Преподобный Анатолий Младший, Оптинский

Апрель 9th 2010 -

Монашеский постриг

Третьего июня 1895 года в скитской церкви послушник Александр был пострижен в монашество с наречением имени Анатолий. По древнему монашескому правилу, сохранявшемуся в Оптиной Пустыни, имя было дано по начальной букве мирского имени – в честь святителя Анатолия, Патриарха Константинопольского. Имя при постриге в Оптиной Пустыни давалось обычно с каким-нибудь прикровенным смыслом: «Анатолий» в переводе с греческого языка означает «Восток» – это одно из библейских имен грядущего Мессии; на восток обращен и алтарь всякого православного храма. Имя «Анатолий» как бы подразумевает постоянную молитвенную обращенность к Христу-Востоку (это святое имя носил и другой великий Оптинский старец — иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), которого называли «Большой» или «Старший»).

Рукоположение в иеромонахи

На праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 1906 году иеродиакон Анатолий был вызван правящим архиереем в Калугу. И двадцать шестого марта 1906 года преосвященный Вениамин, епископ Калужский, совершил рукоположение отца Анатолия в иеромонахи.

Указом Калужской Духовной Консистории от шестого марта 1906 года отец Анатолий был назначен духовником соседнего с Оптиной Шамординского женского монастыря и исправлял это служение до самой кончины.

Он впитал дух Оптинского подвижничества

В своей книге «Оптина Пустынь и ее время» И. М. Концевич писал: «С юных лет впитал он (отец Анатолий) дух Оптинского подвижничества – суровое, напряженное бодрствование духа, скрытого в своей келлии, той «расселины в скале, где Господь говорит Моисею», по выражению преподобного Исаака Сирина, с одной стороны, и с другой – простое искреннее отношение ко всему внешнему, видимому, как к братии, посетителям, природе, свету Божию. Уставной ход жизни обители с ее богослужением, старцами, насыщенное духовно-просветительской деятельностью, воспитали в нем внутренне великого аскета, делателя Иисусовой молитвы, проводившего ночи напролет в молитве, искусного борца с врагом рода человеческого, а внешне – выдающегося пастыря, наставившего на путь истинно христианского благочестия тысячи русских душ. Неспроста отец Анатолий высоко ценил святителя Тихона Задонского и как величайшую драгоценность дарил людям его книгу «Об истинном христианстве».

Связь писателя со старцем Анатолием была для него глубоко личной, семейной: не только мать и брат, но и будущая супруга находились со старцем в молитвенном, духовном общении.

Как благословите

До середины 1900-х годов старец Анатолий жил в корпусе, находившемся в глубине скита (на север от Иоанно-Предтеченской церкви), в тесной келье рядом с кельей старца Нектария. К старцу Анатолию приходило так много народу, что принимать в скиту стало весьма неудобно. Случалось, что даже настоятелю монастыря архимандриту Ксенофонту не удавалось протиснуться сквозь толпу народа, чтобы попасть на исповедь к старцу Анатолию.

В 1908 году умер монастырский духовник иеросхимонах Савва, живший при Владимирской церкви в Оптиной Пустыни. Настоятель отец Ксенофонт предложил старцу Анатолию перейти из скита на место отца Саввы. Старец, проживший в скиту больше половины своей жизни, смиренно ответил: «Как благословите».

Всегда смиренный и никогда не унывающий

В «Летописи скита Оптиной Пустыни» четвёртого июля 1908 года было записано: «Сегодня после трапезы прощался с братиею скита скитский иеромонах отец Анатолий, переходящий по распоряжению отца Настоятеля в монастырь с назначением состоять духовником мирян, прибывающих в Оптину Пустынь на богомолье». Письмоводитель скитоначальника старца Варсонофия – отец Никон (Беляев) так описывает в своем дневнике прощание старца Анатолия: «А вчера перебрался от нас из скита в монастырь отец Анатолий... Третьего числа он прощался с нами на трапезе, смиренно поклонился нам в землю два раза. Всегда смиренный и никогда не унывающий. Иным я его не видел. Это единственный иеромонах, которого я видел встающим на колени перед Батюшкой» (то есть, перед старцем Варсонофием).

Ме­ра во всем хо­ро­ша. Есть воз­раст ду­хов­ный, как и на­руж­ный воз­раст. Как де­вя­ти­лет­ние не мо­гут брать­ся за то, что впо­ру двад­ца­ти­лет­ним, так бы­ва­ет и в ду­хов­ной жиз­ни: не­по­силь­ным и не­ра­зум­ным рве­ни­ем мож­но се­бе ду­хов­но жи­вот на­дор­вать. А ес­ли Гос­подь ко­го и сох­ра­нит от се­го, то, по край­ней ме­ре, всуе при­имет труд и скорбь. Ти­ше едешь – даль­ше бу­дешь, ска­за­но опыт­ны­ми. Вред­но не ра­деть о долж­ном, но не­бе­зо­пас­но ре­тить­ся вы­ше сво­ей ме­ры. Трех бо­лее все­го дер­жись: стра­ха Бо­жия, сми­ре­ния и всег­даш­не­го по­ка­я­ния.

Исповедь у Старца обновляла и возрождала

Так отец Анатолий, по благословению отца Настоятеля, переселился в монастырь, в келью при больничной церкви Владимирской Божией Матери. Часто приходилось видеть такую картину: в монастыре полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирская церковь открыта и полна народа. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточащих ногах.

Прием посетителей начинался с «обхода». Отец Анатолий выходил в сени и благословлял каждого посетителя. Многие приходили издалека только ради одного этого благословения святого старца. Он имел особенную манеру благословлять: крестил неторопливо, чинно, будто запечатлевал крестное знамение на богомольце, при этом удерживал некоторое время благословляющую руку около чела богомольца, и часто, прозревая и отгоняя недолжные помыслы, легонько ударял несколько раз по макушке пальцами, как некогда делал Старец Амвросий, приговаривая при этом: «...цок, цок, цок...» Иногда за это время Старцу можно было сказать несколько слов, задать вопрос. Иных же благословлял коротким быстрым знамением. Обходя посетителей, давал краткие ответы на задаваемые вопросы, а затем принимал некоторых для отдельной беседы у себя в келье.

Исповедь у Старца обновляла и возрождала. Совершая исповедь в келье, Преподобный обычно подводил посетителя к божнице, ставил на колени, давал читать вслух общее исповедание грехов, а после каждого исповедовал наедине. Во время исповеди он горячо молился за своих духовных чад. На исповеди преподобный Анатолий не оставлял на душе кающегося даже самых малых грехов и не разрешал, если видел нераскаянным даже малый помысл. После же исповеди давал наставления, всегда поражавшие точностью и прозорливостью.

В исповеди монашеской братии главное место занимало откровение помыслов. «Сосредоточенно, благоговейно подходили монахи один за другим к старцу. Они становились на колени, беря благословение, обменивались с ним в этот момент несколькими короткими фразами. Некоторые проходили быстро, другие немного задерживались. Чувствовалось, что старец действовал с отеческой любовью и властью. Иногда он употреблял внешние приемы. Например, ударял по лбу склоненного пред ним монаха, вероятно, отгоняя навязчивые приражения помыслов. Все отходили успокоенные, умиротворенные, утешенные. И это совершалось два раза в день: утром и вечером. Поистине, „житие“ в Оптиной было беспечальное и действительно все монахи были ласково-умиленные, радостные или сосредоточенно-углубленные. Нужно видеть своими глазами результат откровения помыслов, чтобы понять его значение»,— писал И. М. Концевич.

Духовные дары старца Анатолия

Прозорливость старца

Известно множество случаев прозорливости старца. Многим он предсказывал будущие события в их жизни: одному священнику предсказал место служения, инокине — то, что она поедет в Италию. Одна женщина пришла с сыном Димитрием, старец хотел благословить его иконой великомученика Димитрия Солунского, но вдруг сказал сам себе: «Нет, не то», — и благословил образом святителя Димитрия Донского, имя которого и носил мальчик.

Как он все, все понимает!

Раба Божия Мария Михайловна рассказала о поразительном случае прозорливости Старца: «Племянница моя Татьяна Александровна А. рассталась с мужем своим, который уехал куда-то и пропал без вести. Она осталась со своим сыном мальчиком Димой. От мужа уже долго не было вестей, и она решила, что он не вернется никогда. По характеру своему она не могла жить без опоры, боялась одиночества и тосковала. Прошло много времени. Судьба свела ее с человеком, которого она полюбила и была счастлива с ним. Но этот человек вскоре умер. Горе ее было не по ее силам.

Она пришла ко мне в Оптину Пустынь, и я посоветовала ей пойти к батюшке отцу Анатолию. «Ну, зачем я пойду к нему? Что может сказать монах? Что он может понять в моем деле? Конечно, с его точки зрения, я преступница, нарушительница закона, чем может он меня утешить?» Но я продолжала настаивать, и Т. А. пошла к отцу Анатолию, а вернулась от него счастливая, сияющая. «Батюшка меня выслушал. Все понял, сказал, что Борис вернется (Борис — это муж ее). Этого, конечно, не может быть. Но Батюшка! Какой он добрый! Как он все, все понимает!» Это происходило зимой, а на Пасху того же года вернулся Борис».

Какая это икона?

Духовным чадом старца Анатолия был священник отец Андриан Рымаренко, впоследствии архиепископ Рокландский (США) Андрей. Перед принятием сана в 1921 году он приезжал к старцу Анатолию за благословением. Отец Анатолий сказал: «Тебе надо будет поступить на курсы». Отец Адриан имел высшее образование, но светское, поэтому ему пришлось перед рукоположением заниматься у профессоров богословия и держать специальный экзамен. Отец Адриан спрашивал у старца Анатолия благословения на приход в село Евлоши под Ромнами. Старец в благословение дал пасхальное яичко с изображением иконы Божией Матери и спросил: «Какая это икона?» Отец Адриан сказал: «Смоленская, кажется», а Батюшка ответил: «Нет, Иверская». Первый приход отца Адриана был в Ромнах, в храме, в котором был очень чтимый образ Иверской Божией Матери

Pages: 1 2 3 4 5

Комментариев к записи: 1 “Преподобный Анатолий Младший, Оптинский”


  1. Елена сказал:

    +++++