Понятие «русофобия» в рамках христианского мировоззрения

Сентябрь 4th 2015 -

Евгений Авдеенко

Жертвоприношения Каина и Авеля Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Иллюстрации к Библии.

Явление русофобии рассматривают как проблему историческую, историософскую, социокультурную, идеологическую, психологическую. Чаще других появляются работы в жанре публицистики, где нам сообщают об очередной русофобской выходке. При всех названных подходах авторы, как правило, остаются в рамках гуманистического мировоззрения, которое предполагает, что «человек сам по себе есть высшая ценность», «человек — это автономное существо», «человечество само творит свою историю».

Гуманистическому мировоззрению противоположно мировоззрение религиозного типа, основанное на христианских ценностях и историософских категориях. Согласно этому направлению мысли, такие понятия, как «русофобия», не могут быть с достаточной полнотой ­описаны с позиций наук, базирующихся на гуманистическом ­воззрении на человека. Для определения понятия «русофобия» необходим провиденциальный взгляд на историю, необходимо привлечь понятия из Священного Писания и Священного Предания. Главная трудность такого подхода состоит в том, чтобы найти, какие понятия должны быть привлечены как базовые в каждом конкретном случае.

В книгах Священного Писания наблюдаем противопоставление двух религиозных типов — двух духовно-­­исторических общностей. В мире человеческой истории самое общее противопоставление духовных начал — это «Каин», или «путь Каина» (Иуд.  1:11), и «сыны Божии», которые возводят свое родословие к Сифу и Авелю (имя «Сиф» означает, что он был рожден от Бога в возмещение Авеля; Быт. 4:25). Это противопоставление: «Каин —­ Авель» — пронизывает все Писание Ветхого и Нового Завета. На него указывают Христос и апостолы. Как в мире человеческой и ангельской свободы есть неизменный ориентир, относительно которого определяется конечное состояние духа, — небо (где верх, где низ, где Бог, где диавол), так и в мире человеческой истории, которая ­протекает на земле, есть путеводные указатели:пойдешь в одну сторону — там «Каин», пойдешь в противоположную — там Христос.

Те, кто идет «путем Каина», жизненно заинтересованы в распространении агрессивного национализма. Такое положение в истории тех, кто по духу «Каин», объясняется через отдельный эпизод в жизни родоначальника каинитов — самого библейского Каина. Это обстоятельство — «знамение Каина» или «Каиновапечать».

После того как первоубийца Каин выслушал проклятие от Бога, им овладел смертельный страх: «Будет: всякий встречающий меня убьет меня» (Быт. 4:14). Чтобы избавить Каина от этого смертельного страха, сказал ­Господь: «Всякий убивший Каина всемеро отмстится [ему]. И положил Господь знамение на Каина, чтобы не поразил его всякий встречающий его» (Быт. 4:15).

Два недоумения возникают в связи с приведенным текстом:

а) Что означают слова, что за убийство отмстится всемеро? Если убийце воздавать смертью, то не семь раз. Может быть, в семи поколениях? Но это противоречит тому, что Бог «многомилостивый» не до седьмого колена воздает: Он «посещает [здесь в значении «взыскивает»] вину отцов на детях до третьего и четвертого» рода (Исх. 20:5; Чис. 14:18). Выход из этого затруднения предложили переводчики на греческий язык. В Септуагинте читаем: «Всякий убивший Каина всемеро отмстительно расслаблен будет». Речь идет именно о расслаблении (парализации). Слова о семикратном отмщении за смерть Каина имеют смысл, если «Каин» — это не только имя собственное, но обозначение некоторой духовно­-исторической общности. Если противостоящая «Каину» общность прибегнет к насилию по отношению к нему, то сама потерпит семикратное ослабление.

б) Почему сказано о мести, что убившему Каина всемеро отмстится? Еврейский глагол «отмщать» (нака́м) в подавляющем большинстве случаев имеет действующим лицом Бога. Заповедь: «Возлюби ближнего твоего как себя» — начинается со слов: «Не мсти» (Лев. 19:18). «У Меня отмщение и воздаяние», — говорит Господь (Втор. 32:35; Рим.  12:19). «Каин» отмщаетсяот Бога. Людям — под угрозой семикратного воздаяния — нельзя «Каина» бить. Так Каин получил знамение для защиты: чтобы никто его не только не убивал, но и не бил (не поражал).

Каинова печать — защита для каинитов, однако они могут обратить ее к нападению. Поскольку за насилие над Каином воздается семикратным расслаблением, сыны Каина могут вызывать другие народы (и членов­ ­Церкви)­ на побиение себя. Одно из служений внутри каинитского сообщества есть провокация погрома. Подставляя часть своего сообщества на побиение, каиниты ослабляют другие народы, в среде которых они живут. Каиниты жизненно заинтересованы в распространении агрессивного национализма, потому что они представляют себя всему человечеству как определенную нацию, тщательно скрывая (большинство — и от себя самих), что «Каин» — это духовный тип и ни в коем случае не есть никакая нация. Провоцируя преследования по национальному признаку, каиниты всеми силами стремятся, чтобы мы позабыли слова апостола Павла, что «наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей (космократоров) тьмы века сего» (Еф. 6:12).

Те, кто идет «путем Каина», образуют мистическое сообщество, уподобляющееся Церкви Божьей, и как Церковь небесная укрепляется через своих мучеников, так каиниты ослабляют своих противников на земле, побуждая их к беззаконным действиям по отношению к себе. Простор для каинитских провокаций возрастает вместе со свободой для говорения — свободой слова без нравственных ограничений.

Каиниты по духу живут в среде разных народов, и неизменно они обнаруживают стремление к духовному и нравственному ослаблению того народа, в среде которого живут. Одним из средств такого ослабления является «призыв к покаянию». Именно так: «Каин» зовет к покаянию. Как это может быть, если покаяние есть мощнейшее средство к оздоровлению человека и народа?

Для призывающих к покаянию каинитов важно подменить сам предмет — главный грех, в котором нужно раскаяться. Познер, и Сванидзе, и Млечин, и Гусман, и Гельман, и Швыдкой, и Дм. Быков, и весь этот идеологический «легион» зовет нас каяться в сталинизме и всячески стремится уравнять сталинизм с национал-­­социализмом. Можно сказать, они дружно бьют в одну точку. И именно здесь им нужно решительно возражать. Разумеется, никого ни в коем случае никогда нельзя бить или даже поступать с таковыми противозаконно, как бы они нас к этому ни побуждали. Нужно возражать — так же единогласно, как означенные публицисты едины и согласны в своих нападках.

Для возражения необходимо понять, почему каиниты так усилились в ХХ веке. Это был век богоотступничества для всего человечества. Отступничество (апостасия) происходило под знаком трех социальных утопий. «Утопия», по смыслу слова — то, что не может иметь места; в утопии нет жизни, однако в ХХ веке три утопии осуществились: «коммунизм», «фашизм»2, «демократия». Две первых утопии пали как самые нежизнеспособные. Тогда народы, пострадавшие от своего утопизма (и Россия), услышали голос, призывающий их к покаянию. Каин призывал: «Покайтесь!»

Русские утратили благодать Царства и не защитили Церковь. Народ в революции обнаружил, что он беззащитен перед духом Каина, и многие приобщились этому духу. Вслед за этим русские должны были пройти через страдание. Тоталитаризм есть наказание революции. Внутренний режим и мировая война были нашим страданием… Коммунизм пал, и зазвучал голос того, чей дух вошел в нашу историю через революцию: «Покайтесь» — «Кайтесь, как Германия каялась в фашизме».

То, что было после революции,  — это кара Божья. Мы должны каяться в том, что было для нас наказанием? При чем здесь Германия и гитлеризм? Национал-­­социализм не был наказанием, это был первоначальный грех. А русских первоначальный грех был в том, что дали убить царя и не защитили Церковь. Священство и царство нужно было хранить как зеницу ока, мы не уберегли. И последовало великое страдание — ­через внутренний режим и величайшую из войн.

И когда нужно стало это страдание осмыслить — освоить, осознать его истинный источник, раздался и звучит в эфире и стучит в каждую дверь голос Каина: «Кайтесь в сталинизме, как немцы — в гитлеризме! Кайтесь в том, что было карой Божьей за богоотступничество!»

Нельзя слушать Каина. Небезопасно и разговаривать с ним, вовлекаться в диалог, поддаваться на провокацию, реагировать на его нагльство и оскорбления. Покаяние есть обращение к Богу и путь жизни, оно не ставит покаявшегося в разряд провинившихся, или неполноценных, или опозоренных. Но именно этого результата добиваются от нас современные каиниты — русофобы.

P. S. Возможно ли в рамках христианского мировоззрения кратко определить источник «русофобии»? Самое краткое определение возможно дать через уяснение двойногосмысласлова «Израиль».

Народ, если он содержит в себе Церковь, будет постоянно испытываться и проходить тягчайшие испытания. «Израиль» — имя амбивалентное (двойственное): «тот, кто крепится с Богом» и «тот, кто крепится против Бога» (Ос. 12:4).

Как Церковь Божья и народ, содержащий в себе Церковь, есть «Израиль», так и те, кто «крепится против Бога», есть Израиль. Начальный источник русофобии в том, что богопротивный Израиль изнутри разрушает народ, который содержит в себе Церковь — истинный Израиль.

Итак, суть русофобии обозначается в немногих словах: Израиль враждует на Израиль.

1 Опубликовано в журнале «Русский дом», 2013, январь. Автор ссылается на статьи Е. А. Авдеенко, в данном издании эти ссылки опущены.

2 Следует учитывать, что под понятием «фашизм» автор подразумевает здесь прежде всего германский национал-­социализм во всей полноте его идеологии; данная трактовка этого термина является не совсем корректной с исторической точки зрения (если учесть, что собственно фашизм, как идея «корпоративного государства», был характерен для Италии 20-х — середины 40-х гг. XX века и имел значительные расхождения с гитлеровской доктриной), однако на сегодняшний момент наиболее общеупотребимой.

Источник: Русское слово

Метки: ,

Комментарии закрыты.