Преподобный Исихий Иерусалимский

Апрель 9th 2014 -

День памяти: 28 марта (по новому стилю") 10 апреля

Греческий подвижник, учитель Церкви, аскетический писатель, экзегет1.

О жизни святого Исихияй известно очень мало. Уроженец Иерусалима (родился в середине IV века), преподобный Исихий происходил из благородной семьи. Так думают потому, что он учился богословию у свт. Григория Богослова, вероятно, в Константинополе, куда прибыл в юных летах для получения образования.

После смерти учителя Григория Богослова Исихий принял постриг и удалился в один из Палестинских монастырей, позднее перебрался в Иерусалим.

Вернувшись в Палестину, Исихий поселился в одном из монастырей близ Иерусалима. Там он приобрел известность как учитель молитвы и знаток Свящ.Писания.

Ок. 412 он был рукоположен во пресвитера и одно время исполнял должность помощника иерусалимского патриарха.

Прославился проповедями и толкованиями Священного Писания, а также псалмами и беседами на события из земной жизни Христа, Богородицы и некоторых палестинских святых. Со временем стал одним из знаменитых учителей Церкви, пользуясь в ней большим авторитетом. Святой Феодор Студит Так, православный церковный писатель VI века Кирилл Скифопольский в «Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого» пишет:

«Когда лавра была освящена и имела пресвитеров Иоанна и Кириона, архиепископ рукоположил Дометиана и Домна во диаконов, а великий Евфимий радовался духом, в особенности видя с патриархом Авраамова Пассариона и богослова Исихия, которые оба были преславными светильниками, сиявшими по всей вселенной.»

Его проповеди и книги упрочили за ним славу одного из знаменитейших писателей Востока. Кроме толкований, он составлял церковно-историческаие, агиографические и назидательные сочинения.

Исихий исповедовал традиционную веру Церкви, выраженную в Никео-Константинопольском Символе веры, находясь под сильным влиянием учения святого Кирилла Александрийского, был противником несторианства.

Согласно греческому Месяцеслову императора Василия, Исихий составил толкование на всю Библию. Из этого комментария Исихия сохранилось лишь немногое.

1) «Толкование на книгу Левит», посвященное диакону Евтихиану. Оно есть только в лат. пер. 6 в. Из текста явствует, что комментатор основывался на *Септуагинте, причем отмечал особенности и др. греч. переводов Библии и сверялся с евр. текстом. Основную задачу автор видел в отыскании «духовного», «таинственного» смысла, с помощью к-рого можно объяснить «некоторые несообразности» и темные места Кн.Левит.
2) 24 гомилии на первые 20 глав Кн.Иова, имеются в арм. пер. и изданы по кодексу 13 в. (1913). Толкователь рассматривает Иова как пророка и историч. лицо, а его страдания — как прообраз Страстей Христовых.
3) «Примечания к книге пророка Исайи», изд. в 1900 по ватиканскому кодексу 11 в. В этом толковании И. следует *аллегорическому методу *Оригена, часто расширяя границы прообразовательного смысла (напр., Ис 19:1 он относит к бегству св. семейства в Египет).
4) «Примечания к Псалтири», имеются в неск. вариантах. Один, как полагают патрологи, тождествен толкованию, к-рое приписывали свт.*Афанасию (Твор. т.4, с.40). Комментарии состоят из отд. *глосс, имеющих аллегорич. -прообразоват. характер.
5) Такой же фрагментарный характер имеют «Примечания к Малым Пророкам», к-рые сохранились в 6-ти манускриптах (Рим, Москва, Париж) и опубликованы лишь частично (на Ос, Авд, Зах).
6) «Соглашение Евангельское», сохранилось в сокращ. виде. В нем И. рассматривает 61 экзегетич. вопрос о *противоречиях в Евангелиях. В частн., он пытается согласовать хронологию событий Страстной недели и Воскресения. Кроме того, есть рукопись 9 в., содержащая *катены на 13 библ. гимнов ВЗ и НЗ (Исх 15; Втор 32; Лк 1;2 и др.), автором к-рых считают Исихия (текст издан в 1917).

В целом экзегеза Исихия редко отступает от методов аллегорической школы.

Исихий склонен видеть в Ветхом Завете не только прообразы Нового Завета, но и указания для духовной жизни. Так, объясняя события Кн.Исход, он пишет: «Образом ума признается законоположник Моисей, который Бога видит в купине, лицом прославляется и богом фараону от Бога богов поставляется; потом казнями поражается Египет, выводит из него Израиля и дает Закон. Все сие, будучи понимаемо иносказательно, в смысле духовном, изображает действия и преимущества ума» (под «умом» преподобный разумеет внутреннюю духовную область человеческого существа, где творится «умная молитва»). Различие между заповедями двух Заветов И. полагает в их направленности. Старый Закон «добр», однако он «служит к обучению внешнего человека и к охранению от страстных дел. Но подвиги эти не суть охранители и от грехов мысленных, или возбранители их, т.е., не сильны избавить нас от зависти, гнева и прочего». Внутреннего человека преобразует лишь Новый Завет.

Преподобный Феодор Студит в 9-й песни канона Сырной субботы ставит преподобного Исихия в один ряд с великими церковными учителями – святителями Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, Афанасием Великим, Кириллом Иерусалимским, Кириллом Александрийским и Григорием Нисским. При этом преподобный Исихий назван здесь «другим Богословом» (то есть следующим после святителя Григория Богослова).

1. Экзеге́тика, экзеге́за (др. -греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.

Комментарии закрыты.