Развод. По-христиански?

Август 16th 2014 -

Развод

Почему развод стал обыденностью? Почему иметь в прошлом неудачный брак не зазорно, а живущие вместе десяток лет вызывают подозрение — не притворяются ли? Нерушимый брак — редкость, так уже почти не бывает…

Год прошел после свадьбы, и вот зазвенели первые разбитые в скандалах тарелки. Сколько уже накопилась страшных обид! И кто-нибудь из близких заботливо ввернет: «Может, разойтись, пока детей не нажили? Вдруг несовместимость характеров?» Хорошо, если молодые окажутся упрямее в своем единстве. Но зерно соблазна простым решением упадет в их души. Почему развод стал обыденностью? Почему иметь в прошлом неудачный брак не зазорно, а живущие вместе десяток лет вызывают подозрение — не притворяются ли? Нерушимый брак — редкость, так уже почти не бывает…

Современное общество предлагает нам готовые сценарии на все случаи семейной жизни. Устами разномастных специалистов, знаменитостей и прочих вещателей описаны приличные выходы из положения. Классика жанра, советы журнала Cosmopolitan: «… если муж и жена ощущают, что совместная жизнь не дает им ничего ни для счастья, ни для развития, то развод, несмотря на сопряженные с ним сложности и болезненные ощущения, может дать шанс обрести счастье или в союзе с другими людьми, или в самостоятельной жизни».

Убедительно и практично. Дальше — больше, под заголовком «Превратить развод в праздник» уже со смехом предлагается в честь этого события устроить с мужем вечеринку или повеселиться на девичнике. Типичный комментарий вдохновленной читательницы: «Развод — это еще одна возможность стать счастливой, найти себя и вспомнить, наконец, о себе, любимой!» О том, кого разлюбила, разрешено забыть навсегда.

Кажется, что глянцевый цинизм не имеет никакого отношения к прихожанам наших храмов? Как бы не так. Во‑первых, многие серьезно верующие люди крестились или воцерковились, будучи разведенными. Во‑вторых, большая часть красивейших пар, участвующих в сегодняшних церковных Таинствах с венцами на головах, при первом же конфликте забывает о клятвах перед алтарем. Личные обиды гораздо ближе и понятней данных обетов. Наконец, сами христиане, внимательно изучив Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, уповают на позволительность разрыва семейных уз по тем или иным пунктам, примеряя на себя существующие послабления.

Церковь не дает развода, такое понятие утрачено со времен Христовой проповеди, когда место Моисеева закона заняли Евангельские истины. На вопрос фарисеев о допустимых причинах развода Господь не называет ни одной! «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

Но спрашивающие не отстают и получают еще одно пояснение: только тот, кто оставляет жену из-за совершенного ею прелюбодеяния, имеет честное право на повторный брак. Обозначены узкие рамки исключительно для невинного человека, чей брак подло разрушен изменой.

Как ни расшифровывай Таинство Брака, где два человека слипаются воедино, все равно не уйти от категоричной четкости. У святого Иоанна Златоуста: «Разводиться — дело противное как природе, так и Божественному Закону. Природе — поскольку рассекается одна плоть. Закону — поскольку вы покушаетесь делить то, что Бог соединил и не велел разделять».

Не удивительно, что простодушные апостолы заметили: «… если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19, 10-11). А кто из нас, вступая в брак, был убежден, что готов к любым сложностям? Просто надеялись, что любовь нас как-то сама вытянет. Не задумывались, что мы обязуемся сохранить и приумножить этот великий дар.

Этот шанс дается Богом, по своей воле сочетающему браки на Небесах. Доверие ему учит любить бесконечно своих «половинок» со всеми их недостатками. Любить и не менять семейную жизнь на долгие поиски кого-то особенного, переби­рая партнеров, как овощи на прилавке.

О том, что не удалось сохранить и приумножить, наш сегодняшний, во многом грустный, разговор.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.