Святитель Иларион, митрополит Суздальский

Декабрь 26th 2010 -

При Иларионе Флорищева пустынь была обнесена деревянной оградой с церковью во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на святых вратах. В 1660 г. в монастыре построили новую, более просторную деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, Иларион наряду с другими насельниками пустыни принимал участие в ее сооружении. Прежняя Успенская цековь была перенесена на другое место и переосвящена во имя Св. Троицы.

Иларион способствовал прославлению местночтимой Флорищевской Владимирской иконы Божией матери. Святой отобрал этот образ в Лыскове у мошенников, выдававших себя за сборщиков подаяния на Флорищеву пустынь Пресв. Богородица по молитвам Илариона неоднократно защищала обитель при нападениях разбойников в 60-70-х гг. XVII в. По заказу Илариона его двоюродный брат иконописец Симон Ушаков, написал для монастыря 2 иконы Божией Матери: Владимирскую с избранными святыми  и Успения. Икона Успения Пресв. Богородицы находилась в алтаре Успенской ц. и позднее вошла в иконостас каменной Успенской церкви.  Впосл. каждый год Владимирскую икону вместе с образом Успения носили крестным ходом по Гороховецкому и Вязниковскому уездам.

Значительную роль в судьбе святого сыграло знакомство с окольничим (позднее боярином) И. М. Языковым, приближенным царевича Феодора Алексеевича.  Вскоре после восшествия на престол Феодора Алексеевича (30 янв. 1676) Языков привел находившегося в Москве Илариона в покои тяжело болевшего государя, на которого благочестивый инок произвел сильное впечатление. 18 янвая 1677 г. царь дал пожалование Флорищевой пустыни и в дальнейшем неоднократно делал вклады в обитель.

Летом 1677 г. царь собирался посетить обитель, но из-за тяжелого положения русской армии, участвовавшей в отражении нашествия турецксх войск на Украину, богомольный поход был перенесен на осень, когда военные действия традиционно прекращались. 22 ноября царь вместе с царевнами выехал из Москвы. Посетив Флорищеву пустынь, государь повелел начать в ней каменное строительство. Государь выбрал Илариона крестным отцом для своего сына Ильи. Крещение состоялось 17 июля 1681 г., однако новорожденный и его мать вскоре скончались. Считается, что по совету Илариона царь выбрал себе новую супругу — М. М. Апраксину. В начале осени 1681 г. царь совершил 2-е паломничество во Флорищеву пустынь. В этой поездке его сопровождал Смоленский и Дорогобужский митр. Симеон (Милюков), который 30 сентября 1681 г. освятил в монастыре построенную на средства казны каменную Успенскую церковь. Вкладом царя в храм стал иконостас, написанный в мастерских Оружейной палаты Московского Кремля. Уезжая из монастырь, царь повелел Илариону в скором времени прибыть в Москву. Иларион исполнил повеление, и 11 декабря 1681 г. в столице он был хиротонисан во архиепископа Суздальского и Юрьевского. 16 апреля 1682 г. архиерею вручили ставленую патриаршую грамоту о возведении в сан митрополита, датированную 25 марта. Известно, что поначалу патриарх Иоаким резко протестовал против намерения Феодора Алексеевича даровать Илариону титул митрополита, но, убежденный царем, согласился. Перед отъездом из Флорищевой пустыни Иларион поставил во главе братии своего ученика Иринарха и завещал, чтобы настоятели пустыни всегда избирались из монахов, принявших в пустыни пострижение и неисходно здесь жительствующих.

11 декабря 1682 года Иларион был рукоположен в сан архиепископа Суздальского и Юрьевского. В январе 1682 года подписал грамоту об отмене местничества уже в чине архиепископа Суздальского и Юрьевского. В Суздальской епархии Иларион строил, восстанавливал и украшал храмы. Только в Суздале на его средства было построено пять церквей и перестроен древний собор. В том же году при венчании второго брака царя Иларион получил белый клобук и сан митрополита.

В 1699 году митрополитом Суздальским Иларионом торжественно были открыты мощи преподобной Ефвросинии Суздальской, которые до тех пор оставались под спудом.

В округе митрополит Иларион построил тридцать храмов.

После смерти царя Феодора Алексеевича (27 апреля 1682) царская семья продолжала почитать Илариона. К нему в Суздаль приезжала царица Прасковья Феодоровна с дочерьми Анной Иоанновной (впосл. императрица), Екатериной и Прасковьей. По преданию, сохраненному монахинями суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы монастыря, Иларион предрек Прасковье Феодоровне, что ее дочь Анна станет правительницей. По сообщению «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...», Иларион получал пожертвования от царей Петра I и Иоанна V Алексеевичей, цариц наталии Кирилловны, Марфы Матвеевны, царевен. Суздальский митрополит присутствовал на Земском соборе 12 января 1682 г. по отмене местничества. Во время стрелецкого восстания 1682 г. архиерей находился в Москве. 25 сентября патриарх Иоаким, выступивший посредником между стрельцами и правительством, отправил Илариона в Троице-Сергиев монастырь, где в то время находилась царская семья, с ходатайством о стрельцах. Посредничество Суздальского митрополита предотвратило кровопролитие.

Иларион участвовал в хиротониях иерархов Русской Церкви: Воронежского еп. св. Митрофана, Киевских митрополитов Гедеона (Святополка-Четвертинского) и Варлаама (Ясинского). Иларион был одним из советников патриарха Адриана в решении вопроса о епископской хиротонии Дионисия (Жабокрицкого), для которой имелись канонические препятствия. Несмотря на просьбы митр. Варлаама (Ясинского) и гетмана И. С. Мазепы, 6 нояб. 1695 г. патриарх Адриан хиротонию не благословил. 24 июля 1691 г. патриарх Адриан вместе с Иларионом освятил Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре.

Иларион способствовал почитанию суздальских святых. В 1683—1684 гг. архиерей возглавил переложение мощей прп. Евфимия Суздальского в новую раку в посвященном святому приделе Преображенского собора в Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня монастыре. 9 июня 1697 г. патриарх Адриан благословил Илариону переложить мощи блгв. кн. Александра Ярославича Невского, находившиеся в Боголюбском в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества пресв. Богородицы) монастыре, в новую раку. Церемония, описанная в «Слове на переложение мощей Александра Невского в новую раку», состоялась 1 июля 1697 г. В ней помимо И. участвовал живший в то время в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре еп. Леонтий, отрешенный от управления Тамбовской епархией в 1684 г. и направленный в 1690 г. под начало к Илариону 18 сентября 1698 г. в Евфросиниевом суздальском в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне жен. монастыре митр. Иларион по благословению патриарха Адриана обрел мощи прп. Евфросинии Суздальской. В том же году Иларион принял под свое покровительство царицу Евдокию Феодоровну, сосланную Петром I в суздальский Покровский монастырь.

В последние годы жизни митр. Иларион потерял зрение. По сообщению Жития, болезнь не мешала святителю управлять епархией, несмотря на происки бывшего тамбовского еп. Леонтия, пытавшегося сместить Илариона на том основании, что из-за слепоты тот не может занимать архиерейский престол. Собор, созванный в Москве по повелению царя в связи с доносами Леонтия, постановил сохранить за Иларионом кафедру.

Отпевание митр. Илариона состоялось 30 декабря, более чем через 2 недели после кончины; останки святителя, все это время не подверженные тлению, были погребены в сев. -зап. части суздальского Рождественского собора.

Тропарь, глас 5
Воспойте убо, вси людие, в Триех Ипостасех Единаго Бога, на небесех непостижно пребывающаго, мановением же всяческая управляющаго, на землю же щедротно призирающаго, в пустынном же пребывающаго противу невидимых врагов, угодника Своего преподобнаго Илариона укрепльшаго, того молитвами, Боже, помилуй и спаси нас.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.