Апостол от 70-ти Ерм (Ерма), епископ Филиппопольский

Март 20th 2014 -

Память 8/21 апреля, в соборе св. 70 апостолов и  31 мая

Римский гражданин, но по происхождению грек. Жил в конце I века.

Этот апостол упоминается в послании св. ап. Павла к Римлянам: «приветствуйте Асигкрита,… Ерма… и других с ними братьев» (Римл. XVI, 15).

Многие церковные писатели полагают, что этот св. Ерм одно лицо с Ермою, писателем книги «Пастырь». Если св. Ерма не считать автором книги «Пастырь», то о нем ничего кроме имени неизвестно. Можно предполагать, на основании упоминания его имени в послании к Римлянам, что он принадлежала к обществу христианской церкви и, может быть был один из выдающихся членов её, в виду того, что ап. Павел называет его по имени и включает в число «братии». Имя этого апостола — Ерм греческое, но в то время многие и из природных иудеев нередко носили греческие имена (в числе апостолов были: Петр, Андрей, Филипп и др.) и с большею вероятностью можно думать, что он был по своему происхождению римлянин. Кем был обращен из язычества в христианство, св. Павлом или другим апостолом, неизвестно. Церковное предание считает ап. Ерма епископом Филипп (или Филиппополя), того ли города, где епископствовал ап. Епафродит или другого одноименного города, неизвестно.

У Дорофея (греческ. Минеях) сказано, что св. ап. Ерм был епископом Филипп во Фракии. В Четьи Минее св. Димитрия Ростовского (под 31 мая) сказано: «св. ап. Ерм в послании св. ап. Павла с прочими, иже от 70 апостолами воспоминается сице: „целуйте Асигкрита,... Ерма… и сущую с ними братию“ (Римл. XVI, 14). Сей Ерм в Филиппополе бысть епископ и многие во Христовом благовестии показа подвиги и труды, а ныне наслаждается покоя, но благих Господа своего» (142).

Поученіе. Св. апостолы: Иродіонъ, Агавъ, Руфъ, Асин-критъ, Флегонтъ и Ерма

Поученіе. Св. мужъ апостольскій Ерма (Видѣніе св. Ермою церкви подъ видомъ строющейся башни и нравственные уроки отсюда для вѣрующихъ). Прот. Григорій Дьяченко

Как можно заключить из слов святогорца Никодима (греч. Синаксарь), св. Ерм, скончался в мире, а не мучеником (см. под 8 марта). Церковная служба (8 апр. и 4 янв.) не сообщает исторических сведений о св. ап. Ерме. Если же св. Ерма считать составителем «Пастыря», то некоторые хотя скудные сведения об его жизни можно извлечь из этой книги. В пользу того, что «муж апостольский», ученик ап. Павла, один из 70-ти был писателем «Пастыря», много свидетелей, начиная с Оригена.

Евсевий пишет, что ап. Павел в послании к Римлянам (XI, 14) упоминает и об Ерме, которому, говорят, принадлежит книга «Пастырь» (Церк. история III, 3), блаж. Иероним называет Ерма, упоминаемого в послании к Римлянам, составителем означенной книги (Пастырь) и ставит её наравне с книгами Премудрости Соломона, Юдифи и др., св. Афанасий Великий (Творения его, Сергиев Посад, 1902, I т. 196 и др.); ещё раньше на книгу «Пастырь», без указания на автора, ссылались: Ириней Лиоиский (т 190), Тертуллиан, Климент Александрийский и др.

По свидетельству Евсевия, книга Ерма «Пастырь» читалась в церквях при богослужении наравне с каноническими книгами Нового Завета (Церков. история, Спб. 1858 г., с. 105). В Синаксаре Киев 1874 о св. Ерме сказано: «св. ап. Ерм бяше един от 70-ти его же и божественный Павел в послании своем к Римлянам воспоминает. Бе родом грек, но живяше в Риме. Супруга язычница и недобрыя дети много оскорбляху его, и лишися богатства, еже име, и терпяше скорби. Тако пишет сам в книге „Пастырь“, юже написа в гонение Домициана, и юже последи читаша в церквах. Бe епископ Филиппополя, во Фракии, и ту пострада» (л. 327).

Есть мнение, что эту книгу написал Ерм, брат папы Пия (см. архиеп. Димитрия: Собор св. 70 апостолов, вып. 2). Из книги Пастырь видно, что Ерм был житель Рима и это видно из того, что Рим во всей книге представляется местом событий и откровений, бывших Ерму (1-е видение); самые откровения Ерма предназначались для церкви римской, предстоятелю её Клименту, а от него уже должны распространяться в церквах других городов (2-е видение).

Хотя Ерм был постоянный житель Рима, но не природный римлянин (латинянин), а грек (может быть иудей эллинист), хорошо усвоивший книги Ветхого Завета и в совершенстве владевший греческим языком. Самая книга «Пастырь» первоначально была написана на греческом языкτ, а потом переведена на латинский. Думают, что Ерм был пресвитер и старший между членами римского клира. Из книги «Пастырь» видно, что Ерм отличался сердечною простотою, незлобием, благодушно переносившим житейские невзгоды; но, к сожалению, он не отличался твердою волей и по своей излишней доброте, а также по чрезмерной отеческой любви не имел должного влияния на своих детей и жену. Супруга Ерма отличалась злым языком (2-е видение); а особенно много скорби доставляли ему дети неблаговоспитанные, увлекавшиеся дурными страстями. Расстройство в семье Ерма произошло и от излишнего пристрастия к земным благам.

Ерм был человек богатый и, может быть, занимался обширными торговыми делами, по, вдавшись в неверные и неблагопристойные предприятия, он в скором времени из богача превратился в бедняка и, вместо прежнего изобилия стал нуждаться в средствах к жизни. Наказание Божие обрушилось на Ерма, но он не понимал причины перемены в своем внешнем положении, не сознавал своей виновности перед Богом, а как человек благочестивый и среди мирских невзгод не мог совершенно забыться и угасить в себе дух благодати Божией; постигшие его бедствия возбуждали в его душе чувство глубокого сердечного раскаяния. Ерм стал часто поститься и молиться и просил Бога открыть причины постигшего его несчастья.

От своей личной жизни Ерм нередко переносил свой взор и на жизнь христиан в современной ему римской церкви.

Некоторые из христиан, вдавшись в мирские, суетные дела, впали в беспечность о служении Богу (4 подобие) и были из них такие, которые во время гонения от язычников из-за приверженности к сокровищам миpa оказывались не верными Богу (Под. 8); многие преданы были чувственным удовольствиям, а иные, но надменно своему, завлекались всезнанием и принимали на себя роль учителей. (Под. 19) и во всем этом видел печальное состояние церкви, согласно словам ап. Павла (2 Рим. III, 1), указывавшее на последние времена пред пришествием Христа, судии мира. Подобные думы переносили Ерма в мир высший, откуда и ожидал разрешения своих тяжких недоумений. Пламенная молитва Ерма была услышана и является ему Ангел в виде пастыря, и по повелению Божию открывает ему чрез старицу (церковь) Божественные тайны (подробный анализ видений, подобий и притч, сообщенных Ерму см, в Православном Обозрении прот. П. Преображенского 1862. и в отдельном издании «Писания мужей апостольских», а также Д. Гусева в Православном Собеседнике 1896 и отдельно; Архиеп. Димитрий Собор св. 70 апостолов, вып. 2, стр. 195 — 258, apхиеп. Филарет и др.).

Творение Ерма все проникнуто почти исключительно одним нравственными характером; книга его «Пастырь» есть ничто иное, как призыв к покаянно, нравственному очищению и исправлению всех верующих в Иисуса Христа, живущих во всем христианском мире.

Как по форме, так и по содержанию «Пастырь» Ерма резко отличается от всех других произведений апостольского времени и представляет собою своеобразный памятник древне-христианской письменности во всей святоотеческой литературе. Писание апостолов и апостольских мужей имеют епистолярную форму, писаны в форме посланий, а книга Ерма имеет форму апокалипсическую, содержание её развивается в виде целого ряда последовательно идущих откровений, сообщенных ему из миpa сверхъестественного, духовного, то ангелом покаяния (Пастырь), то таинственною женщиною, под образом которой являлась ему церковь, то — великим ангелом и др.

По форме изложения «Пастырь» принадлежит к числу апокалиптических произведений. Книга имела такое влияние, что временно вносилась, как составная часть, в Библию, но не вошла в окончательный канон Священного Писания. В историческом отношении книга весьма замечательна, представляя итог христианского нравоучения, как оно сложилось в эпоху Ерма, и яркую картину состояния церкви в конце I или начале II вв. Автор порицает представителей церкви за несогласия и споры о преимуществах, а все христианское общество — за отклонение от служения Богу в сторону греховного языческого мира, за склонность к роскоши и к чувственным удовольствиям, за забвение бедных. Забота о бедных у автора доходит до того, что даже пост у него заповедуется как средство сберечь часть обычной пищи — для бедных. Автор указывает на близость второго Христова пришествия и общего суда. Вообще тенденция «Пастыря» — возвратить общество к первобытной христианской простоте жизни и непорочности нравов. Ввиду такой тенденции, некоторые писатели относят его к произведениям монтанистической литературы; другие с этим не согласны, так как «Пастырь» не отрицает иерархию, мученичество не считает необходимым долгом христианина, допускает второй брак, покаяние после крещения и проч. Со стороны Церкви «Пастырь» пользовался особым уважением. В настоящее время «Пастырь» Ерма известен в пяти редакциях (в греческом подлиннике и в переводах латинском и эфиопском).

Комментарии закрыты.