google-site-verification: google21d08411ff346180.html 5-я седмица Великого поста | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

5-я седмица Великого поста

Апрель 2nd 2014 -

 Κύριε Ιησού Χριστέ, Υιέ του Θεού, ελέησόν με τον αμαρτωλόν

В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого канона — творение святого Андрея Критского.

Все стихиры имеют окончание: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

В четверг пятой седмицы на утрени читают весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской (V — VI вв.) из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным ангелам. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно совершается в среду вечером.

В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и колокольный звон бывает не великопостный.

Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается Акафист Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII в.

В православной традиции слово «канон» используется во множестве значений. Большей частью – это какое-либо правило, к примеру, состав книг Священного Писания, или дисциплинарное предписание (церковный закон), или иконописные правила, или порядок и особенности совершения богослужения. Канон Андрея Критского – из другой области. Он и многие другие каноны – своего рода гимны, церковные богослужебные песни, составленные в определённой, строго выдержанной литературной форме. Такие каноны – это не просто молитвы, читаемые на богослужении, а законченная по смыслу последовательность, состоящая из 9-ти групп молитвенных стихов, называемых также песнями.

В первые века христианское богослужение состояло, в основном, из чтения книг Ветхого и Нового Завета, пения молитв, большей частью псалмов. Пелись и так называемые библейские песни – молитвы, воспетые пророками и праведниками в наиболее важные события их жизни и жизни Израильского народа. Библейские песни составляют цвет библейской поэзии, вдохновлённой религиозными переживаниями. Среди авторов библейских песен – пророки Моисей, Исайя, Иона. Сюда относят и песни Пресвятой Богородицы, а также Захарии – отца Иоанна Крестителя. Именно библейские песни и легли в основу канонов.

К VII веку выработалась практика во время богослужения перемежать стихи (строки) библейских песен молитвами (тропарями), составленными христианами в честь Господа Иисуса Христа, Богородицы или святых. Эти тропари со временем вытеснили сами песни и составили каноны, которые сегодня являются неотъемлемой частью одного из традиционных богослужений – утрени. Вероятно, впервые большие и полные каноны начал писать святой Андрей архиепископ Критский.
Канон Андрея Критского

Канон в поэтической форме представляет собой как бы внутренний диалог человека со своей душой. Вернее, это обращение к душе в виде коротких стихов (тропарей) с напоминаниями из книг Священного Писания, размышлениями о своих грехах, призывами к покаянию, надеждой на милосердие Божие. Традиционно считается, что покаянный канон, читаемый в первые дни Великого поста, задаёт христианам определённый тон и смысл подготовки к Пасхе. Встретить воскресшего Христа Спасителя может прежде всего нуждающийся в Нём, ожидающий Его, надеющийся на милость и благость Божию.

В первой песни канона Андрей признаётся, что без Христа Спасителя он не может победить зло и грех, и вспоминает из Евангелия многие добрые примеры в надежде на прощение и помощь Божью. Другие семь песен канона – воспоминания наиболее известных и значительных персонажей и событий Ветхого Завета ради напоминания себе о злодеяниях и добродетелях и о благости Божией. Андрей взывает к бдительности и трудам ради борьбы со злом и понуждению себя к добру. Среди прочих Андрей вспоминает Адама, Еву, Каина, Авеля, Ноя, Иова, Авраама, Иакова, Иосифа и его братьев, Давида, Соломона, Илию, Иону. В последней девятой песни Андрей обращается к Новому Завету, напоминая себе и читающим о жертве Христовой, о спасении во Христе. Автор канона вспоминает притчи Господни и события из жизни Иисуса, где Христос в ответ на веру прощал грехи и исцелял от болезней.

Метки:

Оставьте комментарий!