Апостол Иродион

Апрель 9th 2014 -

Память: 4/17 января, 8/21 апреля и 10/23 ноября

‎Святый апостол Иродион, родственник по плоти святаго Апостола Павла, происходил из киликийского города Тар. Он был спутником и сотрудником святых Апостолов Петра и Павла и был ими же поставлен во епископа города Патары.

В сане епископа святый Иродион деятельно распространял учение христианское среди еллинов-язычников. Так как святый Иродион многих из язычников обратил ко Христу, то иудеи из зависти к сему служителю Божию, сговорившись с идолослужителями-еллинами, взяли святаго силою и предали многоразличным мукам; при этом одни из мучителей без милосердия били святаго, другие кидали в него камни, третьи ударяли его палками по голове. Один из мучителей ударил святаго ножом настолько сильно, что он упал замертво; думая, что святый умер, мучители оставили его. Но святый апостол по благодати Божией остался живым и потом немало потрудился в Риме, проповедуя Слово Божие вместе со святым первоверховным Апостолом Петром.

Святый Апостол Павел, отправляя Римлянам Послание из Коринфа, приветствует в этом послании и Иродиона, бывшего тогда в Риме вместе со святым Апостолом Петром: Целуйте Иродиона сродника моего. . Когда же святый Апостол Петр был распят, тогда и святый Иродион, как свидетельствует Метафраст, вместе со святым Олимпом и многими другими верующими, был усечен мечом

***

Епископ Феофан в толковании на послание к Римлянам пишет: «Целуйте Иродиона, сродника моего» (XVI, 11) (т.е. ап. Павла) и ничего более не прибавил» , а между тем в списках св. 70 апостолов (у Дорофея и друг.), а также в церк. службах, Синаксарях, месяцесловах и пр. кроме Иродиона упоминается ещё Родион, имени которого в Новозаветных книгах нет. Невольно возникает вопрос: Иродион и Родион одно и тоже лицо, или же два отдельные лица?

В списках 70 апостолов у Дорофея под 31 номером поставлен Иродион, его же св. апостол в римстей епистолии (XVI, 11) поминает в Патрех бысть епископ» и за тем под № 41-м: Родион, его же апостол поминает (но какой апостол и где упоминает оставлены без ответа): «сей в Риме с св. апостолом Петром, при Неронe усекновен бысть…» (В Мартилоге Адона: Иродион, Епископ Тарса (№ 31) и Родион (№ 42) пострадал в Риме…

В Синаксарях, Четьи Минеях и друг., память Иродиона положена 8 апреля, а Родиона 10 ноября… В службе собору св. 70 апостолов 4 января упоминается отдельно и Иродион и Родион и, вероятно, для того, чтобы показать, что это не одно и тоже лицо, в одной стихире 3-й на Господи воззвах… упоминаются оба: «Пуда, Иродиона, Артему, Филолога, Олимпа же Родиона… Почтим честныя богопроповедники…» Признающие двух отдельных лиц, Иродиона считают учеником ап. Павла, Родиона — учеником ап. Петра.

Первый из них, говорят был епископом Патр (или Неопатр или же Тарса), а второй-был ли где епископом, или не был — неизвестно, но только скончался вместе с ап. Петром, Патровом и др. в Риме, при Нероне.

Поученіе. Св. апостолы: Иродіонъ, Агавъ, Руфъ, Асин-критъ, Флегонтъ и Ерма

Святитель Димитрий Ростовский в Четьи Минее в списке св. 70 апостолов (4 янв.); хотя и следовал показанию Дорофея, епископа Тирского, но вначале статьи о соборе св. 70 апостолов, заметил, что в Дорофеевом сказании «много сумнительного», что вероятно, превзошло в подлинное сказание Дорофея от кого-либо (м. б. от переписчиков). Далее, в самом списке апостолов святитель Димитрий поставляет одного только Иродиона и опускает из него Родиона, и в конце повествования об апостолах замечает: «в сказании о них Дорофея имена некоторых (4-х) от 70 апостолов всуе повторяются, как-то «Иродиона, нарекши того вторично, аки бы с Павлом святым, (бывшего) Родиона, его же не воспомянул ап. Павел нигде же, но токмо Иродиона…» (л. 51), далее указывается повторение и других некоторых апостолов.

По сему указанно св. Димитрия, в числе 70 апостолов следует признать одного только Иродиона, о котором в Четьи Минеях под 8 апреля сообщаются сдед. сведения: «св. апостол Иродион, родом бе от Тарса Киликийскаго, сродник св. ап. Павла. Служаше же святым апостолам во всем, и от них епископ поставлен бысть Неопатрский и многия от еллинов учением своим ко Христовой вере обрати. Чесому завидяще иудеи, обступиша его идолослужительми, и мучиша крепко: овии бо бияху святого, овии камением уста его сокрушаху, инии древесы ударяху по главе, таже ножем ударен бысть, и яко мертв повержен в крови: мневше бо того уже умерша, оставиша и отыдоша. Но апостол святый благодатью Божиею жив соблюден был, проповеда потом слово Божие в Риме со святым верховным апостолом Петром. Св. Павел от Коринфа к Римляном пишущи послание воспомянул Иродиона святаго, тогда в Риме при св. Петре бывшаго: „целуйте, рече, Иродиона сродника моего“. И егда св. Петр распят бысть, тогда св. Иродион (по свидетельству Метафрастову) вкупе со св. Олимпом и множеством верных мечем посечен бысть».

Последующие церковные писатели и составители библейских словарей (Архим. Никифор, прот. Ф. Солярский и др.) начали признавать Иродиона и Родиона за одно лицо. Так в Богослов, словаре протоиерея Ф. Солярского об Иродионе сказано; «Иродион родственник ап. Павла, из 70 апостолов был епископом в Патрах, и пострадал от Нерона с ап. Петром и Павлом в Риме.

Православный собеседник, 1906. т.2. с. 395–397.

Комментарии закрыты.