Новомученики Батакские / New Martyrs of Batak

Май 29th 2012 -

Новомученики Батакские / New Martyrs of Batak

Память 17/30 мая

Более двух лет продолжались поиски и исследование всех доступных свидетельств, касающихся убиения христианского населения Батака в начале мая 1876 года.

Эти свидетельства доходили до нас как бы сами, некоторые из них неожиданно для нас самих. Буквально в последние мгновения перед сдачей в печать книги о батакских мучениках, мы узнали из записанного устного рассказа о мученичестве второго батакского священника о. Петра, о котором до тех пор мы не успевали найти ни одного воспоминания – вот это краткое и ясное свидетельство:

“- Три слова мы, поп, скажем тебе. Если ты, поп, их исполнишь, мы тебя не зарежем. Потурчишься ли ты, поп (от глаг. «потурчить», обратить в турка, в мусульманство /В. Даль/, насильственное обращение в мусульманство — для обыкновенных болгар тогда ислам был верой турков – Прим. пер.)?

Отец Петр смело ответил:

— Голову свою отдаю, но веру свою не отдам!

Турки отрезали ему голову”.

Это предельно краткое мученическое дееписание, нам кажется, объемлет в себе все пространное житие батакских новомучеников. Оно так же сильно и категорично, как сильна и категорична выраженная уцелевшими жительницами Батака еще в 1877 г. оценка событий как христианское мученичество: «Оставим то, что невозможно вернуть с того света, дабы не искали мы своих мужей, которые, чтобы не стать турками и погубить свои души, как хотели кровопийцы, предпочли предать себя им, чтобы их посекли на плахе как святых мучеников»

Первая икона батакских новомучеников была написана православными монахинями из США. Идея ее написания, однако, родилась в Болгарии в 2004 г. после паломнической поездки американских православных христиан — епископов, монахов и мирян – в батакскую историческую церковь “Святая Неделя (Кириакия)”. Вместе с этой идеей родилась и молитва к батакским мученикам, которая с тех пор неизменно сопутствует нам заодно с их осязаемой помощью и покровительством этому святому начинанию. Почин иконографического отображения мученичества в Батаке в 1876 г. принадлежит архимандриту Акакию – соотечественнику по своему происхождению пламенного житиеписца батакских мучеников Дж. Ал. Макгахана. Церковное почитание новомучеников, пострадавших в последние годы азиатского османского владычества у нас, началось с православного Запада и это показало нам, как глубоко утверждение сербского Златоуста – святителя Николая (Велимировича): Православные Балканы стоят и должны стоять над Востоком и Западом. Горячее сердце ирландца, чада народа многострадального в не меньшей степени, чем болгарский, сумел почувствовать во всей ее глубине духовную красоту подвига, венчающего мученическим венцом Батак в 1876 г. – красоту, которая дает первый толчок, чтобы иконописец взялся за это святое дело. Но если 130 лет назад Макгахан отразил батакское мученичество в кровавых и трагических красках, то ныне, после нашего опыта, полученного в новомученическом 20 веке, у нас есть все основания отразить в иконе и в богослужебном прославлении также и духовное торжество болгарских новомучеников 1876 года, среди которых ярко сияет созвездие мучеников Батака. Церковно-богослужебное прославление святых батакских новомучеников и является созревшим плодом пройденного пути. Святая икона является и изумительным свидетельством глубины, на которой православный человек Запада — необремененный запакованным в “православии” национализмом – мог ощутить духовную красоту болгарских мучеников за веру и народ. Красоту, которую наши собственные мелкие националистические и политические оценки событий 1876 г. уже больше одного столетия держат “под спудом” (срв. Матф. 5;15). Икона является свидетельством и того, что Православие есть богатство вселенной – в церковно-богословском смысле этого понятия, а не только достоянием отдельных народов; эта икона также красноречиво говорит, что слава этого богатства не может остаться помраченной даже в самые мрачные времена.

Комментарии закрыты.