google-site-verification: google21d08411ff346180.html Житие преподобного Шио Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Житие преподобного Шио Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства

Март 2nd 2011 -

1 22 мая (н.ст.) — Прим. ред.
2 Обитель св. Шио находится в 30 верстах от г. Тифлиса, в Душетском уезде, на левом берегу Куры, в горах Саркинетских. Жизнеописание св. Шио составлено сподвижником его Мартирием Греком (в миру Иоанном), знавшим святого еще в Антиохии; оно было написано первоначально по-гречески и прислано из Константинополя в Грузию. Это жизнеописание и две молитвы св. Шио должны быть отнесены к очень немногим дошедшим до нас памятникам древне-церковно-грузинской письменности, наряду с подлинником жития св. равноапостольной Нины.
Имя «Шио» некоторые признают собственным именем древних сирийцев, что очень вероятно. Но можно сказать, что в других языках имени «Шио» соответствует имя «Симеон», потому что сирийский язык не терпит звука «с», и вместо него выговаривается «ш», и значит имя «Симеон» произносится у сирийцев как «Шмеон». Вероятно, что и св. Шио называли Шмеон, а когда он прибыл в Иверию, с течением времени имя утратило звук «н» в устах первых аскетов его обители, изменившись из «Шмеона» в «Шмео», а затем в «Шио». Это становится понятным, если обратить внимание на свойство грузинского языка сокращать собственные имена. Так например, вместо «Фадей» произносится 'Тате", вместо «Георгий»-Тео", вместо «Константин»-"Коте", вместо «Михаил»-"Микель", вместо «Иесей»-"Иа" и тд. Примеры из женских имен: вместо «Екатерина»-"Като", вместо «Кетеван»-"Кето", вместо «Мелания»-"Мела" и др. Предполагают еще, что имя Шио происходит <>т латинского глагола «всю»-"знаю", «ведаю», который произносится по-итальянски «шио», последнее толкование не имеет никакого приложения к имени преподобного Шио.
3 Ср. Лк, 9; 62.
4 Прибытие св. Шио в Иверию относится к первой половине VI века, к: царствованию Паремана VI (541-555). См. Историю Грузинской Церкви, 2 изд., стр. 40.
5 В летописях дом Евагрия значится в Насдаке, расположенном на левом берегу р. Куры, там же, в окрестностях монастыря (.Шио-Мгвимского-ред). См. Географию Вахушта, стр. 216-217. После Наспарсеви, как об этой местности, так и о местности, прилегающей к великой крепости, упоминается в древних монастырских актах.
6 Этот источник находится в монастыре южнее бывшей братской трапезной.
7 На этой горе впоследствии был построен храм в честь и славу Животворящего Креста Господня, имевший в длину 2 саж. с половиной, в ширину — полторы сажени, весь расписанный византийской живописью с золотом, превосходной работы. Вход в храм с северной стороны, над входом большой купол, служащий колокольней, поддерживаемый большими колоннами.
Там находится пещера подвижника Виссариона, жившего вначале в Шио-Мгвимском монастыре, но, по ненависти к нему братии, переселившегося на эту гору и выкопавшего там себе пещеру, и подвизавшегося там. Случилось, что в один праздник братья монастыря св. Шио нуждались в рыбе. Преподобный Виссарион через одного монаха послал им живую лососину. После сего иноки стали так сильно почитать его, что он вынужден был уйти в дальние горы, избегая славы. Через некоторое время, в 1827 г., прп. Виссарион подвергся от руки осетин — не христиан мученической смерти. Предание о его жизни и смерти записано мною со слов монаха пустыни и сестер Самтаврского девичьего монастыря.
8 Главный храм в честь Успения Божией Матери, впоследствии без купола, длиной 15, шириной 9, высотой 18 сажен. Богослужение в нем совершается одним иеромонахом, который заменил тысячную братию этой обители... Второй храм-в честь Рождества Иоанна Крестителя, длиной 13, вышиной с куполом 10, шириной 4 саж., с четырьмя приделами: первый во имя великомученика Георгия, второй-великомученицы Марины, третий--сорока мучеников, а в честь кого освящен последний, неизвестно.
В западной части этого храма в полу было сделано отверстие, имеющее в диаметре около 1 аршина, уходящее вглубь на 5 саженей, диаметр нижней площадки составляет 2 сажени. Там были положены святые останки великого Шио, над его могилой сложено было из простых кирпичей возвышение высотой 1, длиной 1 и ½, шириной в 1 аршин, покрытое черным грубым сукном. Я в 1868 г. снял это безобразное возвышение и поставил вместо него ореховую гробницу с образом св. Шио, какового не было на прежнем надгробии. Вход в пещеру с южной стороны, через полуобрушенную трапезную, затем через темный коридор, сложенный из тесаного камня.
В 1617 г. окаянный шах Аббас, напав на Иверию, разрушил также и эту обитель, велел вынуть из могилы останки св. Шио и отвезти в Персию. По принесении их туда началась моровая язва. Испуганные персы, увидев на себе гнев Божий, с честив и большими дарами возвратили мощи св. Шио опять в Грузию, в разоренную его обитель. В день памяти святого-в четверток масленицы вынимают лучевую его кость из бокового отверстия в стене второго храма с южной стороны.
Третий храм от ветхости совершенно разрушился, как было и с другими славными храмами Иверии. Но и двум первым угрожает та же опасность. Нужны слезы пророка Иеремии, чтобы оплакивать судьбу Церкви Иверской, глядя на ее развалины, которых становится все больше и больше...
О бедности обители не хочется и вспоминать, раньше монастырь владел огромными землями и ими поддерживался, а теперь не стало даже хлеба и вина для совершения св. Литургии. Я был очевидцем того, как, за неимением красного вина, служили на белом вине, именно в 1868 г., в четверток масленицы, когда я ставил гробницу. Неужели Бог за это не накажет?
9 Логовище волка находится с южной стороны бывшей братской трапезной.
10 См. Пс. 38; 13-14; Пс. 140; 2.
11 См. Пс. 87; 7; Пс. 142; 7-8.
12 Ср. Пс. 131; 4-5.
13 Ср. Пс. 17; 29.
14 Церковь Иверская празднует память св. Шио 9 мая (ст. ст) — в день его кончины и в четверток сырной недели и воспоминание дивных его чудес.

Метки:

Pages: 1 2 3 4 5

Комментарии закрыты.