Преподобный Косма Зографский (Saint Kozma Zografski), иеромонах, отшельник

Октябрь 4th 2014 -

Память 22 сентября/ 5 октября; в Соборе Афонских преподобных

Родиля в Тырнове в семье благочестивых бояр. Получил хорошее образование. Когда родители захотели его женить, ушел на Афон в монастырь Зограф.

Уже тогда, в пути, диавол пытался поколебать стремление юноши, смущая его видением непреодолимой морской пучины, окружавшей Святую Гору. Горячая молитва юноши развеяла демонское наваждение.

На Афоне святой Косма был принят в Зографскую обитель. Там он долго был послушником, а потом принял монашество и был назначен экклесиархом1. Святой Косма получил особую милость быть тайнозрителем Небесной Игумении Афонской Горы, Которая на праздник Благовещения в Ватопедской обители благоволила зримо открыть ему попечение о Своем земном жребии: видел он Женщину царственной красоты и величия, Которая распоряжалась и в храме за службой, и в трапезной, все же иноки были послушными Ее служителями.

Вскоре святой был рукоположен во диакона, а затем и во пресвитера, что побудило его к новым подвигам.

Ревнуя о спасении, святой по горячим молитвам к Пресвятой Богородице вновь удостоился знака Ее особого покровительства: он услышал голос Богоматери, исходивший от Ее святой иконы и вопрошавший Сына Своего:

«Как спастись Косме?»

Ответ Господа был таков: «Пускай удалится из монастыря на безмолвие».

Испросив благословение настоятеля, святой Косма удалился в пустынь, и там, в пещере, высеченной в скале, начался новый подвиг безмолвного отшельничества. Бог не оставлял своего верного молитвенника: святой сподобился дара прозорливости.

Как в начале подвижничества враг рода человеческого пытался отклонить святого с намеченного пути, так и предсмертные дни праведника были для него тяжким испытанием. Незадолго до кончины избранник Божий был удостоен видения Самого Христа, Который известил святого, что, прежде чем душа его отойдет в Царство Небесное, сам сатана со своим полчищем жестоко изобьет его и изранит. Подготовленный к страданиям Божественным утешением, святой мужественно вынес попущенное Богом страшное диавольское глумление и на третий день после свирепых побоев, приобщившись Пречистых Таин, со славословием на устах, мирно отошел ко Господу.

Бог, «прославляющий славящих Его», чудно прославил по смерти и преподобного Коему: во время погребения святого к пещере его стеклось множество зверей и птиц, как будто понимавших общую утрату Святой Горы, когда же тело опустили в могилу и стали засыпать землей, каждая из бессловесных тварей издала печальный глас, отдавая последнюю почесть угоднику Божию.

Когда, по обычаю, через 40 дней после всенощного бдения братия открыла святые останки праведника, чтобы перенести их с честью в обитель, чудным образом их не оказалось — Господь сокрыл их. Это было в 1323 году.

1. Екклисиа́рх (греч. ἐκκλησιάρχης — буквально: «церквеначальник» от греч. ἐκκλησία — «церковь» + греч. ἀρχή, ἀρχῆς — начальствование, командование; управление, власть), также экклезиарх, эклизиарх, екклесиарх — церковнослужитель, наблюдающий за церковным зданием и порядком богослужения[

Должность екклесиарха появилась в связи с тем, что богослужебные уставы Христианской церкви окончательно сложились довольно поздно, а монастыри ещё длительное время пользовались достаточно большой свободой в устройстве у себя богослужения (ср. поговорку «в чужой монастырь со своим уставом не ходят»). Именно поэтому екклисиарх имел важное значение в установлении богослужебного чина в храмах и монастырях.

Екклисиарх, прежде всего наблюдал за охраной храма, а также за его чистотой. Также в обязанности екклисиарха входило наблюдение за порядком богослужения в монастыре по указаниям его устава.

В маленьких монастырях, где было небольшое количество монашествующих, обязанности екклисиарха исполнял непосредственно сам настоятель монастыря или же старший из участвующих в совершении священнодействия (например, иерей или иеромонах). Исполнителем распоряжений такого екклесиарха назначался параекклисиарх, один из низших церковных служителей

Первоначально появившаяся ещё в древних византийских монастырях до Великого Раскола 1054 года должность екклесиарха была широко распространена. Кроме монастырей, должность существовала и в Константинопольском храме святой Софии.

Комментарии закрыты.