google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Иларион, митрополит Суздальский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Иларион, митрополит Суздальский

Декабрь 26th 2010 -

Святитель Иларион, митрополит Суздальский

Память: 14/27 декабря

Иларион Суздальский был младшим сыном свящ. Анании и его супруги Мелании, в крещении получил имя в честь свт. Иоанна Златоуста.

Его отец служил при нижегородском Зачатьевском жен. монастыре. По-видимому, в Н. Новгород семья переехала из с. Лыскова (ныне город в Нижегородской обл., расположен на берегу волги напротив Макариева Желтоводского во имя Св. Троицы мон-ря), где свящ. Анания сблизился с будущими членами ревнителей благочестия кружка. В «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» сообщается, что в Лысково к «учительному» свящ. анании в 1-й пол. 20-х гг. XVII в. приходил для духовных бесед Никита Минин (впосл. патриарх Никон), живший тогда послушником в возобновленном в 1620 г. Желтоводском монастыре. По мнению Н. Ф. Каптерева, благодаря свящ. Анании Никон завязал знакомство с И. Нероновым, Аввакумом Петровым и Коломенским еп. Павлом.

Из Н. Новгорода отец Иоанна вскоре после рождения младшего сына переехал с семьей в с. Кириково (ныне поселок в Лысковском р-не Нижегородской обл.), расположенное также неподалеку от Макариева Желтоводского мон-ря. Когда Ивану было 4 года, его мать умерла. Спустя некоторое время свящ. Анания вместе с Иваном поселился в Преображенской пуст. на р. М. Юнге и вскоре принял там постриг с именем Антоний. По свидетельству Жития Иоанна, отец и сын посещали окрестные обители ради встреч с ревностными иноками, у к-рых они научались подвижнической жизни. В «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» сообщается, что после кончины 15 апр. 1652 г. патриарха Московского и всея Руси Иосифа иером. Антоний был одним из кандидатов на Патриарший престол, но по смирению отказался от этой чести, уступив место Никону. Из Москвы иером. Антоний отправился в свой монастырь, но, остановившись в Кирикове у родных, умер. К нач. XX в. в ограде Успенской ц. в Кирикове, построенной на средства И. в 1692 г., стояла часовня над могилой иером. Антония.

Иван, живший в Кирикове, по-видимому, в кон. 40-х гг. по настоянию родственников женился на Ксении, дочери священника из Лыскова, сестре Коломенского еп. Павла. по взаимному согласию супруги жили воздерживаясь от плотских отношений. Через 1,5 года Ксения умерла, и Иван переехал в Москву к старшему брату свящ. Петру, к-рый незадолго до того был переведен в Казанский собор на Красной пл. Родственники настойчиво уговаривали Ивана вновь жениться, что противоречило его склонности к молитве и аскетическим подвигам. Иван находился в нерешительности относительно своей судьбы, когда у него началась болезнь глаз. Юноша понял, что это было наказание за отступление от обещанного им Богу подвига девства. Вместе с попутчиком Иван добрался до Троице-Сергиева мон-ря, где перед ракой прп. Сергия молился о возвращении ему зрения, о возможности принять иноческий постриг и поселиться во Флорищевой пустыне, где ему доводилось бывать прежде. Чудесным образом юноша исцелился и был удостоен видения прп. Сергия, обещавшего ему помощь в иноческих трудах во Флорищевой пустыне.

Из Москвы Иван переехал в Коломну, где еп. Павел 11 дек. 1652 г. постриг его в монашество с именем Иларион. 12 марта следующего года епископ рукоположил И. во диакона и назначил ризничим архиерейского дома. В сент. 1653 г., получив благословение еп. Павла, И. переселился в расположенную в глухих лесах, вдалеке от селений Флорищеву пустынь. Там жили основавший ее монах Мефодий и 4 инока. Слава об их подвижнической жизни дошла до Москвы, одним из вкладчиков пустыни был духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. Усилиями Мефодия в пустыни в 1651 г. была построена деревянная Успенская церковь с приделом во имя прп. Ефрема Сирина. Заботу об украшении храма Мефодий поручил Илариону. Благочестие новоприбывшего инока и его усердие о храме радовали насельников пустыни, решивших просить патриарха Никона о рукоположении Илариона во иерея (среди насельников пустыни не было священника). 22 мая 1654 г. в Москве патриарх совершил иерейскую хиротониюИлариона. В том же году эпидемия чумы унесла жизни почти всех насельников Флорищевой пустыни, включая Мефодия. Иларион и 3 инока остались в живых, благодаря тому что они переселились в келью у с. Афанасьева, в 15 верстах от монастыря.

Вернувшись на следующий год во Флорищеву пустыеь, Иларион занялся ее восстановлением. Насельники собирались в обители, привлекаемые святостью жизни Илариона, ставшего строителем монастыря. Святой ввел в пустыни строгое общежительство. Однажды он сжег обнаруженное у нескольких монахов тайно хранимое личное имущество. Один из насельников, уличенный Иларионом в присвоении братских денег, пытался зарубить святого топором, но при ударе задел дверной косяк, что спасло Илариону жизнь. Иларион составил для мон-ря устав в котором определил порядок совершения молитвенного правила и послушаний, запретил приобретение для монастыря сел, поскольку иноки должны кормиться своими трудами («возделовая землю и различная устрояя монашескому житию приличная художества»), запретил в монастыре «пьянственное питие», заповедал снабжать едой и одеждой странников и бездомных. Несмотря на скудость жизни в пустыни, Иларион радушно принимал странников, во время неурожаев кормил окрестных жителей. В тяжелые дни Бог посылал помощь терпевшим нужду инокам.Иларион был образцом для братии в молитве и аскетических подвигах. Святой стремился ежедневно служить литургию, его молитвенное правило  включало 1 тыс. Иисусовых молитв с земными поклонами. Через день или через два, а иногда и всю седмицу Иларион пребывал без пищи. Подавая пример смирения, настоятель трудился на самых тяжелых монастырских послушаниях («воду нося, и дрова секий, и на рамо свое возлагая в поварню и в пекарню ношаше»). Для облегчения богомольцам доступа в пустынь Иларион вместе с братией прочищал через лес дороги к селению, на реках и в топких местах делал мосты. За смирение и твердое противостояние нападениям бесов святой сподобился дара побеждать нечистых духов молитвой и дара слез.

Иларион считал важным наставление монахов: он учил их избегать празднословия не только в храме, но и в кельях, налагал епитимии на нарушителей благочиния. После того как Иларион оставил пустынь, братия начала пренебрегать его заветами, у насельников появилось личное имущество, распространилось пьянство. Илариону пришлось направить во Флорищеву пустынь наказную грамоту, в которой он повторил запрет держать в монастыре спиртное и не разрешил посылать на службы вне монастыря монахов, склонных к пьянству. Кроме того, братии было указано завести приходные и расходные книги . Эта грамота является единственным точно атрибутированным сочинением Илариона.

При Иларионе Флорищева пустынь была обнесена деревянной оградой с церковью во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на святых вратах. В 1660 г. в монастыре построили новую, более просторную деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, Иларион наряду с другими насельниками пустыни принимал участие в ее сооружении. Прежняя Успенская цековь была перенесена на другое место и переосвящена во имя Св. Троицы.

Иларион способствовал прославлению местночтимой Флорищевской Владимирской иконы Божией матери. Святой отобрал этот образ в Лыскове у мошенников, выдававших себя за сборщиков подаяния на Флорищеву пустынь Пресв. Богородица по молитвам Илариона неоднократно защищала обитель при нападениях разбойников в 60-70-х гг. XVII в. По заказу Илариона его двоюродный брат иконописец Симон Ушаков, написал для монастыря 2 иконы Божией Матери: Владимирскую с избранными святыми  и Успения. Икона Успения Пресв. Богородицы находилась в алтаре Успенской ц. и позднее вошла в иконостас каменной Успенской церкви.  Впосл. каждый год Владимирскую икону вместе с образом Успения носили крестным ходом по Гороховецкому и Вязниковскому уездам.

Значительную роль в судьбе святого сыграло знакомство с окольничим (позднее боярином) И. М. Языковым, приближенным царевича Феодора Алексеевича.  Вскоре после восшествия на престол Феодора Алексеевича (30 янв. 1676) Языков привел находившегося в Москве Илариона в покои тяжело болевшего государя, на которого благочестивый инок произвел сильное впечатление. 18 янв. 1677 г. царь дал пожалование Флорищевой пустыни и в дальнейшем неоднократно делал вклады в обитель.

Летом 1677 г. царь собирался посетить обитель, но из-за тяжелого положения русской армии, участвовавшей в отражении нашествия турецксх войск на Украину, богомольный поход был перенесен на осень, когда военные действия традиционно прекращались. 22 нояб. царь вместе с царевнами выехал из Москвы. Посетив Флорищеву пустынь, государь повелел начать в ней каменное строительство. Государь выбрал Илариона крестным отцом для своего сына Ильи. Крещение состоялось 17 июля 1681 г., однако новорожденный и его мать вскоре скончались. Считается, что по совету Илариона царь выбрал себе новую супругу — М. М. Апраксину. В нач. осени 1681 г. царь совершил 2-е паломничество во Флорищеву пустынь. В этой поездке его сопровождал Смоленский и Дорогобужский митр. Симеон (Милюков), к-рый 30 сент. 1681 г. освятил в монастыре построенную на средства казны каменную Успенскую церковь. Вкладом царя в храм стал иконостас, написанный в мастерских Оружейной палаты Московского Кремля. Уезжая из монастырь, царь повелел Илариону в скором времени прибыть в Москву. Иларион исполнил повеление, и 11 декабря 1681 г. в столице он был хиротонисан во архиепископа Суздальского и Юрьевского. 16 апреля 1682 г. архиерею вручили ставленую патриаршую грамоту о возведении в сан митрополита, датированную 25 марта. Известно, что поначалу патриарх Иоаким резко протестовал против намерения Феодора Алексеевича даровать Илариону титул митрополита, но, убежденный царем, согласился. Перед отъездом из Флорищевой пустыни Иларион поставил во главе братии своего ученика Иринарха и завещал, чтобы настоятели пустыни всегда избирались из монахов, принявших в пустыни пострижение и неисходно здесь жительствующих.

После смерти царя Феодора Алексеевича (27 апреля 1682) царская семья продолжала почитать Илариона. К нему в Суздаль приезжала царица Прасковья Феодоровна с дочерьми Анной Иоанновной (впосл. императрица), Екатериной и Прасковьей. По преданию, сохраненному монахинями суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы монастыря, Иларион предрек Прасковье Феодоровне, что ее дочь Анна станет правительницей. По сообщению «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...», Иларион получал пожертвования от царей Петра I и Иоанна V Алексеевичей, цариц наталии Кирилловны, Марфы Матвеевны, царевен. Суздальский митрополит присутствовал на Земском соборе 12 января 1682 г. по отмене местничества. Во время стрелецкого восстания 1682 г. архиерей находился в Москве. 25 сентября патриарх Иоаким, выступивший посредником между стрельцами и правительством, отправил Илариона в Троице-Сергиев монастырь, где в то время находилась царская семья, с ходатайством о стрельцах. Посредничество Суздальского митрополита предотвратило кровопролитие.

Иларион участвовал в хиротониях иерархов Русской Церкви: Воронежского еп. св. Митрофана, Киевских митрополитов Гедеона (Святополка-Четвертинского) и Варлаама (Ясинского). Иларион был одним из советников патриарха Адриана в решении вопроса о епископской хиротонии Дионисия (Жабокрицкого), для которой имелись канонические препятствия. Несмотря на просьбы митр. Варлаама (Ясинского) и гетмана И. С. Мазепы, 6 нояб. 1695 г. патриарх Адриан хиротонию не благословил. 24 июля 1691 г. патриарх Адриан вместе с Иларионом освятил Троицкий собор в Троице-Сергиевом мон-ре.

Иларион способствовал почитанию суздальских святых. В 1683—1684 гг. архиерей возглавил переложение мощей прп. Евфимия Суздальского в новую раку в посвященном святому приделе Преображенского собора в Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня монастыре. 9 июня 1697 г. патриарх Адриан благословил Илариону переложить мощи блгв. кн. Александра Ярославича Невского, находившиеся в Боголюбском в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества пресв. Богородицы) мон-ре, в новую раку. Церемония, описанная в «Слове на переложение мощей Александра Невского в новую раку», состоялась 1 июля 1697 г. В ней помимо И. участвовал живший в то время в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре еп. Леонтий, отрешенный от управления Тамбовской епархией в 1684 г. и направленный в 1690 г. под начало к Илариону 18 сент. 1698 г. в Евфросиниевом суздальском в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне жен. мон-ре И. по благословению патриарха Адриана обрел мощи прп. Евфросинии Суздальской. В том же году Иларион принял под свое покровительство царицу Евдокию Феодоровну, сосланную Петром I в суздальский Покровский мон-рь.
В последние годы жизни Иларион потерял зрение. По сообщению Жития, болезнь не мешала святителю управлять епархией, несмотря на происки бывшего тамбовского еп. Леонтия, пытавшегося сместить Илариона на том основании, что из-за слепоты тот не может занимать архиерейский престол. Собор, созванный в Москве по повелению царя в связи с доносами Леонтия, постановил сохранить за Иларионом кафедру.
ОтпеваниеИлариона состоялось 30 декабря, более чем через 2 недели после кончины; останки святителя, все это время не подверженные тлению, были погребены в сев. -зап. части суздальского Рождественского собора.

Тропарь, глас 5
Воспойте убо, вси людие, в Триех Ипостасех Единаго Бога, на небесех непостижно пребывающаго, мановением же всяческая управляющаго, на землю же щедротно призирающаго, в пустынном же пребывающаго противу невидимых врагов, угодника Своего преподобнаго Илариона укрепльшаго, того молитвами, Боже, помилуй и спаси нас.

Комментарии закрыты.