Третье рождение Христа

Январь 13th 2015 -

Рождество Христово. Василий Шебуев

Возрождение

Третье рождение Христа – это Его рождение в жизни людей, верующих в Него и видящих в Нем своего Бога. Ибо, несмотря на то, что Христос вочеловечился для спасения всего мира, спастись удается далеко не всем.

Конечно, Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли знания истины» (1 Тим. 2:4). Будучи всемогущим, Он, тем не менее, уважает человеческую свободу и не может и не желает спасать нас без нашего на то согласия.

В Откровении Он представлен в образе нищего путника, который ходит от дома к дому, от души к душе, стучит в ожидании, когда Ему откроют. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Но повторяется история первой рождественской ночи. Большинство дверей оказываются закрытыми, как некогда в Вифлееме. Люди приглашают в свое сердце других богов и богинь. Сладчайший Иисус находит лишь немногие души, принимающие Его. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Но находя их, Он стойло превращает во дворец, а Свои ясли – в богатый стол, рождаясь в душах и возрождая их.

Это возрождение необходимо для нашего спасения. Только те, кто «родится свыше» (Ин. 3:3), по выражению Самого Господа, войдут в Царствие Божье и станут его жителями. «Но как человек может заново родиться?» – недоумевает Никодим (Ин. 3:4), равно как и все мы. Чтобы узнать ответ, вспомним, что сказал Ангел Деве Марии, которая с удивлением узнала, что родит без мужа: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35). Как с помощью Святого Духа Христос родился от чрева Марии, так и мы, объединившись со Святым Духом, можем принять и родить в своей душе Христа. Да, братья мои. Нечто удивительное может произойти в нашей жизни, но люди не знают об этом и не узнают никогда. Благодатью Духа каждый христианин может родить Иисуса. И родившийся Иисус – это наша сущность, новый Христос, живущий в миру истинный христианин.

Живым примером такого возрождения является апостол Павел. Он сумел принять и родить внутри себя Христа, так что уже не он жил, но в нем Христос (Гал. 2:20). Его нутро, разум и сердце – Христовы. Поэтому он смог впоследствии взрастить Его и в душах окружающих людей, о чем он говорит Галатам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19). Каким нежным отцом предстает перед нами апостол, словно помещающий «детей своих» во чрево, носящий их и рождающий уже христианами. Как много это может сказать учителям Евангелия, наставникам и наставницам! Их предназначение, их великая миссия – родить в человеческих душах Христа, испытав муки, подобные тем, что терпит женщина, давая жизнь ребенку.

Как мы возрождаемся?

Когда Иисус незадолго до Страстей прощался с учениками, Он сказал, что пошлет им Утешителя, Который с ними пребывает и в них будет (Ин. 14:17). Именно Утешитель осуществляет третье в Духе рождение Христа в нашем сердце. Он объединяется с нами и приносит в мир нового Христа – нашу возрожденную сущность. Но как Утешитель посещает нас?

Первая наша встреча с Ним происходит через веру. Вера открывает Господу двери нашей души. Вера принимает Его, подчиняет Ему наши сердца и рождает в нас живую заинтересованность и горячее стремление приблизить Его к себе. По словам апостола Павла, именно вера является главной предпосылкой тому, чтобы Христос вселился в наши сердца (Еф. 3:17). Но помимо веры, необходима любовь, которая позволит Господу остаться в нас и сделать нас храмом Своего жертвенника. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим», – учит Иисус (Ин.14:23). Укреплению нашей веры и умножению любви способствует слово Божье. Когда в нас укореняется святое слово проповеди и учения, Бог Слово, Иисус Христос, не просто находится посреди нас, но пребывает внутри нас. Это мистически совершенствует нас и подготавливает к единению с Богом.

Но то, что в конечном итоге осуществляет рождение Христа внутри нас, – это таинство. Господь недвусмысленно заявляет: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56). Он приходит, стучит в дверь и, когда мы отворяем, готовит трапезу. Он, ищущий нашего спасения, приносит Свое Тело и Кровь, чтобы напитать нас и сделать счастливыми. Он призывает нас совечерять с Ним, ибо Плоть Его истинно есть пища, и Кровь Его истинно есть питие (Ин. 6:55). Мы истинно празднуем Рождество лишь тогда, когда со страхом Божьим, с верой и любовью причащаемся Пречистых Таинств и перерождаемся вместе с новорожденным Христом.

Значение возрождения

Без этого третьего рождения ни первое вечное рождение, ни второе – историческое воплощение Христа, не имеют для нас смысла и ценности, какими бы значительными и великими они не были. Именно третье рождение поможет оценить дары первых двух, делая Христа нашим личным спасителем и обращая на себя его миссию по нашему спасению.

Апостол Павел пишет, что Иисус Христос «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4:10). Это означает, что Иисус пришел на землю, чтобы спасти каждого из нас. Спасаются, однако, не все, но лишь верующие. Христос принес на землю объективное спасение. Чтобы оно стало субъективным, относящимся к каждому необходимо уверовать. Своим приходом в мир Христос открыл двери жизни, накрыл стол радости, принес лекарства для спасения. Но чтобы больной исцелился, насытился и утолил жажду, он должен поесть за этим столом, испить из источника и принять лекарства. Иначе он останется в тлении и смерти, бывшими до Христа. И в этом случае нам не в чем будет укорить Бога.

В былые времена разбойники, желая убить двух людей, имели обыкновение поступать следующим образом: одного человека убивали, а второго связывали с трупом лицом к лицу и оставляли умирать. Представьте весь ужас живого, умирающего такой медленной и страшной смертью. И с какой поспешностью он бы бежал прочь от этого трупа, если бы кто-то освободил его! Однако большинство людей сегодня обнимают и прижимают к себе тление и смерть, даже обладая свободой, которую подарил им Христос!

Этот пример позволяет нам сделать полезные для себя выводы. Мы можем оставаться идолопоклонниками даже после Рождества Христова. Христос есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Но освещаются лишь те, кто принимает этот Свет. Иные же остаются во тьме, неверии, заблуждении и тлении.

И другой пример: страшна слепота, ужасна болезнь, трагично рабство. Но задумайтесь, насколько хуже быть слепым и быть уверенным в том, что видишь, быть больным и не знать об этом, быть рабом и считать себя свободным! Это происходит с большей частью христианского мира. Это язычники, поклоняющиеся идолам и деревянным истуканам, богам и богиням, живущие в заблуждении и неверии посреди памятников смерти. Ведя развращенную жизнь, они, тем не менее, считают себя христианами лишь потому, что не являются атеистами. Но они лишены Христа!

Ах, если бы мы могли глубоко внутри себя почувствовать, что Рождество Христово – это самое значительное событие не только человеческой истории, но и нашей собственной жизни. Его пришествие не только разделило историю на две эры: до Рождества Христова и после, но и поделило человечество на тех, кто вне Христа и на тех, кто со Христом. «Вне» находятся люди, которые, скованные грехом и неверием, живут вдали от Бога. Со Христом же находятся верные и чистые праведники, последовавшие за Ним, а также грешники, покаявшиеся, возвратившиеся к Богу и живущие с Ним. Именно они по-настоящему празднуют Рождество в церкви, славят Бога, уничижившего Себя Самого (Флп. 2:7), разделившего сферу вечности, вмешавшегося в ход человеческой истории, ставшего человеком, жившим посреди нас и приблизившегося к каждому из нас лично. «В начале было Слово И Слово стало плотию» (Ин. 1:1, 1:14). В этих боговдохновенных словах евангелиста Иоанна таится вся спасительная истина и освобождающая радость Рождества, которые даются в дар тем, кто с верой позволяют Христу родиться внутри себя, обновляясь тем самым Благодатью Святого Духа во Христе и становясь «чадами Божиими» (Ин. 1:12).

Профессор Фессалоникийского университета Стергиос Н. Саккос «Ο Θεός στη γη μας». Θεσ/κη, 2005. С. 118-123.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Метки: ,

Комментарии закрыты.