google-site-verification: google21d08411ff346180.html Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская

Январь 2nd 2011 -

Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская

Святая мученица Иулиания, княгиня Вяземская

Память 21 декабря\ 3 января и 13 июля по новому стилю

Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, дочь боярина Максима Данилова, прославилась высоким супружеским целомудрием.


Вспомнить о житии святой Иулиании Вяземской Церковь призывает не только людей церковных, но и светских. Наш быстротекущий век, выдвинув новые ценности, понятие о целомудрии отправил в библейские и богословские словари. Вседозволенность, распущенность, неверность и нескромность практически стали нормой для современного общества потребления. Молодежь понимает, и совесть им подсказывает, что есть другие правила жизни. Но темным силам ненавистно всякое упоминание о честном браке, о законной семейной жизни, находящейся под благословением Церкви и защитой Государства. Они не дремлют, стараются любым способом навязать, с малых лет, нецеломудрие во всех его формах. «Будь свободным, нестрогим, невоздержанным, порочным, недобродетельным, нечистым в помыслах и телесно, неверным, и удача тебя никогда не покинет». Этот скрытый призыв к молодежи мы находим сегодня везде вокруг нас – в книгах, журналах, в кино, на телевидении, в Интернете, в рекламе и изданиях на всех современных носителях. Из сознания молодежи целенаправленно, насильно вытесняются нравственные христианские ценности. Заповеди «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй», заменяются противоположными. Так в «Новом словаре русского языка», составленном Т.Ф. Ефремовой, и изданном в 2000 году в рамках Федеральной программы книгоиздания России, находим: Целомудрие 1. Устаревшее. Девственность, невинность. 2. Переносное (значение). Строгость в нравственном отношении; добродетель. То есть читателю внушается, что это понятие давно устарело, и воспринимать его необходимо только в переносном значении. В учебниках и пособиях по «Этике и психологии семейной жизни», «Уроках здоровья» и других изданиях выпускаемых в рамках «полового воспитания российских школьников», откровенно пропагандируется половая распущенность, ранняя беременность, и как следствие – аборты, короткие браки и разводы.

Проблема духовного обнищания, падения нравов, отклонения от традиционных ценностей в результате полной демократической свободы в настоящее время стоит так остро, что на это обращал внимание даже генеральный прокурор Российской Федерации В.В. Устинов. На Рождественских чтениях 2006 года он напомнил: «Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей жизни. В семье ребенок учится ответственности за свое поведение. Именно ответственность выступает ограничителем свободы, которая в ее сегодняшнем виде нередко выступает как свобода субъективного произвола. Воспитание ответственности помогает не потерять моральные качества личности, необходимые ей для правильного выбора между добром и злом».

Понятия о семье, праведности, целомудрии складывались на протяжении всей церковной истории, неотделимой от истории человечества. Сотни ссылок по вопросам создания, сохранения и укрепления семьи мы найдем в Ветхом и Новом Заветах. Семья является незыблемой основой для каждого верующего человека. Важная роль в семье всегда отводилась женщине. Протоиерей Григорий Дьяченко вопрошает читателя: «Что, значит, быть целомудренной женой?». И дает такой ответ: «Во-первых, любить своих мужей и своих детей…; во-вторых, быть скромными, почтительными, благонравными; в-третьих, чистыми по телу и душе, непорочными; в-четвертых, жить скромно и ограниченно, быть бережливыми, хорошими домохозяйками и вообще сидеть больше дома, а не ходить по чужим домам; «домы добро правящим» (Тит. 2, 5); в-пятых, быть «благими», т.е. благосклонными и доброжелательными, так чтобы домовитость не обратилась в скряжничество и ненасытную скупость; в-шестых, быть в подчинении у своих мужей, слушаться их, но не властвовать над ними: «покоряющимся своим мужам» (Ефес. 5, 22; Кол. 3, 18)».

Всем этим понятиям полностью соответствовала своей праведной жизнью святая благоверная княгиня Иулиания Вяземская, явившая в себе высокий образец супружеского целомудрия. Примеры целомудрия известны из житий: мученицы Фомаиды Египетской (память 13/26 апреля – н.с.); преподобной Мастридии Александрийской (24 ноября/7 декабря); преподобной Макрины Каппадокийской, сестры святителя Василия Великого (19 июля/ 1 августа); благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (28 июня/8 июля).

В службе составленной святой Иулиании находим такие слова, посвященные ей: целомудренная и благоверная, благочестно в законе пожившая, свечу душевную неугасимой и чистоту телесную соблюдшая, тленную славу презревшая, слабость женскую отвергшая, кротостью украсившаяся. В тропаре первой песни канона благоверной княгине поется: «Яко голубица целомудренная, на высоту добродетелей возшла еси, криле священне посребрене имущи, имиже возлетевши, в райстей обители вогнездилася еси, славная Иулиание». Она мужественно приняла мученическую смерть в день памяти своей святой, в честь которой ее наречекли при святом крещении, мученицы Иулиании Никомидийской (21 декабря/3 января). Жившая в конце III — начале IV веков, она по достижении совершеннолетия была обручена. Узнав, что ее будущий супруг поклоняется языческим богам и не желает принять христианскую веру, отказалась от замужества. Сохранив девство и верность Христу, она вместе с другими христианами пятьюстами мужами и ста тридцатью женами, была усечена мечем по приказу правителя города.

По преданию, Святая Иулиания Вяземская родилась в последней четверти XIV века. Она происходила из знатного и благочестивого рода бояр Гостомысловых. Ее отца Максима Даниловича поставили наместником в городе Торжке, подчинявшемся Великому Новгороду. В 1391 году за приверженность к Великому князю московскому Василию Дмитриевичу он был убит. Мать Иулиании, Мария Никитична не смогла пережить безвременную гибель супруга, и спустя несколько месяцев скончалась. Перед смертью, она призвала брата мужа, Федора Даниловича, и поручила ему растить свою четырёхлетнюю дочь Иулианию. Он стал для девочки вместо отца и воспитал ее в духе истинного православного благочестия. Потеряв родителей, Иулиания не впала в уныние а, возрастая все больше и больше, полагалась на волю Божию. Молитвы ко Всещедрому Господу в доме дяди и в храме стали ее главным утешением.

Неотъемлемыми качествами ее стали благочестие и страх Божий. Премудрый Господь, видя ее искреннюю веру, не оставил Иулианию, дав ей не только чистую и нежную душу, но и прекрасную и благообразную наружность. По достижении законного возраста Иулианию выдали замуж за Вяземского князя Симеона Мстиславовича. Он отличался кротостью, богобоязненностью и человеколюбием. Свято исполняя Заповеди Господни, приняв Таинство брака, Симеон и Иулиания сразу полюбили друг друга. Жизнь их благочестивой семьи протекала мирно и тихо, при взаимном согласии. Они были, как два чистых, белых голубя среди черных и хищных воронов.

Русская земля, находившаяся в вассальной зависимости от Золотой Орды, переживала тогда не лучшие свои времена. Междоусобные войны, жестокие нравы, предательство, зависть и наветы широко распространялись среди правящих князей. На рубеже XIV-XV веков постоянно присутствовала угроза западным границам нашего Отечества со стороны литовцев. В 1390 году сын святого благоверного великого князя Димитрия Донского (память 19 мая/1 июня) великий князь Московский Василий Дмитриевич, управлявший с 1389 по 1425 годы, женился на дочери литовского князя Витовта – Софии. Этот брак способствовал тому, что Смоленское княжество, пограничное между Москвой и Литвой переживало последние годы своего существования. Великий князь Литовский Витовт во весь период своего правления желал не только завоевать Смоленские земли, но и прочно закрепиться на них, чему зять его князь Василий Дмитриевич практически не препятствовал. Последний владелец Смоленских земель — князь Юрий (Георгий) Святославович, происходил из рода Владимира Мономаха, из племени Смоленского князя Ростислава Мстиславовича (внука Мономаха). Человек бесстрашный и властолюбивый, он отличался крайне беспокойным характером, жестоким нравом и сам часто вступая в ссоры с соседями. Смоленское княжество князь Юрий получил в 1386 году, после смерти отца Святослава Ивановича, павшего в бою с литовцами. В начале XV века он приказал казнить множество бояр смоленских и князя Михаила Романовича Брянского, чем создал себе оппозицию из их озлобленных родственников и сторонников. В 1404 году литовское войско семь месяцев осаждало Смоленск, по утверждению русского историка Н.М. Карамзина: «без малейшего успеха». Но только стоило князю Юрию отправиться в Москву с просьбой о военной помощи, как его смоленские враги тайно связались с Витовтом и сдали ему город. В плен попала и супруга князя Юрия, дочь Рязанского князя Олега Иоанновича. Она была отправлена в Литву.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.