google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святой Феодосий Тырновский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святой Феодосий Тырновский

Декабрь 9th 2014 -

Преподобный Феодосии Тырновский

Преподобный Феодосии Тырновский
Болгария. XIX век

Память: 27 ноября/10 декабря

Преподобный Феодосий Тырновский-известный деятель болгарской церкви, монах-исихаст, ученик преподобного Григория Синаита, основатель Килифаревского монастыря, просветитель, деятельность которого вышла далеко за пределы его родины.

Святой является одной из самых эмблематических личностей Болгарии в ХIV веке.

Преподобный Феодосий Тырновский1 является одной из самых эмблематических личностей Болгарии в ХIV веке. Его роль в распространении исихазма и возрождении духовной жизни болгарской земли исключительна. Подобно своему учителю св. Григорию Синаиту, преподобный Феодосий не просто усвоил исихастскую духовную практику и философию, но и передал наследство исихазма своим ученикам.

Сведения о жизни и деятельности преподобного Феодосия Тырновского содержатся как в его житии, написанном Константинопольским патриархом Каллистом,2 так и в некоторых других средневековых источниках: в Житии преподобного Ромила Бдинского,3 в Слове похвальном патриарху Евфимию митрополита Григория Цамблака,4 Увещание Константинопольского патриарха Каллиста клиру города Тырнова относительно патриарха Тырновского и обряда крещения.5

1. Принятие монашеской схимы и странствование по болгарским монастырям

Житие преподобного Феодосия начинает со слов: “Коего народа и из которого преходного родного места происходил оный муж божественный, нелегко сказать в настоящее время, когда уже он сделал так, чтобы никто этого не знал”.6 Исследователи считают, что преподобный родился в конце ХIII или начале ХIV века, в районе Бдина (нынешнего города Северо-Западной Болгарии Видин).7 Вполне возможно, что “святой является потомком бдинских Шишмановичей и близким родственником царской семьи”. 8

Следуя буквально божественные слова Спасителя: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф. 16, 24), благочестивый Феодосий покинул свой дом и отправился в Арчарский монастырь Свт. Николая,9 где принимает монашескую схиму. Под наставничеством опытного игумена Иова молодой инок скоро преуспевает в послушании, смирении, посте и воздержании и в стяжании всех остальных монашеских добродетелей. Он стал известен тем, что искусно выучил “Давыдовы псалмы”. Такое старание и усердие не остались незамеченными игуменом, который определил его руководителем монашеской братии. “Немало времени” преподобный Феодосий провел в этой обители, но кончина игумена Иова, как и стремление к духовному совершенствованию подтолкнули его покинуть Арчар и отправиться в столичный город Тырнов.

Еще в конце ХII и начале ХIII века Тырново превратилось в центр, привлекающий многих болгар не только потому, что стал столицей Болгарского царства, но и как центр духовной жизни. Туда были перенесены мощи многих святых: Иоанна Рыльского, Гавриила Лесновского, Илариона Меглинского, Иоанна Поливотского, Параскевы Епиватской, Филофеи Темнишкой, Михаила Воина и др. „Наличие столь многих святынь делало Тырново одним из важных религиозных центров православного мира”.10 Кроме того, в окрестностях города располагалось множество монастырей. В один из них – монастырь пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницей) на холме Святая гора11, преподобный Феодосий решил поселиться. Описание этого места дает средневековый книжник митрополит Григорий Цамблак в своем Слове похвальном патриарху Евфимию: “В окрестностях города Тырнова простирается местность, выделенная от города только одной рекой. Она открыта отовсюду, полна зелени и обильно напаяется источниками; водная ее красота наслаждает глаза перед тем как насладить вкуса. Обросшая всякими плодовитыми деревьями, полная цветов, над ней находится густой и пространный лес. В этой местности был храм Приснодевы Христовой матери и Богородицы”.12 Несмотря на благолепие вышеописанной местности вокруг монастыря, как и всего города, преподобный Феодосий не остался долго там, а отправился на север в монастырь недалеко от города Червена13. Вероятно это был монастырь Св. архангела Михаила14, высеченный в скалах недалеко от современной деревни Иваново15, который основал за век до этого Тырновский патриарх Иоаким I (1235–1246)16, подвизавшийся в нем до того, как получить патриарший престол. Игумен монастыря архангела Михаила был в иерархии “выше не только в добродетели, но и по благочестию, и по непоколебимой вере, и по охранению божественных правил”.17 Через некоторое время в этой обители, за которое он усвоил от игумена и братьи все душеполезное, жаждущий духовного совершенства Феодосий покидает Червен и отправляется в Сливенские горы.18

В ХIV веке город Сливен и его окрестности были важным религиозным и монашеским центром, который привлекал к себе паломников и аскетов со всех концов болгарской земли. “Кроме стольного города – пишет В. Киселков – редки были такие селения в Болгарии того времени как Сливен, где находилось столько монастырей и скитов”.19 Одним из самых известных монастырей в этом районе был Эпикернский монастырь пресвятой Богородицы. Предполагается, что он основан боярином, у которого было звание «эпикерн», что означает виночерпца.20 Именно в этой обители оказался преподобный Феодосий. Согласно сведениям из его жития, он провел здесь “много времени”, но как только узнал, что в пограничной местности Парория поселился небезызвестный уже исихаст св. Григорий Синаит, сразу же отправился туда.

2. Пребывание в Парорийской пустыне под духовным наставничеством св. Григория Синаита и новые странствования

Прибытие преподобного Феодосия в Парорию относится ко времени второго поселения святого Григория Синаита в эту пустыню, т. е. к началу правления царя Ивана Александра. С первых же дней Феодосий стал одним из самых ревностных учеников Синайского безмолвника. Богатый духовный опыт и проницательность святого Григория помогли ему сразу ощутить, что “ту благодать, что живет в Феодосии”, поэтому скоро он удостоил его своим специальным вниманием. Наблюдая с каким усердием болгарский инок выполняет свои монашеские обязанности и какое у него желание усвоить принципы созерцательной жизни, святой Григорий не пропускал случая наставлять его. Между ними была сильная духовная связь, которую житиеписец показывает следующим образом: “С тех пор, прочее, и днем, и ночью ему напутствовал оным на учительных словах к чистой и неоскверненной вере, к божественным и другим заповедям, которые уподобляют человека Богу и возвышают до степени, равной божественному духу. Таким образом, шел он за своим учителем и насыщен был духовным питием, как телец, напитанный матерью и который всегда получал от нее кормления. Тем же образом и этот был напитан той божественной душой <…> Видя его божественное рвение к божественной жизни, великий ничего не упускал из виду, наставлял ему хорошо и очень искусно. Он видимо познакомил его не только с вступительной и обычной (монашеской) жизнью, но и с деянием и созерцанием, при котором бесы нападают слева и справа”.21

Святой Григорий преподал преподобному Феодосию правила умной молитвы и духовной брани. Под его руководством Феодосий прошел все степени монашеской жизни, достигая высот Божественного созерцания. Ученик постепенно возрастал в добродетели и учитель безмолвия разрешил только ему безмолвствовать в полном уединении, “чтобы пережить бесовское искушение, как это бывает с теми, кто подвизается и всегда устремляется к Богу”.22

Следует специально отметить, что святой Григорий не всем ученикам разрешал жить в полном уединении. “Оберегая своих подопечных от поругания бесов, он поручал каждому из них лишь то, что соответствовало его духовному состоянию”.23 Руководствуясь Лествицей преподобного Иоанна Синайского, святой Григорий учил, что монах может приступить к полному безмолвию только после того, как полностью очистился от страстей путем деятельного подвижничества (πράξις).

Такое деятельное подвижничество, которым преподобный Феодосий занимался до своей встречи с синайским исихастом, помогло ему быстро достичь наивысшую степень – созерцания (θεωρία), преодолевая все козни дьявола. Под наставничеством своего великого старца, “он пережил много сражений и сопротивлений отовсюду, но никак не был доволен, потому что не испытывал боязни ни когда слушал их голоса, ни когда являлись постоянно странные видения – ничто не смогло отвлечь его внимание от Бога”.24

Все это свидетельствует о „больших духовных успехах, достигнутых им под руководством великого наставника, от которого он преемственно воспринял все знания и опыт исихастского делания”.25

На Балканах в ХIV веке вследствие нехороших социальных, экономических и политических условий жизни сильно распространился разбой. Сформировались отряды, некоторые из которых превратились в важный военный и политический фактор в отношениях между балканскими государствами. Многочисленность и хорошая организация этих отрядов разбойников делали их желанным союзником многих балканских владетелей в их борьбе с противниками. Разбойники действовали обычно на пограничных территориях, одна из которых была Парория.

С целью выпросить помощь болгарского царя Ивана Александра, преподобный Феодосий посетил город Тырново дважды. Во время своего второго прибытия в столицу он встретился с молодым иноком Романом, который подвизался в одном из тырновских монастырей. Можно предположить, что оба были знакомы еще с того времени, когда Феодосий пребывал в обители пресвятой Богородицы Одигитрии. Как только узнал о том, что преподобный Феодосий в столице, Роман “сам к нему пошел, много раз целовал ноги блаженного и напомнил о старой любви и о намерении зарезать себя или броситься, если тот его презрит”.26 Феодосий смилился над ним и взял его с собой в Парорию.

Святой Григорий встретил Романа с радостью и сразу причислил его к братии. Молодой инок был старательным и усердным учеником. Он с благоговением выполнял все свои обязанности. Это не осталось незамеченным его великим учителем, который, доверяя ему, решил послать его в Болгарию по монастырским делам.

Пока Роман отсутствовал, в Парории святой Григорий Синаит скончался. Братия единодушно выбрала преподобного Феодосия предстоятелем монашеской общины, “так как он подражал жизни святого отца, и решили, чтобы он, вместо того (Григория), стал причиной их пребывания и неразъединения”.27 По своему великому смирению преподобный Феодосий отказал себе в такой чести. Через некоторое время он отправился в Сливенские горы, чтобы посетить тамошние монахи и сообщить преподобному Роману, который тоже находился там, о кончине святого Григория. Желая посетить места, где подвизался их духовный отец и где оставались пребывать многие из его учеников, преподобные Феодосий и Роман направились к Афону.

В житии святого Феодосия не говорится о том, какие монастыри и скиты посетили двое подвижника, пребывая на Святой горе. Там сказано только, что они встретили “божественных мужей, которые там жили монашеской жизнью и совершали разные подвиги” и что они прилежно собирали все слова, “которые относились к деянию и созерцанию”.28 Частые набеги турок, однако, заставили их покинуть Афон. Преподобный Роман вернулся в Болгарию, а преподобный Феодосий отправился в Салоники.

В Салониках преподобный отец наведался к монахам, которые были учениками святого Григория Паламы, после чего посетил и безмолствующих отцов скита святого Антония Нового, недалеко от города Бер (Вереи). Оттуда он отправился в Константинополь, где поклонился всем тамошним святыням и решил вернуться в Болгарию, чтобы посвятить себя всецело духовному обновлению болгарского народа.

Примечания:

1. Следует отметить, что прозвище Тырновский отсутствует в дошедших до нас средневековых источниках. Впервые преподобный Феодосий назван Тырновским в „Истории славяноболгарской” преподобного Паисия Хиландарского 1762 г. См.: Паисий Хилендарски. Славянобългарска история. София, 1973. С. 97–98.
2. Греческий оригинал этого жития не сохранился. Оно дошло до нас в переводе на древнеболгарский язык в Панегирике Владислава Грамматика 1479 г., который хранится в библиотеке Рыльского монастыря в Болгарии. Перевод на современный болгарский язык сделал В. Киселков. См.: Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. София, 1926.
3. Сырку П. А. Монаха Григория житие преподобного Ромила: (По рукописи XVI в. с приложением службы преп. Ромилу по рукописи XVII в.) // ПДПИ. Вып. 136. СПб., 1900.
4. Григорий Цамблак, Патриарх Евтимий. Похвално слово. / Прев. на съвр. ез. В. С. Киселков. София, 1935.
5. Киселков В. С. Патриарх-Калистовата грамота от 1355 г. // Духовна култура. Кн. 50. София, 1932. С. 210–221.
6. Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. С. 4.
7. Киселков В. С. Св. Теодосий Търновски. София, 1926. С. 3–4.
8. Андреев Й., Лазаров И., Павлов П. Кой кой е в Средновековна България: исторически справочник. София, 1994. С. 374.
9. Монастырь был расположен недалеко от деревни Бойница, в 10 км к северу от города Кула (на современной границе Болгарии с Сербией). Монастырь назван по имени реки Арчар, которая впадает в Дунай. См.: Ковачев Н. Топоними свързани с жизнения път на Теодосий Търновски. // Теодосиеви четения. 640 години от успението на преп. Теодосий Търновски. Велико Търново, 2005. С. 24; Мичев Н., Михайлов Ц., Вапцаров И., Кираджиев С. Географски речник на България. София, 1980. С. 20.
10. Полывянный Д. Тырновград глазами средневекового современника. // Търновска книжовна школа. Т. 4. София, 1985. С. 263.
11. О локализации этой святой обители подробнее см.: Овчаров Т. За мястото на средновековния български манастир “Света Богородица Пътеводителка” // Духовна култура. Кн. 6. София, 2005. С. 27–29; Николова Я. Принос към средновековната българска пластика // Археология. II. Кн. 4. 1960. С. 14–17; Алексиев Й. За топонимите “Света гора”, “Търновски планини” и “Търновска Света гора” // Теодосиеви четения. 640 години от успението на преп. Теодосий Търновски. Велико Търново, 2005. С. 169–173.
12. Григорий Цамблак, Патриарх Евтимий. Похвално слово. С. 16.
13. Червен – средневековый укрепленный город, важный военно-административный и духовный центр, расположенный в долине реки Черни Лом, в 32 км южнее нынешнего болгарского города Русе. См.: Ковачев Н. Ук. соч. С. 26; Мичев Н., Михайлов Ц., Вапцаров И. и Кираджиев С. Ук. соч. С. 447.
14. Партений, еп. Левкийски. Преподобни Теодосий Търновски. // Духовна култура. Кн. 9. София, 1963. С. 2.
15. Обо всем комплексе монастырей в скалах у села Иваново и о сохранившихся уникальных росписях в нем подробнее см.: Бакалова Е. Ивановските стенописи и идеите на исихазма // Изкуство. 9. София, 1976. С. 14 – 21; Василиев А. Ивановските стенописи. София, 1953; Ханджийски А. Обители в скалите. София, 1985.
16. См.: Снегаров И. Неиздадени старобългарски жития // Годишник на Духовната академия “Св. Климент Охридски”. Т. 3. София, 1953–1954. С. 167; на рус. яз. см.: Патерик земли Болгарской. Т. 1. Сентябрь-январь. М., 2008. С. 341–346.
17. Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. С. 6.
18. См.: Ковачев Н. Ук. соч. С. 26.
19. Киселков В. С. Св. Теодосий Търновски. С. 11.
20. Там же. С. 12.
21. Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. С. 8.
22. Там же. С. 9.
23. Петр (Пиголь), игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999. С. 100.
24. Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. С. 9.
25. Петр (Пиголь), игум. Ук. соч. С. 101.
26. Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. С. 10.
27. Там же.
28. Там же. С. 11.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.