Апостол Карп, из семидесяти

Июнь 7th 2011 -

Память 26 мая/8 июня

Карп (др. -греч. Καρπός) — апостол от семидесяти, ученик апостола Павла. Первый епископ Берии Фракийской

Святой апостол из семидесяти Карп, был последователем и слугою святого апостола Павла; он разносил его послания в те места, куда они назначались.

Имя апостола Карпа упоминается во 2-м послании апостола Павла к Тимофею: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные» (2Тим. 4:13). Речь идет о пребывании апостола Павла в Троаде в 64 году, когда он был арестован по доносу медника Александра (2Тим. 4:14). Видимо при внезапном аресте Павел оставил у Карпа свою фелонь и книги, а может быть чиновники, схватившие апостола, не дозволили тогда взять с собой.

Поученіе. Св. апостолъ Карпъ. (Причины, по которымъ наши молитвы не всегда бываютъ услышаны Богомъ). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Достаточное время Карп потрудился вместе с апостолом Павлом, благовествуя всюду слово Христово, немало претерпел он за это бед и напастей. Затем святой Карп был поставлен апостолом Павлом епископом города Берии во Фракии.

Апостол Карп ходил с проповедью Евангелия на остров Крит. Здесь его посетил святой Дионисий Ареопагит (память 3 октября). В своих воспоминаниях Святой Дионисий рассказывает о чудесном видении апостолу Карпу:

Будучи некогда на Крите, я принят был святым Карпом — мужем, по сравнению с которым едва ли найдёшь другого, по великой чистоте ума более способного к боговидению. Он и не приступал к совершению Святых Тайн прежде, нежели получит во время предуготовительных молитв какое-либо священное и благоволительное видение. Он рассказывал, что некогда его опечалил один из неверных. Причиной печали было то, что сей неверный отвлёк принявшего веру от Церкви к безбожию, тогда как ещё тот праздновал дни своего крещения. Надлежало Карпу об обоих усердно молить Бога Спасителя, чтобы Господь одного обратил Своей силой, а другого победил Своей благостью; надлежало ему непрестанно, всю его оставшуюся жизнь, увещевать их, доколе таким образом не приведёт их к познанию Бога так, чтобы и сомнения их разрешились, и они принуждены были в своих безрассудных поступках истинно раскаяться. Но не знаю, каким образом (прежде этого не случалось) возродились в Карпе тогда сильное негодование и досада, и он, находясь в таком худом состоянии, лёг и уснул, ибо был вечер. В полночь, когда он обычно сам собою пробуждался для священных песнопений, встал он после многих снов, которые непрестанно прерывались и были беспокойны. Начав молиться Богу, он сетовал и в негодовании говорил, что нет тут правды, когда живут люди нечестивые и извращающие правые пути Господни. Говоря это, он просил Бога одним ударом молнии жизнь обоих прекратить без милости. «Произнеся это, — рассказывал он, — вдруг, казалось, увидел я дом, в котором я находился, сначала потрясшимся, потом своды его разделившимися на две половины и ярко горящий перед собою костёр, который, поскольку место представлялось уже открытым, спускался ко мне с неба; само небо видел отверстым и на высоте неба — Иисуса, Которому предстояли в человеческом виде бесчисленные ангелы. Это я видел на небе и удивлялся». «Опустив же взор вниз, увидел я, — продолжал Карп, — самый помост расторгшимся над обширной и мрачной пропастью, и тех мужей, на которых я произносил проклятие, стоящих предо мною у зева пропасти в жалком виде, трепещущих от слабости стоп своих, но не низвергающихся в неё. Из глубины пропасти выходили змеи и то около колеблющихся ног их, извиваясь, опутывались, налегали на них и влекли к себе, то зубами и хвостами дразнили, льстили и всяким образом ухищрялись низринуть их в пропасть. Между змеями были и люди, которые также устремлялись на этих мужей, теснили, нападали на них и поражали; казалось, они близки уже были к падению, мало-помалу склоняясь частью против воли, частью добровольно поддаваясь обворожению зла». И Карп рассказывал, что он, смотря вниз, чувствовал удовольствие, а о том, что происходило вверху, небрёг; он досадовал и негодовал, что они ещё не низринуты, и, многократно, но тщетно на этом настаивая, в негодовании проклинал их. Едва будучи в силах взглянуть на небо, он увидел на нём опять то же, что видел и прежде: Иисус, милосердым оком взиравший на происходящее, восстав с высочайшего престола и снисшед к ним, простирал руку благости; ангелы, вместе с Иисусом подавая им помощь, одного с одной, другого с другой стороны охраняли, и Иисус говорил Карпу:

«Вот рука твоя простёрта и Я — есть Тот Которого ты собираешься поразить. Ибо Я готов снова пострадать ради спасения человеков, и Я бы претерпел это с радостью, только если это удержит людей от грехов. Но смотри, может быть ты должен жить с этими змеями в бездне, чем с Богом и благими и человеколюбивыми ангелами?»

Святой Дионисий Ареопагит свидетельствует о сем святом Карпе и то, что он никогда не начинал совершать пречистых и животворящих Тайн прежде, чем не сподоблялся являвшегося ему с неба божественного видения.

Дионисий Ареопагит с великою похвалою отзывается об апостоле Карпе. Так например, в послании к монаху Демофилу он говорит о Карпе: «Муж сей был велик по своим добродетелям и отличался такою возвышенною чистотою ума, что обладал большою способностью к боговидениям».

Святительствуя в Берии, Карп обратил ко Христу многих эллинов-язычников; обличая иудеев, он говорил им, что распятый ими Христос есть Бог истинный и Творец всего. Впоследствии он был с жестокостью убиен иудеями и таким образом предал душу свою в руки Господа. Честные мощи его были положены верными и богобоязненными людьми в том же городе, где он и святительствовал, причем сими мощами подавались многоразличные исцеления болящим во славу Христа, Бога нашего.

Вот то, что я от него слышал, и верю, что это истинно.

Из Послания Святого Дионисия Ареопагита к монаху Демофилу (О своеволии и кротости).

Тропарь, глас 3:
Апостоле святый Карме, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашым.

Кондак, глас 4:
Яко звезду пресветлую церковь всегда стяжа тя Апостоле Карпе, чудес твоих многоподаванием просвещаема: спаси верою чтущих память твою.

Комментарии закрыты.