Преподобномученик Естратий, монах Печерского монастыря

Апрель 9th 2011 -

Память 28 марта/ 10 апеля

Весной 1097 года в Херсонесе еврейский купец купил у половцев группу захваченных ими близ Киева пленников, среди них оказался монах Киево-Печерской лавры Евстратий Постник, который вскоре умер в плену (согласно преданию — убит хозяином за нежелание отказаться от Христа). Церковь объявила Евстратия святым, «умученным на Пасху жидами». Итогом этого скандала стали казнь главы города и купца, а также изгнание из города всех еврейских торговцев и конфискация их имущества.

Согласно житию святого, опубликованному в Киево-Печерском патерике, Евстратий происходил из богатого киевского рода. Раздав всё имущество бедным, он постригся в монахи Киево-Печерского монастыря (около 1076 года) и поступил к Антонию. Там он за воздержание, воспитанное им ещё с молодости получил прозвище Постника. В 1096 году на Киев совершили набег половцы во главе с ханом Боняком и, захватив монастырь, продали Евстратия херсонесскому купцу-иудею вместе с другими пленниками — 30 монастырскими рабочими и 20 другими киевлянами. Как указывает современный киевский исследователь А. Е. Бартош, византийским евреям запрещалось владеть рабами-христианами, но на практике этот закон часто не выполнялся, особенно в отдалённых провинциях.

Читать по теме: Поученіе. Св. преподобномученикъ Евстратій печерскій (Какъ можемъ мы сораспяться Христу).Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

По легенде, хозяин путём жестокого обращения пытался заставить рабов отречься от Христа. Однако Евстратий убеждал остальных не принимать еды и питья от иноверцев и не поддаваться на уговоры: «Не будьте, братия, отступниками от веры; через смерть мы получим жизнь вечную». После отказа хозяин подверг рабов пытке голодом, и все они, кроме Евстратия, который имел богатый опыт постничества, умерли в течение десяти дней. Евстратий же прожил без воды и пищи 14 дней.

Тогда хозяин распял Евстратия на кресте в день иудейской пасхи, а затем убил, проткнув копьём. Перед этим Евстратий, благодаривший Бога за такую смерть, был подвержен издевательствам со стороны зрителей-евреев, на что ответил: «Придет на вас отомщение за кровь мою и за кровь замученных вами христиан». По церковной традиции считается, что Евстратий умер 28 марта 1097 года.

Согласно легенде, тело Евстратия бросили в море, откуда оно было извлечено и похоронено в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где мощи святого лежат и в настоящее время. Частицы его мощей хранятся в храме преподобномученика Евстратия Печерского в Терновке (Крым).

Смерть Евстратия, по-видимому, известного в городе человека, а также большого числа других людей, вызвала волнение срели населения. Эпарх Херсонеса (крещёный иудей) был казнён по указу императора вместе с купцом, купившим монаха. Историк Джошуа Старр пишет, что казнены были также руководители еврейской общины. Итогом этого скандала стало изгнание из города всех еврейских торговцев и конфискация их имущества.

Память Евстратия Печерского совершается 28 марта (10 апреля) и 28 сентября (11 октября) (в Соборе преподобных Отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих).

Академик Геннадий Литаврин полагал, что составитель патерика опирался на два письменных источника: древнерусский о событиях в Киеве и греческий — о событиях в Херсонесе. Источник, по мнению учёного, «свидетельствует о традиционных симпатиях крымских греков — подданных Византии — к своим русским единоверцам». Именно греки-херсониты выступили инициаторами приобщения Евстратия к лику святых.

Н. М. Богданова делает следующие выводы из содержания легенды:

  • Еврейские купцы приезжали в Херсонес за невольниками и зимовали там в ожидании открытия навигации.
  • Согласно источнику, который может быть тенденциозным в данном вопросе, еврейские купцы монополизировали такую торговлю.
  • «Слово» осуждает не саму работорговлю, а продажу христиан иноверцам.

С первым и третьим выводами согласен также Литаврин.

Почитание мощей Евстратия Печерского специалисты полагают первой попыткой кровавого навета на евреев на территории будущей Российской империи. Доктор филологических наук Александр Панченко и доктор исторических наук ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН Владимир Петрухин отмечают параллели между легендами о Евстратии и Вильяме Норвичском. Они связывают эти события, происходившие в одно время на противоположных полюсах христианского мира с религиозными настроениями периода первых крестовых походов с их акцентом на распятии Христа и антиеврейской идеологией. Петрухин считает, что еврейский погром в Киеве в 1113 году был следствием подобных наветов.

В конце XX века были сделаны неоднократные попытки склонить церковь к деканонизации Евстратия в связи с явной антииудейской позицией его жития и повествования о нём в целом. Попытки эти предпринимались как представителями еврейских общин и еврейскими религиозными деятелями, так и самими христианами. Александр Мень резко выступал за деканонизацию святого, о чём написано во многих его статьях. В интервью, данном журналу «Евреи в СССР», Мень высказался за деканонизацию русских православных святых преп. Евстратия Печерского и мученика Гавриила Белостокского, а также за пересмотр православных богослужебных текстов с целью изъятия из них «выпадов» против евреев.

1193

Комментарии закрыты.