Преподобный Исаак Сирин из Сполето

Апрель 24th 2014 -

Преподобный Исаак Сирин

День памяти:  12/25

Преподобный Исаак Сирин, отшельник из Сполето, жил в середине VI века. Основатель монастыря на горе Монтелуко в Умбрии (Италия).

Святой Исаак бежал в Италию из Сирии, где надо было жить при господстве монофизитов.


Прибыв в Сполетий в Умбрии, Исаак Сирин попросил у кустода кафедральной базилики св. Петра позволить ему помолиться внутри. Преподобный  молился там двое с половиной суток. Один из пономарей начал укорять преподобного в лицемерии и ударил его по щеке. Наказание Божие тут же постигло пономаря. Бес поверг его к ногам святого и кричал: «Исаак меня изгонит!» Как только преподобный Исаак склонился над пономарем, нечистый дух бежал. Весть о случившемся быстро разнеслась по городу. К преподобному стали стекаться люди, предлагая помощь и средства для устройства монастыря. Но смиренный инок отказался от всего, вышел из города и поселился в уединенном месте, где построил себе маленькую келлию. Около подвижника собрались ученики, и так создался монастырь. Когда ученики спрашивали старца, почему он отказывается от приношений, тот отвечал: «Монах, приобретающий имения, уже не монах».

Тогда св.Исаак удалился в пещеру на горе Монтелуко (Monteluco), в окрестностях Сполетия, где стал жить отшельником.

Преподобный Исаак обладал даром прозорливости. Об этом рассказывает святитель Григорий Двоеслов (память 12 марта) в своем труде «Собеседование о жизни и чудесах италийских отцов». Однажды преподобный Исаак велел инокам оставить на ночь в огороде все заступы, а утром просил приготовить пищу для работников. Оказалось, что воры, которых было столько, сколько оставленных заступов, шли грабить монастырь. Сила Божия заставила их изменить свое злое намерение. Они взяли в руки лопаты и стали усердно трудиться, так что к приходу иноков вся земля была вскопана. Преподобный приветствовал трудившихся и пригласил их подкрепиться пищей. Потом он дал им наставление оставить воровство и разрешил всегда открыто приходить и пользоваться плодами монастырского огорода.

В другой раз к преподобному пришли странники, одетые в рубища, и просили у святого одежды. Он велел им подождать, а сам послал инока в лес, где в дупле дерева странники спрятали свои хорошие одежды, желая обмануть святого игумена. Инок принес одежды, и преподобный Исаак отдал их странникам. Увидев, что их обман открылся, вымогатели пришли в великое смущение и стыд.

Случилось также, что один человек послал преподобному своего слугу с двумя корзинами еды. Слуга спрятал одну из корзин по дороге. Преподобный взял принесенную корзину и тихо сказал: «Я принимаю дары, ты же не прикасайся к спрятанной тобой корзине — в нее вползла змея и, если ты протянешь руку, она ужалит тебя». Так мудро и незлобиво святой обличал грехи людей, желая всем спасения.

Скончался преподобный Исаак в 550 году.

И. С. был погребен в крипте ц. мч. Иулиана возле основанного им монастыря. Впосл. эта церковь также получила наименование и во имя И. С. — «церковь св. Иулиана или св. Исаака» (Quatremиre de Quincy A. C. Dictionnaire Historique d'architecture. P., 1832. Т. 2. P. 493). В 1-й четв. XVI в. в связи с упадком мон-ря мощи И. С. были перенесены в Сполето, в ц. св. Ансана. После ряда перемещений с 2000 г. они находятся в крипте св. Исаака этой церкви.

Рассказ свт. Григория Великого с небольшими изменениями вошел в средневек. сполетский легендарий, почти полностью утраченный в XVII в. Антиквар Л. Якобили в нач. XVII в. позаимствовал из него Житие прп. И. C. и перевел его на итал. язык. К уже известным сведениям Якобили добавил рассказ о явлении И. С. Пресв. Девы Марии, повелевшей основать на горе Монтелуко мон-рь в ее честь, что преподобный и исполнил при помощи девы Григории (упом. также у свт. Григория Великого). Она сделала монастырю большие пожертвования, о которых, согласно Якобили, было записано в табулярии сполетского аббатства св. Иулиана (св. Ансана; этому аббатству тогда, видимо, подчинялся мон-рь на Монтелуко).

Др. источниками, в к-рых упоминается основанный прп. И. С. монастырь, являются привилегии Римских пап Урбана III (1185) и Гонория III (1216). В них различаются городской монастырь во имя И. С., пустынь на горе Монтелуко и бенедиктинское аббатство св. Иулиана, которому принадлежали 2 первых дочерних мон-ря. О возникновении городского монастыря и аббатства св. Иулиана известно мало. Болландист Д. Папеброх предположил, что, вероятно, в период нашествия лангобардов в кон. VI-VII в. монахи с Монтелуко перебрались в город, возможно принеся с собой мощи своего наставника. Впоследствии этот городской монастырь получил посвящение во имя прп. Исаака Сирина, в то время как пригородный монастырь оставался пустынью, освященной во имя Пресв. Девы Марии. Городской монастырь вскоре стал бенедиктинским, а приблизительно в XI в. его монахи решили вернуться на гору Монтелуко, где возникло аббатство св. Иулиана, сохранившее за собой право как на городской монастырь прп. Исаака Сирина, так и на пуст. Пресв. Девы Марии. В 1502 г. папа Римский Александр VI передал бенедиктинское аббатство регулярным каноникам, которые в XVI в. вернулись в город, где поселились возле ц. св. Ансана, вероятно оставшейся от прежнего монастыря прп. Исаака Сирина.

В календарях греческих Церквей память Исаака Сирина не указывается. Память Исаака Сирина, была внесена в Великие Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского вместе с пересказом главы о преподобном из «Диалогов» свт. Григория Великого.

Этого святого следует отличать от другого подвижника, преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневийского, который жил в VII веке (память 28 января).

Комментарии закрыты.