google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святые мученики князь Константин Брынковяну и его сыновья | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Мученики князь Константин Брынковяну и его сыновья

Август 28th 2018 -

Мученики князь Константин Брынковяну и его сыновья

Память 16/29 августа

Святой Константин родился в 1654 (или 1655) году. Приходился племянником Щербану Кантакузину, ставшему господарем Валахии в 1678 году.  Получил хорошее образование; знал греческий, латинский и церковнославянский языки. Молодым был призван на государственную службу, исполняя свои обязанности при господаре Георгии Дуке и при своём дяде, которому служил логофетом.

28 октября 1688 года Щербан Кантакузин скончался и в тот же день валашские бояре возвели на господарский престол Константина.
Стре­мясь ос­во­бо­дить­ся от османского владычества, он вна­ча­ле ори­ен­ти­ро­вал­ся на Габс­бур­гов, но затем пошёл на усиление зависимости княжества от Порты, добившись при этом ук­ре­п­ле­ния гос­по­дар­ской вла­сти и эко­но­мической ста­би­ли­за­ции внутри Валахии.

Одновременно, он постепенно выстраивал отношения с Россией — в 1697 году он на­пра­вил по­соль­ст­во в Мо­ск­ву с прось­бой о пок­ро­ви­тель­ст­ве и пред­ло­же­ни­ем со­труд­ни­че­ст­ва про­тив Пор­ты, затем ус­та­но­вил по­сто­ян­ные тай­ные сно­ше­ния с Рос­си­ей и в 1700 году по­лу­чил от царя Пет­ра I ор­ден святого Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го, а в 1701 году — выговорил политическое убежище в России для себя и для бояр Кантакузинов. Наконец, в 1709 году господарь подписал тайный союзнический договор с Россией. Благодаря дипломатии Константина Брынковяну вверенная ему страна была спасена от опустошений войны. В таких благоприятных условиях четверть века правления Константина стали эпохой наибольшего расцвета Православной Церкви, культуры и искусства Валахии. При нём строились новые храмы и монастыри, открывались различные школы, печатались книги на разных языках, оказывалась всемерная поддержка людям знающим и образованным. Поместным Церквам, находившимся под владычеством Порты, направлялась значительная материальная помощь.

Во время правления Константина Брынковяну в Бухаресте проживало много учёных, среди которых были и греки, и представители других народов; в частности, секретарем господаря был итальянец Антон М. дель Кьяро. Наряду с иностранцами наукой и литературной деятельностью активно занимались и румыны. Так, Константин Кантакузино приступил к написанию «Истории Валахии»; братья Раду и Щербан Гречану трудились над переводом Библии, а первый был также «официальным летописцем» эпохи правления Константина Брынковяну; Раду Попеску создал историческую хронику Валахии. Священномученик митрополит Анфим Иверский, родом из Грузии, основал несколько типографий в которых его трудами печатались богослужебные, богословские и учительные книги на румынском, греческом, арабском и других языках.

Брынковяну стал попечителем Академии, учебного заведения, расположившегося в монастыре святого Саввы в Бухаресте, и её реорганизатором, поставив во главе ее ученого грека Севаста Куминитиса. Одновременно с Академией открылись и другие школы в стенах монастырей, в которых преподавание велось на церковнославянском и румынском. Таковыми были школы в Бухарестских монастырях святого Георгия Старого и Колця, в которых готовили дьяков для господарской канцелярии, священников и учителей. Румынские школы возникли и в других городах страны и даже в некоторых сёлах. В отдельных монастырях были учреждены библиотеки, книги на классических языках для них получали из культурных центров Запада. Особенно известны библиотека монастыря Мэрджинень и библиотека монастыря Хурезь, основанная самим Константином Брынковяну.

Брынковяну стал великим ктитором монастырей и церквей. Летом 1690 года им был заложен монастырь Хурезь, где было подготовлено место для вечного упокоения господаря и его супруги. Совместно со спафарием Михаилом Кантакузино господарь возвёл монастырь в Рымнику-Сэрат. Благоверным господарем помимо новых монастырей были частично перестроены и заново расписаны храмы во многих монастырях, таких как Козия, Арнота, Бистрица, Стрехайя, Садова, Гура-Мотрулуй, Куртя-де-Арджеш, Дялу, Снагов, двух церквях Тырговиште — Господарской и Димитриевской. В Бухаресте господарем были возведены три храма, из которых до наших дней дошла лишь церковь монастыря святого Георгия Нового в центре столицы. Под покровительством господаря в изобразительных искусствах и архитектуре оформился брынковянский стиль, одним из ярких представителей которого стал преподобный иконописец-изограф Пырву Муту, в монашестве Пафнутрий.

Особую заботу проявлял господарь в отношении румынского населения Трансильвании и его храмов. Господарь возвел там три храма: в Фэгэраше, Окна-Сибиулуй и Сымбэта-де-Сус. В 1698 году он пожаловал Алба-Юльской митрополии 6000 аспров. Когда в 1701 году митрополит Алба-Юльский Афанасий (Ангел) ушёл в унию, господарь Константин написал не одно письмо к православным прихожанам церкви святителя Николая в местечке Шкея, призывая их оставаться в правой вере. Книги, отпечатанные в правление господаря на родном языке в Валахии, распространялись повсюду в Трансильвании; некоторые из них имели хождение и в Марамуреше.

Константин Брынковяну предоставлял постоянную помощь православным церквям, монашеским общинам и приходам по всей Османской империи. В Валахии святой митрополит Анфим печатал десятки названий книг по-гречески, среди которых были и богослужебные, предназначенные для христиан Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского Патриархатов. Были устроены типографии в Антиохийской и Грузинской Церквах. Господарь оказывал значительную материальную помощь всем четырем православным Патриархатам Востока, монашеским обителям Афона, Синайскому Екатерининскому монастырю, монастырям в материковой части Греции и на островах. В Константинополе он возвёл церковь святителя Николая в квартале Галата. Многие патриархи и архиереи Востока считали Бухарест своей второй резиденцией, проводя здесь значительную часть времени, безбедно существуя на доходы, полученные от валашских монастырей, преклоненных святым местам православного Востока. Так, господарь Брынковяну при восхождении на трон был помазан Константинопольским патриархом Дионисием IV, который позднее скончался в Тырговиште; долго проживал в Бухаресте Иерусалимский патриарх Досифей (Нотара), как и сменивший его патриарх Хрисанф (Нотара), взошедший на кафедру благодаря поддержке Брынковяну; патриарх Хрисанф также освятил храм Георгия Нового в столице.

Святой благоверный воевод Константин Брынковяну в 1697 году отправил к Российскому императору Петру I своего верного человека для переговоров об избавлении Балканских стран от власти Османской империи. Валашский господарь обещал Петру Великому, что в случае войны будет рядом с ним. Второй раз в столицу Российской империи господарь отправил своих людей в 1700 году. Вскоре господарь Константин Брынковяну был награжден Российским императором орденом святого апостола Андрея Первозванного. Кроме того, была составлена грамота, подписанная царем Петром I. В ней говорилось, что в случае опасности Мунтянский (Валашский) господарь Константин Брынковяну вместе со всеми своими близкими может переехать и поселиться в Малороссию . Турецкому султану все это не понравилось.

В 1703 году, когда князь был болен, его вызвали к султану в Адрианополь из-за того, что Валахия не способна была выплачивать непрерывно возраставшие налоги. Воспользовавшись отсутствием Константина, его самый близкий соратник, командующий валашской армией Фома Кантакузин, перешел на службу к русским. Этот поступок глубоко опечалил князя и приблизил его гибель.
По тайному договору с Россией господарь был должен поддержать русских в их борьбе с османами корпусом в 20.000 человек. В очередной русско-турецкой войне он не выполнил своих обязательств, но его связи с Москвой всё же открылись. Интриги и доносы его врагов в Константинополе получили подтверждение и он был вызван вместе семьёй в Порту.

После проигранной войны, в 1714 году 24 марта, во вторник на страстной недели Великого Поста, в Бухарест прибыли представители турецкого султана Мустафа Ага с 12 вооруженных людей. Они сообщили горожанам, что едут в Хотин, а в столице Валахии остановились отдохнуть.

На следующий день, в Великую Среду, они пришли во двор господаря, ибо желали сообщить ему важную новость. У господаря собрались многие знатные бояре. После встречи с господарем Мустафа сообщил собравшимся цель своего приезда – избирать нового господаря, а Константина вместе с семьей привести в столицу Османской империи. Затем «гость из Константинополя» предложил местной знати избирать нового господаря. В случае отказа он грозился, что 12 000 вооруженных солдат, которые находятся на границе княжества, опустошат всю страну.

В Великий Четверг был избран новый господарь, а бывший вместе с родными были арестованы. После ареста господарь Константин Брынковяну сказал: «Если это несчастье от Бога за мои грехи, то пуст будет Его воля! А если это дел рук человеческих, то пусть Бог да простит их» .

В Великую Пятницу Валашский господарь Константин Брынковяну вместе с супругой, детьми и зятьями были отправлены в столицу Османской империи. Народ провожал их со слезами на глазах. Все прекрасно понимали, что с ними прощаются навсегда, что их всех вместе видят в последний раз.

Спустя месяц они прибыли в Константинополе, где их ждали тюрьмы, издевательства и смерть. Здесь султан Ахмед III им предложил отречься от веры православной и принять ислам, кроме того он потребавал от него и все денги, которые он накопил, если хочетжить он и все его родные. Страдальцы отказали в этом султану. После чего над ними начались сильные издевательства, которые продолжались днем и ночью до 15 августа. Их участь была уже предрешена султаном. Ахмед III желал продемонстрировать своим приближенным и послам Англии, Франции, России и других стран как он распоряжается с теми, которые ему неугодны и не хотят его слушать.

15 августа в день празднования Успения Пресвятой Богородицы их должны были обезглавить. Кроме того, 15 августа господарю Константину исполнилось 60 лет. В этот день на берегу Босфор в обеденное время Валашского господаря Константина Брынковяну, его сыновей: Константина, Штефана, Раду и 12-летнего Матея, а также зятья и советника Ианаке в цепях привезли перед султаном. Им разрешили совершать молитву перед своими страданиями. После вознесенной молитвы Валашский господарь обратился к своим родным со следующими словами: «Дорогие мои, мы потеряли все, что имели в этом мире. Ныне будьте стойки, чтобы спасти наши души и умыть наши грехи кровью» .

За происходящим следили супруга господаря Константина Мария, а также жены старших сыновей и племянник правителя Валахии Константина — Константин. Первому голову отрезали Ианаке, затем старшему сыну Константину, потом Штефану и Раду. Когда палач хотел отрезать голову Матею, ребенок испугался и начал плакать и просить султана оставить ему жизнь. Он обещал ему, что он будет верен до конца своих дней и даже согласен принять ислам . Услышав это, отец сказал младшему сыну: «Никто из нашего рода не поменял православную веру. Если можешь, принимай смерть, но не сдавайся» . Вскоре ребенок произнес: «Хочу умереть христианином» . Смерть настигла сразу. После него была обезглавлена и голова господаря Валахии Константна.

Их честные останки были брошены в море. Но по совету Вселенского патриарха местные жители собрали и погребли их честные останки при одном монастыре.

В Валахии Мария вернулась в 1716 году, а в 1720 году святые останки господаря Константина были привезены в Бухарест и тайно погребены при храме святого Георгия.

Об этом событии мало кто знал. Только потом была найдена серебряная лампадка на его могиле с надписью: «Лампадка, освещает останки господаря Константина Брынковяну и изготовлена госпожой Марией, которая надеяться упокоить свои останки здесь. 12 июля 1720г.» .

Но, к своей великой досаде, люди султана нашли во дворце лишь немного серебра. Попрощавшись с близкими и назначив преемника, святой Константин, которому тогда было 60 лет, сказал: «Если это испытание послано мне Богом по моим грехам, то да будет воля Его. Если же это проявление злобы людей, которые хотят моей погибели, пусть Бог простит моим врагам…»

Его привели в Константинополь со всей семьей и его верным советником и казначеем Янаке Вэкэреску. Четыре месяца они претерпевали истязания и дурное обращение. Подвергнув князя пытке на колесе, ему надели на голову раскаленный венец, затем забили гвозди в руки и ноги. Судья предложил заключенным безопасную жизнь при условии обращения в ислам, но Константин и его дети остались неколебимыми в исповедании истинной веры и объявили, что готовы умереть за Христа.

В день Успения Божией Матери их, словно последних злодеев, повели из тюрьмы к месту казни возле дворца – босыми и одетыми только в одну рубашку. Там уже находились султан, его визирь и послы великих европейских держав. Перед процессией шел самый младший сын князя, Матфей, двенадцати лет. Осужденных поставили на колени в один ряд, и князь Константин сказал: «Дети мои, будьте мужественны! Мы все потеряли в этом мире. Спасем, по крайней мере, наши души, смыв грехи кровью… Вспомните обо всем, что Христос претерпел за нас. Пусть ваша славная вера не будет поколеблена в этот час». Головы трех старших сыновей и княжеского советника упали, но когда пришел черед Матфея, мальчика охватил страх – и он пообещал стать мусульманином. Его отец тотчас явил мужество такими словами: «Предпочтительней умереть тысячу раз, чем предать нашу веру, которую никто не смог у нас похитить». Мальчик тогда вновь укрепился и кротко склонил голову под меч палача, сказав: «Я хочу умереть христианином. Бей!»

Тела шести мучеников были брошены в воды Босфора, а их головы накололи на пики у входа во дворец султана. Три дня спустя они были брошены в море, но по приказу патриарха христиане их нашли и положили на острове Халки. Супруга князя-мученика Марика и другие члены семьи, которые пребывали в тюрьме, избежали смерти благодаря огромному выкупу, собранному христианами.

Возвратившись на родину после всех мытарств, княгиня в 1720 году смогла переправить в Бухарест драгоценные останки супруга и детей. Они были положены в церкви святого Георгия Нового, которую построил князь.

Через сто лет их останки были найдены. В 1932 году они были перенесены в храме святого Георгия. В 1934 году патриарх Румынский

Мирон перенес честные останки мученика и исповедника Константина в главный храм города Бухвреста в собор святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.

20 июня 1992 года Священный Синод Румынской Православной Церкви прославил Константина Брынковяну, его сыновей и советника Янаке в сонме мучеников. Была составлена служба и написаны их иконы. Совершать им память было определено 16 августа.

7 марта 2018 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви имя мученика господаря Константина, в числе имён других святых, прославленных Румынской Православной Церковью, было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Комментарии закрыты.