Мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский

Июнь 3rd 2011 -

Мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский

Память 22 мая/ 4 июня и в Соборе Болгарских святых

Правил Сербией во второй половине Х века. Стараясь утвердить Православие, посылал в народ учителей веры, что способствовало искоренению ересей. В его царствование было открыто много больниц, странноприимных домов и монастырей.

Святой и славный князь, мученик за имя Христово, жил на рубеже X–XI веков. Он был сыном Петрислава, который правил сербскими княжествами Захумье и Превала. С детства Владимир отличался мягкостью, скромностью, богобоязненностью и целомудрием. Унаследовав престол, он с еще большим усердием предался благотворительности. Горя желанием объединить всех подданных в лоне святой Церкви, он разослал по своим владениям проповедников, чтобы вернуть к истинной вере богомилов и других еретиков, сеющих раздор. Он основал много монастырей, построил церкви и благотворительные дома.

Однажды в сопровождении трех придворных Владимир верхом отправился на охоту в дремучий лес. Там он вдруг увидел летящего золотого орла с сияющим крестом на шее. Князь бросился за ним и попал в густую чащу. Тут орел остановил свой полет и обратился в светоносного ангела с крестом на груди. Князь Владимир бросился перед ним ниц, а позже на этом месте построил церковь, в которую приходил молиться семь раз в день.

Несмотря на желание жить в мире с соседними правителями, святой Владимир до конца царствования был вынужден противостоять притязаниям византийского императора Василия II и болгарского царя Самуила (976–1014). Когда болгарский царь двинулся походом на его княжество, святой Владимир предпочел отступить, нежели принимать смертельный бой, и удалился со своим войском на высокую гору. Царь Самуил отправил к нему гонца с требованием сдаться. Благоверный князь ответил отказом, но из-за предательства одного из своих приближенных был схвачен и заключен в тюрьму. Там он все время проводил в молитве. Однажды ему явился ангел и предсказал скорое освобождение, а впоследствии мученический венец.

У царя Самуила была дочь по имени Косара, которая часто посещала тюрьмы, чтобы омыть ноги узникам и поддержать их. Так она познакомилась с Владимиром, полюбила его и отправилась к отцу, чтобы заступиться за князя и попросить отца выдать ее за Владимира замуж. Царь Самуил дал согласие, а потом с почестями отправил святого на родину. Вернувшись в свое княжество, святой предложил супруге хранить девство, чтобы на земле подражать ангелам. Так они вместе стали вести благочестивую жизнь.

Через некоторое время умер царь Самуил, и ему наследовал его сын Радомир. Но вскоре он был убит двоюродным братом Иоанном Владиславом, жестоким и властолюбивым, который завладел болгарским троном и стал стремиться покорить княжество Владимира. Замыслив убийство, он пригласил его ко двору, а в залог доброй воли подарил через посланника золотой крест. Святой велел передать ему: «Известно, что Господь наш Иисус Христос, положивший жизнь за нас, был распят не на золотом, не на серебряном, а на деревянном кресте. Если вера твоя истинна, а слова искренни, пошли мне через своих священнослужителей деревянный крест, и я приду во имя нашей веры в Господа Иисуса Христа».

Не останавливаясь перед вероломством, царь отправил к нему двух священников и одного пустынника, которые вручили князю деревянный крест. С доброй верой тронулся Владимир в путь. Милостью Божией он избежал нескольких расставленных на его пути ловушек и прибыл к царскому двору. Царь был потрясен, увидев живого Владимира. Он бросился к нему, желая убить, но не смог причинить вреда. Тогда Владимир сам протянул царю свой меч со словами: «Возьми и убей меня, ибо я готов на смерть, как Авель!» Ослепленный и обезумевший от гнева Иоанн Владислав схватил меч и обезглавил благоверного князя.

По преданию, святой поднял свою главу с земли, сел на коня и отправился в церковь. Прибыв туда, он спустился с коня, сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой» – и испустил дух, обретя немеркнущий мученический венец. Это произошло 22 мая 1015 года. Мученик был похоронен в этой церкви, а его могила, над которой часто появлялся небесный свет, стала местом исцелений молящихся.

Услышав о чудесах и исцелениях, царь-убийца разрешил супруге благоверного князя перенести святые мощи на родину, в монастырь святого Иоанна в Элбасане (в нынешней Албании). Сообщается, что во время нового похода против Сербии Иоанн Владислав увидел перед собой воина в облике Иоанна Владимира. Испуганный царь решил спастись бегством, но ангел пронзил его, и он упал замертво (1018).

Иван Владимир был похоронен в Преспе и вскоре канонизирован церковью как святой мученик. Иван Владимир стал первым сербским святым, день его памяти отмечается 22 мая по старому стилю и 4 июня по григорианскому календарю[1]. Спустя два или три года он был перезахоронен в Дукле, в 1215—1381 годах останки находились в Дурресе, после — в церкви святого Ивана Владимира рядом с городом Эльбасан. С 1995 года останки находятся в православном соборе Тираны.

Три саркофага в базилике Свети Ахил (болг.)русск., принадлежавшие, как предполагается, Самуилу, Гавриилу Радомиру и Ивану Владимиру

Мощи святого являются местом паломничества верующих, особенно в день его памяти, когда их временно возвращают в монастырь около Эльбасана. Крест, который Иван Владимир держал во время своей казни, выставляется на обозрение верующим на горе Румия, город Бар раз в году. Святой Иван Владимир также почитается небесным покровителем города.

Впоследствии святые мощи были обретены нетленными и источали чудесное благоухание. В руке князь держал крест, посланный ему убийцей в залог доброй воли. Мощи почитаются православными Албании как одно из самых ценных сокровищ.

Почитание Иван Владимира распространилось в XII-XV вв. в Македонии, Сербии и на территории совр. Албании. В османский период он почитался не только православными и католиками, но и мусульманами-потурченцами и дервишами-бекташами.

Ниспосланный, по преданию, деревянный крест (в серебряном окладе XVI в.) вначале также находился в храме Пречиста-Краинска, но затем из-за угрозы исламизации этой области перешел к черногорскому роду Мрковичей Долговласых. С XIX в., по свидетельству русского историка И. С. Ястребова, крест является семейной реликвией, «славой», Андровичей в с. Вели-Микуличи (Черногория). Ежегодно в день Св. Троицы его доставляют крестным ходом на гору Румия.

В Республике Македонии близ с. Песочани находится мест. Владимирово, где, как считают местные жители, родился Иван Владимир (это поверье зафиксировано в издании Жития святого 1690 г.) и где находилась его «задужбина». На македонско-албанской границе есть холм Чафа-Сан, где, по местному поверью, был убит Иван Владимир

Древнейшим свидетельством церковного почитания Иван Владимира является память под 22 мая («Иоана Владимира») в месяцеслове Апостола-апракос (РНБ. Q.п.I.46. Л. 90), рубеж XIII и XIV вв., — серб. списка западноболг. оригинала (СКСРК, XIV. Вып. 1. Прил. 2. С. 595. № Д3). Тропарь и кондак отсутствуют. Появление этой памяти предположительно можно связать с перенесением мощей святого в 1215 г. в Драи, находившийся в то время в церковной юрисдикции Охрида. Менее вероятно (из-за редкого упом. его памяти в месяцесловах), что почитание Иван Владимира получило распространение в Охриде в 1-й четв. XI в., непосредственно после его мученической кончины.

В XIX в. на характер почитания Иван Владимира оказывают влияние балканские национальные движения: в болг. исторических сочинениях он считается болгарским царем, в серб. церковно-исторических трудах — «первым из сербских святых» и «королем Сербским». Включение службы «великомученику Иоанну Владимиру чудотворцу» в «Сербляк» (1861) было равнозначно офиц. канонизации. В Черногории Иван Владимир почитался как покровитель правящей династии Негошей. После вхождения Черногорской Православной Церкви в состав К-польской Патриархии его имя было внесено в Синаксари последней. В 1998 г. в Белграде Патриарх Сербский Павел (Стойчевич) освятил ц. во имя Иоанна Владимира и «в память о всех сербах, погибших на пути правды Божией». В наст. время в г. Бар (Черногория) во имя его покровителя Иван Владимиру сооружается собор.

Ежегодная церемония, во время к-рой раздавались кусочки ваты, освященные в раке с мощами святого, проходила до 1944 г., когда мон-рь в Шийони пострадал от пожара (по др. сведениям, до 1967, когда обитель была закрыта властями, или до 1978, когда обрушилась кровля храма). Во время религиозных гонений в коммунистической Албании монастырь запустел, а мощи Иван Владимира, как считалось, были утрачены. Однако в 1991 г. часть мощей была обретена. Обретенные мощи были положены в ц. Пресв. Девы Марии в Эльбасане, в 1995 г. перенесены в правосл. кафедральный собор Тираны.

О почитании Иван Владимира в России известно с рубежа XVII и XVIII вв., и можно утверждать, что ранее оно отсутствовало. В описи (март 1716) Новгородской архиерейской ризницы и имущества, оставшегося после митрополита Иова, среди книг, в разд. «В полдесть письмяные», значится «Служба и житие царя Иоанна Владимира Болгарского и Иллирического», однако совр. местонахождение рукописи не установлено. Судя по заглавию (и особенно по царскому титулу), это был русский перевод с венецианского издания 1690 г., выполненный учениками греч. школы братьев Лихудов в Новгороде либо ими самими. Остается неясным, являлось ли целью создания перевода установление церковного почитания Иван Владимира в России (к-рое, однако, так и не сформировалось). Но появление этого перевода вполне соответствовало интересам Петровской эпохи к Адриатике и слав. Далмации, выразившимся в обучении там навигации петровских пенсионеров, приглашении далматинцев на рус. службу, особом почитании св. Исаакия Далматского, переводе и издании истории аббата Мавро Орбини.

Комментарии закрыты.