновенную благодать и дар знания грузинского языка». Прп. Иоанн, «дабы преумножить благодать, данную тебе (сыну) Господом» и поскольку «страна Картли имеет большую нужду в книгах и многих книг недостает», благословил сына на переводческую деятельность. Услышав о чуде, прп. Афанасий Афонский убедил Е. С. принять сан. В 975 г. Евфимий Иверский приступил к переводу книг.

Святой Евфимий принялся выполнять наказ отца и вскоре удивил всех своими успехами. Житие преподобного Евфимия описана святым Георгием Святогорцем (пом. 27 июня). Он называет более 50 переводов, сделанных святым Евфимием.

В середине 90-х гг. X в. прп. Иоанн тяжело заболел и поручил сыну заботы о монастыре и братии, насчитывавшей на тот момент уже ок. 300 чел. В 1005 г. (по церковной традиции в 998) он, предчувствуя близкую кончину, благословил Евфимия Иверского стать настоятелем монастыря, а послушание духовника братии передать родственнику прп. Георгию Святогорцу, с тем чтобы последний в случае смерти Евфимия Иверского принял и настоятельство.

Должность настоятеля монастыря наложила на Евфимия много различных обязанностей, и заниматься переводами ему приходилось ночами.

Много чудес сотворил преподобный Евфимий. Однажды, еще при жизни отца, страшная засуха поразила Византию. Земля потрескалась от жары, засохла вся растительность. Святой Иоанн наказал сыну вместе с братьями пойти в церковь святого Илии пророка и отслужить всенощную. Во время чтения Евангелия на небе появились темные тучи, а в момент причастия начался дождь.

Преподобный Евфимий четырнадцать лет руководил Афонским Иверским монастырем. Так как литературная деятельность требовала много сил и времени, по завещанию своего отца — преподобного Иоанна, передал бразды правления монастырем преподобному Георгию (пом. 28 июля), сам же уединился в своей келии и полностью отдался переводам.

Впрочем, он недолго оставался в своем звании: любовь к строгому безмолвию влекла его в уединение. Поэтому, избрав для Лавры вместо себя игуменом родственника своего Георгия, он погрузился в пустыню, и только Бог знал и видел тайные его подвиги и молитвенные труды. Но так как не может, по слову Писания, укрыться город, стоящий на верху горы (МФ. 5:14), то и жизнь святого Евфимия не утаилась от ведения человеческого: Сам Бог прославил его и явил дела его, как увидим это из нижеследующего.

Однажды преподобный Евфимий прибыл в Солунь, где был весьма ласково принят тамошним епископом — мужем весьма благочестивой жизни. Епископ был близко знаком с одним из Солунских евреев, которого он постоянно убеждал к принятию христианской веры, но тот ни под каким видом не соглашался. В бытность преподобного у епископа, упомянутый еврей пришел к нему и по-прежнему был убеждаем к верованию во Христа. Но вместо того чтобы принять убеждения архипастырские если не с уважением и покорностью, то, по крайней мере, со скромностью и молчанием, еврей, считая слова епископа за пустословие и шутку, дерзко отзывался о христианской вере. Слыша это, епископ просил святого Евфимия поколебать мудрыми своими убеждениями упорство еврея, но преподобный, как истинное чадо кротости и смирения Иисуса Христа, говорил, что это относится более к обязанности и долгу епископа и что он считает себя в этом случае человеком посторонним. Впрочем, когда епископ стал настоятельно просить его, послушный Евфимий отверз уста свои, исполненные благодати и силы Святого Духа, и все возражения еврея относительно христианской веры опроверг ясными свидетельствами Ветхого Завета, и изложил на основании пророческих слов все истины Евангелия так, что обезоруженный израильтянин должен был наконец со стыдом умолкнуть.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.