Мученик Вакх Новый

Декабрь 27th 2012 -

Память 15 / 28 , 16,/29;  17/ 30; 18/ 31 декабря и 11/24 апреля.

Происходил из г. Маюма близ Газы в Палестине ок. 779/780 гг. , которая в то время находилась под властью арабов.

Он был 3-м из 7 братьев и носил имя Дахак, что, как отмечает агиограф, соответствует греч. имени Геласий (от γέλως — смех).

Его отец был некогда христианином, но обратился в мусульманство и воспитывал сыновей в духе этой религии, мать оставалась верна христианству и втайне умащала детей приносимым из церкви миром. Когда отец стал женить сыновей на мусульманках, Дахак отказался вступать в брак, желая стать христианином и принять монашеский постриг. Боясь отца, он скрывал свое намерение и почитал Христа тайно.

После смерти отца Дахак открылся матери, которая наставила его в вере.
В Иерусалиме, куда отправился Дахак, чтобы принять Крещение, он встретил некоего монаха из лавры св. Саввы Освященного, который и привел его к игумену своего монастыря. После долгих уговоров игумен согласился удостоить Дахака св. Крещения, дав ему имя Вакх, а затем не без колебаний из-за его юного возраста постриг в монашество.

Вакх Новый  сразу же отличился в посте и бдении и выделялся среди братии тихим нравом, кротостью и смирением. Поскольку крещение мусульманина рассматривалось арабскими властями как тягчайшее преступление, карающееся смертной казнью и сожжением церкви или монастыря, где оно совершилось, игумен, боясь регулярно проводившихся арабами розысков, посоветовал Вакху Новому переходить из одного монастыря в другой, что тот и исполнил.

Вакх Новый обходил палестинские монастыри, всюду отыскивая для себя образцы для подражания. Его мать, прибыв в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, посетила сына в пустыне и, вернувшись в Маюм, рассказала своим сыновьям о его образе жизни и о том огорчении, которое доставляло Вакху Новоиму пребывание его братьев в зловерии.

Тогда братья продали свое имущество и уехали из Маюма, чтобы принять христианство вместе с семьями. Жена одного из них, фанатичная мусульманка, донесла властям об их намерениях.
Некоему вероотступнику заплатили за то, чтобы он, выдав себя за христианина, узнал местонахождение Вакха Нового (по др. сведениям, это был родственник той самой невестки). Вакх Новый был опознан в Иерусалиме, когда входил в церковь Св. Воскресения, и доставлен к эмиру города. Эмир приказал забить его в колодки и отправить к правителю (стратигу) Палестины Хартаме. Вакх Новый оказался в тюрьме вместе с преступниками, они издевались над ним, понося за отступничество от мусульманства, но Вакх Новый хранил молчание. Через неск. дней состоялось судебное заседание; в присутствии множества мусульман, самаритян, иудеев и христиан правитель допрашивал Вакха Нового, но мученик вместо ответа воспевал хвалу Богу. Судья обещал ему большие почести за возвращение в ислам, но святой был непреклонен. Тогда судья предложил Вакху Новому произнести только одну фразу: «Я не верую так, как веруют христиане», чтобы получить свободу, но Вакх Новый ответил: «Напротив, как веруют христиане, так и я верую». Судья и эмир передали его палачу, чтобы обезглавить, хотя самаритяне и иудеи требовали предать Вакха Нового более мучительной казни.

На месте казни Вакх Новый встал на колени и подставил шею под меч. Палач, желая запугать мученика, ударил его мечом по шее плашмя, затем рассек воздух мечом, но Вакх Новый не проявлял ни малейших признаков страха, а только торопил палача исполнить приказ судьи. Наконец, палач одним ударом обезглавил святого. Присутствовавшие христиане, видя славный конец а Нового бросились отрывать куски материи от одежды мученика и собирать землю, на которую пролилась его кровь. Однако похоронить тело они смогли, только когда правитель получил ложное известие о бедуинском набеге и выступил в поход. Святого погребли с подобающими почестями в храме Космы и Дамиана.

Мученичество Вакха Нового написано, вероятно, современником (он называет мученика «украшением нашего поколения») и является важным источником по истории христиан Палестины под мусульманским правлением, а также по литургической практике своего времени, т. к. в тексте подробно описано Крещение обливанием.

Комментарии закрыты.