google-site-verification: google21d08411ff346180.html Любить напоказ? | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Любить напоказ?

Февраль 14th 2017 -

Россияне, как и влюбленные во всем мире, 14 февраля отмечают, наверное, самый романтический праздник — День святого Валентина, или День всех влюбленных. Впрочем, таковым этот праздник считают далеко не все. Но обо всем по порядку.

Ходкий товар

До падения так называемого железного занавеса о Дне святого Валентина в нашей стране практически никто не слышал. Кроме, пожалуй, упоминания в популярной американской комедии «В джазе только девушки», сюжет которой разворачивается после группового убийства в день этого праздника (в основу эпизода авторы фильма положили реальное событие – мафиозную разборку, вошедшую в историю как «бойня в День святого Валентина»).


С тех пор прошло несколько десятилетий. Теперь во всём мире, в том числе и в России, в этот день совершается уже не групповое, а массовое убийство. Только убивают при этом души, и в большинстве – неокрепшие. За несколько дней до «праздника любви» начинается навязчивая рекламная вакханалия. Самым ходовым товаром являются разного вида и калибра «валентинки» – яркие открытки в виде сердечка.

По этой теме: Скажи какие праздники ты празднуешь, и я скажу – кто ты. Священник Андрей Канев

Дебаты о жизни и влюблённости, а также: «в поисках Рая» — на Алчевской молодёжке

На «валентинках» можно написать небольшое письмецо адресату, на которого имеешь определённые виды, хотя в большинстве случае готовые поздравительные тексты уже напечатаны. Но если в своих текстах авторы на разный манер склоняют фразу «я тебя люблю», то в штампованных проходит мысль, отражающая истинную суть этого праздника: «Я тебя хочу». В СМИ широко рекламируются атрибуты «любви», при помощи которых можно незабываемо провести не только День всех влюблённых, но и аналогичную ночь. Недаром в мусульманских странах праздник 14 февраля называют днём стыда и похоти.

Готовятся к этому празднику и в российских общеобразовательных школах: разрабатываются сценарии проведения Дня влюблённых, вывешиваются стенгазеты с соответствующими стихами. В день праздника на переменах мальчики бегают за девочками, чтобы вручить «валентинку» с признанием в любви.

По мнению ряда экспертов в области педагогики, День святого Валентина является праздником аморальным. В аналитическом документе сотрудников Москов­ского педагогического госуниверситета и Департамента образования столицы говорится: «Праздник, направленный на превращение интимных чувств во всеобщее и публичное действо, извращает само понятие любви. Специалисты расценивают День святого Валентина как часть мероприятий по разрушению страны, которое невозможно без разрушения национальных традиций и одновременного навязывания суррогатных заменителей.

Благодаря новоявленному празднику сокровенное чувство превратилось в публичное действо. На фоне тиражируемых приглашений ко всеобщей любви невольно вспоминаются слова Сергея Довлатова: «Любить публично – скотство!» Эта ёмкая фраза точно отразила суть февральского дня, поскольку его истоки как раз и связаны со скотством.

Языческие истоки праздника

В древние времена в Риме праздновались так называемые Луперкалии (от lupus – волк). Считается, что праздник этот был учреждён основателями Рима в честь волчицы, вскормившей их молоком. Возможно, этот культ восходит и к почитанию языческого бога Фавна – покровителя стад. Одним из прозвищ Фавна было Луперк, что буквально означало «охраняющий от волков».

Луперкалии проходили в середине февраля, потому что в это время начиналось спаривание скота, и Фавна молили о том, чтобы он благословил размножение животных и сохранил стада от волков.

Праздник торжественно отмечали на Палатинском холме. В святилище на склоне холма совершалось жертво­приношение: жрецы подводили к алтарю козу и собаку – козу как животное, самое приятное на вкус для волка, собаку – как наиболее ненавидимое. Закланных животных свежевали и из их шкур нарезали узкие ремни, называемые «фебруа» (февраль – фебруарий). Юноши (они назывались луперками) начинали ритуальный бег вокруг Палатин­ского холма, во время которого стегали этими ремнями всех попадавшихся на пути. Женщины и девушки с удовольствием подставляли луперкам спину, плечи и грудь: считалось, что это приносит удачу в любви, гарантирует счастливый брак и обильное потомство. Со временем в день, посвящённый спариванию животных, просьбы о любви стали первостепен­ными.

Но какое отношение к языческому празднованию имеет христианский святой по имени Валентин? Оказалось, виною тому стала легенда о монахе Валентине.

Странствующий монах

Накануне 14 февраля редкое издание не печатает историю о странствующем монахе, который под угрозой смерти тайно венчал влюблённых. Вот её краткое содержание.

В III веке император Клавдий собирался покорить мир, но римская армия испытывала недостаток в солдатах, готовых к длительным походам. Решив, что всему виною семейные узы, император под страхом смерти запретил жениться. Как результат, войско стало пополняться. Лишь одного не учёл он – любви под силу преодолеть любые преграды. Помогать любящим сердцам стал странствующий монах по имени Валентин. Пренебрегая запретом императора, он стал тайно венчать влюблённых.

Прослышав о мятежном монахе, Клавдий отдал приказ предать его казни. Валентина нашли и бросили в тюрьму. Но и там добрый монах продолжал помогать людям. Обладая врачебными знаниями, он стал лечить заключённых; даже сам начальник тюрьмы привёл ему на излечение свою дочь. Девушка была красива, но слепа. Валентин исцелил несчастную и при этом влюбился в неё. Перед казнью он написал девушке письмо с признанием на листочке бумаге и вырезанном в виде серд­ца, и подписался: «Твой Валентин».

Вот такая, по-своему красивая, легенда, в которой нет даже малой доли правды. Во-первых, в III веке никакого обряда венчания не существовало. Мужчина и женщина, вступая в брак, заключали обычный юридический контракт, право регистрации которого принадлежало государству. Во-вторых, при императоре Клавдии христианство считалось антигосударственной сектой и жестоко преследовалось, а христиан в римской армии было не так-то уж и много. И в-третьих: даже после окончания гонений и становления христианства государственной религией Церковь подчинялась светским законам. Обычно христианская пара после регистрации гражданского брака принимала участие в Божественной литургии. Это и было подтверждением принадлежности новой семьи к христианству, но не имело никакого отношения к специальному обряду. Лишь в IV веке начинают появляться зачатки церковного обряда: чтение священником благословляющих молитв накануне заключения брака или на брачном пиру. Окончательно же венчание выделилось в самостоятельное таинство лишь в IX-Х веках.

Некоторые публикации с претензией на исторические исследования заканчивают легенду следующими словами: «В 496 году указом папы Геласия Луперкалии были преобразованы в День всех влюблённых, а монаха Валентина, отдавшего за любовь свою жизнь, причислили к лику святых». То, что папа Геласий в конце V века положил конец празднованию Луперкалий в Риме, – это факт, но канонизация – очередная сомнительная легенда. Представить, что отречение монаха от своих обетов послужило основой для канонизации, – кощунство. Но как быть с тем фактом, что в месяцеслове католической Церкви 14 февраля упоминается имя святого мученика Валентина?

Действительно, в этот день католическая Церковь отмечает память даже не одного, а двух священномучеников – пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского. Оба жили в III веке в Италии и оба приняли мученическую смерть через отсечение головы. Так какой же из них является прообразом покровителя влюблённых? Одни источники отдают предпочтение пресвитеру, другие – епископу. Для верующего человека самый достоверный источник информации о святом – его житие. О чём же повествуют жития мучеников, которые жили во времена, когда Церковь была едина и не было разделения на православных и католиков?

Святой Валентин Римлянин, пресвитер

В житии пресвитера Валентина Римлянина, который прославлен также и Православной Церковью (память 19 июля по новому стилю) рассказывается о том, как в царствование императора Клавдия II (268 – 270 гг.) в Рим из Персии пришли паломники. Христианин Марин с женой Марфой и сыновьями прибыл в столицу империи, чтобы поклониться гробам святых апостолов Петра и Павла. Паломники были знатного происхождения. У себя на родине они продали своё имущество и полученные немалые средства стали тратить, помогая христианам, заключённым в темницы, и погребая казнённых. А казни христиан совершались чуть ли не ежедневно, так как по приказу императора на них обрушилась волна жестоких гонений.

В это время за исповедание Христа был задержан «почтенный муж, по сану пресвитер, именем Валентин». После некоторого богослов­ского спора император Клавдий передал священника градоначальнику, а тот, не надеясь на свои знания, поручил пресвитера сановнику Астерию – человеку, известному своим умом, пообещав ему:

«Если ты сможешь склонить этого человека к единомыслию с нами, то я сообщу об уме твоём императору и ты будешь другом его».

После сего Астерий привёл пресвитера Валентина к себе в дом. Тот же, входя в дом Астерия, преклонил колена и молился так:

– Боже всех видимых и невидимых тварей, Создатель рода человеческого, для спасения нас... пославший Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Который и призвал нас к Себе, сказав: “придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас”. Ты обрати к Себе дом сей и дай после тьмы свет, пусть он познает Тебя – Бога и Христа в единстве с Духом Святым во веки. Аминь.

Услышав это, Астерий удивился:

– Отчего ты называешь вашего Христа светом?

– Действительно, – ответил святой Валентин, – Господь наш Иисус Христос есть истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

– Если Он просвещает всякого человека, – сказал на это Астерий, – то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. Я имею дочь, ослепшую ранее двухлетнего возраста, и если ты именем Христа твоего возвратишь ей зрение, то я сделаю всё, что ты повелишь.

Когда святой Валентин после долгой молитвы положил руку свою на глаза слепой и сказал: “Господи, Иисусе Христе! Просвети рабу Твою, так как Ты – Свет истинный”, – отроковица прозрела. Став свидетелем этого, Астерий крестился со всем до­мом своим, в котором было 46 человек мужчин и женщин, а так как под властью Астерия было много узников, то он всех их выпустил из темницы на свободу...» (Димитрий Ростовский, «Жития святых», июль).

Весть о крещении знатного сановника разнеслась по Риму. Дошла она и до персидских паломников. Марин со своей семьёй пришёл в дом вельможи. Узнал о таком невероятном событии и император Клавдий. Хозяин дома с семьёй, домочадцами и гостями были арестованы и казнены. Пресвитер же Валентин был настолько ненавистен Клавдию, что император приказал без пощады избить его палками, а затем отсечь мечом голову.

Из приведённого жития святого пресвитера Валентина Римлянина следует, что, хотя на его пути и встречается девушка, которую он исцеляет от слепоты, никакого намёка на романтическую историю о любви здесь нет.

Епископ Тернийский Валентин

А что говорится в житии другого святого Валентина, память которого также отмечается 14 февраля?

В католическом мартирологе (житиях святых) об этом святом повествуется довольно скупо. Известно лишь, что он излечил сына важного сановника от тяжёлой болезни, а затем был обезглавлен за распространение христиан­ской веры в городе Терни (современное название древней Интерамны). Некоторые источники утверждают, что сына сановника скручивало от сильных приступов эпилепсии. Это дало основание считать святого Валентина помощником в излечении прочих душевных заболеваний. Только вот места для истории с тайным венчанием в этом житии также нет.

Но, может быть, эта история есть в житии св. Валентина, епископа Интерамского, память которого православная Церковь отмечает 12 августа? Есть основания предполагать, что Валентин Тернийский и Валентин Интерамский – одно и то же лицо. Совпадают не только названия городов, но и житие, и время их мученической кончины.

Из жития священномученика Валентина Интерамского следует, что он был искусным врачом и вылечил сына учёного язычника. Болезнь скрутила беднягу так, что голова опустилась до уровня колен и он никак не мог выпрямиться. Причём излечился он не столько врачебным искусством, сколько пламенной молитвой епископа Валентина. После этого случая уверовали во Христа и сын, и отец, и множество учеников язычника. Прослышав о массовом крещении, градоначальник заключил епископа в тюрьму, где он продолжал проповедовать о Христе, за что и принял мученическую смерть через отсечение головы.

И в этом житии нет даже намёка на случай с красавицей, которой влюблённый монах перед казнью мог бы написать любовное послание – «валентинку». Этих событий в житиях ни одного из Валентинов не оказалось.

Тем не менее жители современного города Терни с воодушевлением рассказывают туристам не только историю о том, как святой епископ, мощи которого хранятся в этом городе, венчал влюблённых, но и назовут имена той самой влюблённой пары, из-за венчания которой он принял мученическую кончину, – Сабино и Серапия. Легенда эта прочно закрепилась в туристических проспектах, а 14 февраля в Терни отмечают с карнавальным размахом.

Римская Церковь не­од­нократно выступала против коммерциализации памяти святого мученика и напоминала, что 14 февраля в католическом месяцеслове – прежде всего память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые считаются покровителями христианской Европы. Празднование же памяти святых пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского, больше относится к местно­чтимым праздникам.

Pages: 1 2

Комментариев к записи: 1 “Любить напоказ?”


  1. fryevhen сказал:

    Ось тобі, бабусю, і Валентинів день!

Купить композитные трубы www.ntt.su/pipes/.