google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святой Феодосий Тырновский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святой Феодосий Тырновский

Декабрь 9th 2014 -

3. Возвращение в Болгарию и основание Килифаревского монастыря

На протяжении около двух лет преподобный Феодосий посещал места, связанные с жизнью святого Григория Синаита. После недолгого пребывания в Константинополе, он возвратился в Парорию, чтобы встретиться со своими братьями и поклониться могиле своего возлюбленного учителя. Потом отправился в Сливен, где виделся с “единонравным и единодушным” Романом, вместе с которым решили поселиться в горы Емона29, недалеко от Месемврии (Несебра).

На этом пустынном месте оба исихасты “прилагали труды к трудам и пост к посту и совершенствовали себя душевно”.30 Но скоро их безмолвие было нарушено, так как и там совершали набеги разбойники, называемые местным населением «хонсарами».31Тогда исихасты решили поискать подходящее место, которые было бы далеко от мирского шума, но достаточно защищенным и под защитой царя. С такой целью они и отправились в Тырново, к царю Ивану Александру.

Прибыл преподобный Феодосии в болгарскую столицу около 1349 г. Благочестивый владетель с готовностью отозвался на просьбу дивного исихаста предоставить ему пустынное место и оказать ему материальную помощь на построение монастыря наподобие Парорийскому. Место, которое было выбрано, находилось в Килифаревской горе, километров в 20 к югу от столицы. Там преподобные Феодосий и Роман построили себе кельи и “подобно птицам сладкогласным днем и ночью славословили Бога”.

Прошло около трех лет, и небольшая монашеская обитель постепенно стала превращаться в духовный центр болгарского государства. К преподобному Феодосию потянулись с разных концов страны желающие проходить созерцательную жизнь под его мудрым руководством. Число монахов достигло до пятидесяти, при том немалое число из них были люди знатного происхождения и хорошего образования. Среди них: Евфимий (будущий патриарх Тырновский), Киприан (будущий митрополит Московский и всея Руси), Дионисий (переводчик сборника св. Иоанна Златоуста «Маргарит»), Младен, списавший в 1359 г. Апостол для царской Спасской церкви в Тырнове32 и др.

4. Борьба с еретическими учениями и участие в церковных соборах в Тырнове в 50-х гг. ХIV века

Патриарх Каллист рисует преподобного Феодосия не только исихастом, стремящимся всегда к уединению и безмолвной жизни, но и неустанным воином против всякой ереси и антицерковных учений, появившихся в Тырнове во время его пребывания в Килифаревской обители. Не раз преподобный подталкивал царя на борьбу с еретиками и врагами Церкви, чье число значительно увеличилось во время его царствования. В этой связи П. А. Сырку пишет: “Ни в одно царствование не было принято столько мер против разного рода волновавших умы Болгарии в XIV веке еретиков и иноверцев, как в царствование Иоанна Александра”.33

Первый еретик в столице Болгарии во времена преподобного Феодосия, о котором нам сообщает святитель Каллист, – это некий монах по имени Феодорит. Скрываясь за тем, что якобы лечит людей, он распространял учение Варлаама и Григория Акиндина. Кроме того, он учил, что для исцеления от болезней людям следует покланяться какому-то дубу и приносить в жертву овцы и ягнята. Этому лжеучителю поверили не только простые и необразованные люди, но и немало богатых и знатных людей. В народе начались распри, и слух об этом дошел и до килифаревского отшельника. Он нарушил безмолвие и отправился в Тырново, где ему удалось искоренить зло, утвердить церковное учение и научить людей покланяться единому Богу в трех лицах, а “того окаянного обманщика и соблазнителя совсем прогнал и покрыл вечным срамом”.34

Прошло немного времени, и царствующий город залили новые еретические учения – адамитов и богомилов. Их проповедовали бывшие афонские монахи, которых прогнали со Святой Горы вероятно в 1350 г. за их нехристианские взгляды и аморальное поведение. Один из них по имени Лазарь, ходил по всему городу совсем голый, прикрывая „свой срам” листом тыквы. Другой – Кирилл, по прозвищу Босота, отрицал святой Крест и святые иконы, хулил их и топтал; отрицал и брак церковный; учил, что сны – это божественные видения, и т. д. К нему присоединился некий поп Стефан.

По сведению Каллиста, когда Тырновский патриарх Феодосий II узнал о вышеупомянутых еретиках и об их скверном учении, он обратился к преподобному Феодосию, так как не знал что делать. Преподобный отец посоветовал ему созвать собор.

Здесь следовало бы отметить, что многие болгарские историки медиевисты ставят под сомнение неспособность тогдашнего патриарха Феодосия II справиться с возникшей ситуацией и толкуют эти сведения Жития как отражение плохих отношений между патриархиями в Константинополе и Тырнове в это время. 35 Вероятно, инициатива созвания собора и его проведения являются делом самого первоиерарха в Тырнове, а преподобного Феодосия пригласили принять участие по причине его авторитета и богатого духовного и житейского опыта.

Собор был созван в 1355 г. и на нем присутствовал царь Иван Александр, вместе с советом бояр и Тырновский патриарх Феодосий II со всем церковным клиром. Главным действующим лицом собора был преподобный Феодосий. Ему предоставили вести спор с подсудимыми еретиками. После продолжительных прений килифаревский исихаст разоблачил еретиков и заставил их принять покаяние и отказаться от своих заблуждений. Впоследствии раскаялся только юродивый Лазарь, а Кирилл Босота и его последователь Стефан продолжали упорствовать и поэтому их подвергли пыткам и прогнали за пределы Болгарского царства.

Преподобный Феодосий принял участие и на церковном соборе в Тырнове осенью 1359 г. 36 Поводом созвать собор дали тырновские евреи. Надеясь на покровительство второй жены царя – царицы Феодоры, сама еврейка по происхождению, они начали открыто хулить божественные церкви, оскорблять священников, бесчестить иконы и совершать еще ряд других непристойных деяний. Узнав об этом, преподобный Феодосий, вместе со своим сподвижником Романом, пошел к царю и опять убедил его созвать собор.

Собор проводился в нововыстроенном царском дворце под председательством Ивана Александра. Рядом сидели его сыновья от второго брака – Шишман и Асен. Присутствовали также: Тырновский патриарх Феодосий II, Великопреславский митрополит Дорофей, Доростолский митрополит Захарий, Овчеградский митрополит Лазарь, Ловчанский митрополит Парфений, Филиппополский митрополит Яков, епископ Дорофей и архимандрит Иоанникий из “Великой лавры” Сорока севастийских мучеников в Тырнове. Там был и преподобный Феодосий, вместе со своими духовными чадами: иеромонах Савва, иеромонах Тимофей, иеромонах Дионисий и “множество других иноков”.37

Вместе с действиями евреев собор осудил еще и мессалианскую ересь, а также и “новоявившуюся” ересь Варлаама и Акиндина.

После окончания собора для удостоверения соборных решений был составлен томос, который “подписан был царем красными чернилами и подпечатан был печатью царя в 28-м году его царствования, а от сотворения мира в 6868-м”.38

Примечания:

29. Современное название этой части Восточной Старой планины – Эминска планина. Она расположена между рекой Луда Камчия и Черным морем и заканчивается мысом Эмине, где в наши дни видны руины средневековой крепости Эмона. См.: Ковачев Н. Ук. соч. С. 28; Мичев Н., Михайлов Ц., Вапцаров И., Кираджиев С. Ук. соч. С. 201.
30. Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. С. 11.
31. Андреев Й., Лазаров И., Павлов П. Ук. соч. С. 375.
32. Данчев Г. Преп. Теодосий Търновски и началото на Търновската книжовна школа. // Теодосиеви четения. 640 години от успението на преп. Теодосий Търновски. Велико Търново, 2005. С. 11.
33. Сырку П. А. Очерки из истории литературных сношений болгар и сербов в XIV – XVII веках. // Сборник отд. рус. яз. и словесности Имп. Академии наук. Т. 71. СПб., 1902. С. 381.
34. Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. С. 13.
35. Самым достоверным свидетельством о натянутых отношениях между ними является “Увещание Константинопольского патриарха Каллиста к клиру города Тырнова относительно Тырновского патриарха и обряда крещения”. См.: Киселков В. С. Патриарх-Калистовата грамота от 1355 г. С. 210–221.
36. В историографии утвердилось мнение, что этот собор проводился в 1960 г., но проф. Йордан Андреев убедительно доказывает, что собор созвали осенью 1359 г. См.: Андреев Й. Две хронологически изправки към епохата на цар Иван Александър: кога Иван Александър е стъпил на българския престол и през коя година се е състоял съборът против богомилите и евреите// Търновска книжовна школа. Т. 4. София, 1985. С. 302–309.
37. Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. С. 20.
38. Там же. С. 22.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.