Слово въ день храмоваго праздника св. мученицы царицы Александры , архіеп. Димитрій Муретовъ

Май 5th 2012 -

Блюдите, да не презрите единаго отъ малыхъ сихъ: глаголю бо вамъ, яко ангели ихъ на небесѣхъ выну видятъ лице Отца Моего небеснаго (Матѳ. 18, 10).

Такъ заповѣдалъ Господь Іисусъ Христосъ ученикамъ Своимъ. Видите, дѣти, съ какою нѣжною, Отеческою заботливостію печется о васъ Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ! Онъ поручилъ васъ защитѣ и охраненію не однихъ земныхъ родителей и воспитателей вашихъ, но и св. ангеловъ Своихъ, выну видящихъ лице Отца небеснаго.

Это потому, что души ваши, омытыя и освященныя Его святѣйшею кровію, предъ очами Отца небеснаго драгоцѣннѣе всего міра; а причащаясь божественнаго и животворящаго тѣла и крови Его, вы становитесь членами тѣла Его и такъ же дороги Ему, какъ дорогъ намъ каждый членъ нашего тѣла. Дивно ли же, что такую драгоцѣнность Господь ввѣряетъ охраненію не однихъ земныхъ, а и небесныхъ приставниковъ и попечителей? Слава и благодареніе безприкладной любви Божіей, которая не оставила насъ сирыми, одинокими и безпомощными въ этомъ мірѣ! Напротивъ, при самомъ вступленіи нашемъ въ благодатное царство Христово, при самомъ возрожденіи нашемъ въ новую жизнь во Христѣ, посредствомъ св. крещенія Господь вручаетъ каждаго изъ насъ храненію и руководству одного изъ св. ангеловъ Своихъ, изъ тѣхъ чистыхъ, святыхъ и блаженныхъ духовъ, которые выну видятъ лице Отца небеснаго. Съ того времени Ангелъ Хранитель нашъ всегда пребываетъ съ нами неотступно до самаго конца нашей жизни, или, лучше сказать, до того для насъ страшнаго часа, когда, по разлученіи души нашей съ тѣломъ, судъ Божій опредѣлитъ нашу участь — или въ радости, или въ скорби и мукахъ ожидать будущаго славнаго пришествія Христова и будущаго воскресенія нашего въ нетлѣнномъ и безсмертномъ тѣлѣ. Во все время нашей жизни Ангелъ Хранитель нашъ, по повелѣнію Божію, охраняетъ жизнь нашу отъ всего враждебнаго и вредоноснаго ей и преимущественно охраняетъ душу нашу отъ дѣйствія на нее враждебныхъ силъ духа лукаваго. Онъ озаряетъ, просвѣщаетъ и вразумляетъ нашъ разумъ къ познанію всего, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродѣтель и аще кая похвала (Флп. 4, 8). Онъ согрѣваетъ сердце наше любовію къ Богу и Его св. закону, любовію и милосердіемъ къ нашимь ближнимъ, направляетъ волю нашу ко всему доброму и святому, ко всему честному и полезному душѣ нашей, возбуждаетъ совѣсть нашу, когда она, усыпляемая или собственными нашими похотѣніями и страстями, или внушеніями духа злобы, засыпаетъ и нестрого охраняетъ сердце наше отъ поползновенія ко грѣху. Онъ услаждаетъ душу нашу внутреннимъ миромъ и радостію о Дусѣ Святѣ, сладостною надеждою будущаго блаженства въ славномъ царствѣ Христовомъ, когда мы дѣлаемъ что-либо доброе, или же устрашаетъ ее страхомъ суда и вѣчныхъ мученій, когда склоняемся къ какому-либо злому и беззаконному дѣлу. Онъ молится съ нами и о насъ Отцу небесному, да продлитъ Онъ милости Свои къ намъ, да ниспошлетъ намъ божественную благодать Свою, да будетъ намъ во Отца, чтобъ и мы были Ему въ сыны и дщери. Онъ вспомоществуетъ намъ во всякомъ благомъ и богоугодномъ дѣлѣ и отвращаетъ насъ отъ всякаго дѣла лукаваго. Словомъ, онъ есть не только хранитель души и тѣла, но и вѣрный наставникъ, мудрый руководитель, скорый помощникъ, добрый молитвенникъ и ходатай нашъ предъ Богомъ и присный собесѣдникъ души нашей. Сему-то богопоставленному небесному хранителю и наставнику предайте, возлюбленныя дѣти, всю жизнь свою, ему открывайте всю душу и сердце свое, у него просите вразумленія и наставленія въ минуту недоумѣній и сомнѣній, къ его помощи прибѣгайте прежде всего во всѣхъ трудахъ своихъ и занятіяхъ, его руководству и наставленіямъ послѣдуйте во всемъ, что ни думаете, что ни предпринимаете, что ни дѣлаете.

Но какъ, скажете, одѣлать это, когда мы не видимъ своего Ангела Хранителя? Не видимъ очами тѣлесными, но можемъ видѣть его очами вѣры и любви. Вы не видите теперь и родителей вашихъ; но можете-ль сомнѣваться въ томъ, что они есть, что они любятъ васъ, думаютъ о васъ, заботятся о васъ? А если бы они были духами безплотными, подобно св. ангеламъ, безъ сомнѣнія, они были бы теперь съ вами, хотя и невидимо для васъ, раздѣляли бы ваши радости, помогали бы вамъ въ трудахъ вашихъ, утѣшали бы васъ въ печаляхъ вашихъ. Нынѣ мы ходимъ вѣрою, а не видѣніемъ, какъ говоритъ св. Апостолъ; потому что видѣніе было бы для насъ не полезно, но даже вредно. Можетъ быть, видя непрестанно тѣлесными очами своего Ангела Хранителя, мы не рѣшились бы иногда сдѣлать что-либо худое, или же сдѣлали бы что-нибудь доброе. Но вмѣнилось бы это намъ въ заслугу? Послужило-ль бы это намъ на пользу? Сдѣлало-ль бы насъ внутренно лучшими? Оправда-ло ли бы насъ предъ Богомъ? Нѣтъ. Неключимый тотъ рабъ, который работаетъ только предъ глазами господина своего, а, не видя его, бросаетъ свое дѣло. Тотъ только вѣрный и добрый слуга, который трудится совѣсти ради, а не предъ очима точію работая. Въ присутствіи отца и матери и развратный сынъ постыдится сдѣлать что-либо худое; но будетъ ли похвала ему за это невольное воздержаніе? Нѣтъ. Тотъ только добрый сынъ, который по сыновней любви къ родителямъ исполняетъ ихъ волю, видятъ ли они его, или нѣтъ. Такъ и истинный сынъ Отца небеснаго и вѣрный послѣдователь Христовъ исполняетъ волю Отца небеснаго по сыновней любви къ Нему, по искреннему желанію благоугождать Ему во всемъ, а не потому, что видитъ предъ собою небеснаго приставника. Когда мы взираемъ на своего Ангела Хранителя не очами тѣлесными, а очами вѣры; когда, и не видя его, мы всегда помнимъ о немъ, любимъ его и повинуемся ему: тогда самая вѣра и любовь наша вмѣняются намъ въ заслугу, тогда повиновеніе своему Ангелу и боязнь оскорбить его будутъ свидѣтельствомъ нашей искренней, сердечной любви къ нему, истинно добраго и святаго настроенія всѣхъ силъ души нашей. Напротивъ, при видѣніи тѣлесными очами, всѣ добрыя дѣла наши, какъ вынужденныя, а не по доброй волѣ нами содѣланныя, не имѣли бы никакой цѣны. А что было бы, если-бъ мы, привыкнувъ видѣть непрестанно своего Ангела Хранителя, уже не страшились бы его присутствія и не стыдились предъ очами его преступать св. заповѣди Господа и Творца своего? Тогда каждый грѣхъ нашъ, какъ наглое оскорбленіе Ангела Божія, какъ явное противленіе благодати Божіей, былъ бы равенъ хулѣ на Духа Святаго, которая, по слову Самого Господа, не простится ни въ сей вѣкъ ни въ будущій.

А какъ, спросите, слышать и понимать наставленія невидимаго и неслышимаго наставника? Есть, возлюбленныя, у души нашей свой внутренній слухъ, — это совѣсть, которую даже древніе язычники называли гласомъ Божіимъ въ человѣкѣ и въ которой ясно слышится голосъ Ангела Хранителя. Замѣчали-ль вы надъ собою, какъ не только чье-либо порочное и безчестное дѣло, но и всякое нескромное и дурное слово возбуждало въ васъ негодованіе и отвращеніе, приводило васъ въ стыдъ и смущеніе? Кто же внушалъ вамъ этотъ стыдъ, какъ не Ангелъ Хранитель вашъ? Помните-ль и то, какъ первое, возбудившееся въ сердцѣ вашемъ, желаніе чего-либо противнаго закону Божію встрѣчало сильное сопротивленіе въ вашей совѣсти; что-то невидимое останавливало и удерживало васъ всякій разъ, когда вы покушались исполнить свое преступное желаніе; какой-то таинственный голосъ говорилъ вамъ: не дѣлай этого, это грѣхъ? Чей же это голосъ, какъ не Ангела Хранителя? Бываетъ и то, что среди разсѣянности нашей и веселія, въ минуты самозабвенія и упоенія забавами чувственными, когда переходятъ онѣ за предѣлы скромности и цѣломудрія христіанскаго, внезапно какая-то грусть и тоска сжимаетъ сердце, овладѣваетъ душею, дѣлаетъ самое веселіе наше горькимъ и самыя удовольствія скучными и противными. Не явно ли, что тогда сѣтуетъ и скорбитъ о насъ Ангелъ Хранитель нашъ, и его горькое сѣтованіе отзывается горечью въ нашемъ сердцѣ? Съ другой стороны, кто не чувствовалъ, что послѣ каждой побѣды надъ своими дурными склонностями и прихотями, послѣ каждаго подвига благочестія и любви христіанской, послѣ каждаго добраго дѣла, стоившаго намъ усилій и труда надъ собою, водворяется благодатный миръ и радость въ душѣ нашей, — что-то невидимое, но тѣмъ не менѣе ощутительное для насъ, восторгаетъ, умиляетъ, неизреченно веселитъ наше сердце? Не очевидна ли здѣсь небесная радость о насъ нашего Ангела Хранителя, которую онъ хочетъ перелить, такъ сказать, въ нашу душу? Или, когда среди молитвы появляется въ сердцѣ нашемъ особенная теплота и умиленіе, когда душа восторгается и невольно текутъ слезы радости, умиленія, благодаренія: не очевидно ли, что тогда Ангелъ Хранитель молится съ нами, радуется и благодаритъ о насъ Господа? Или же, когда въ трудные для насъ часы недоумѣнія и мучительныхъ сомнѣній внезапно свѣтлая мысль озаряетъ душу, какъ молнія, останавливаетъ на себѣ наше вниманіе, просвѣтляетъ нашъ разумъ, умиротворяетъ внутреннюю бурю смущенія: что это, какъ не голосъ Ангела Хранителя, добрый совѣтъ небеснаго наставника нашего? Бываетъ, что и послѣ долгой грѣховной жизни человѣка, предавшагося въ неискусенъ умъ творити неподобная, когда совѣсть его казалась уже усыпленною навсегда и не тревожила утопавшаго во грѣхахъ сердца, вдругъ что-то страшное поражаетъ ее съ такою силою, что она неотступно начинаетъ мучить и терзать душу грѣшника: не явно ли, что Ангелъ Хранитель его, долго сѣтовавшій о его погибели, долго вопіявшій безплодно душѣ его, улучилъ, наконецъ, благую минуту, чтобы пробудить его спящую совѣсть и потрясти его сердце? Словомъ, кто захочетъ быть внимательнымъ къ самому себѣ, тотъ во всѣхъ движеніяхъ души своей, свѣтлыхъ или мрачныхъ, во всѣхъ ощущеніяхъ сердца своего, добрыхъ или лукавыхъ, во всѣхъ состояніяхъ совѣсти своей, оживающей или замирающей, ощутитъ или добрыя внушенія Ангела Хранителя, или злые совѣты духа лукаваго. Вотъ, какимъ образомъ Ангелъ Хранитель нашъ постоянно бесѣдуетъ съ нами, учитъ насъ, вразумляетъ насъ! Прислушивайтесь, возлюбленніи, внимательнѣе къ вѣщаніямъ своей совѣсти, и во всякое время вы услышите и наставленіе, и вразумленіе, и утѣшеніе своего Ангела Хранителя. Нѣтъ дурнаго не только дѣла и слова, а и помысла и желанія, котораго не осудила бы наша совѣсть, если мы искренно желаемъ слѣдовать ея внушеніямъ; и нѣтъ добраго дѣла, котораго одно желаніе не производило бы пріятнаго ощущенія въ нашемъ сердцѣ. Нѣтъ такой скорби, перенесеніе которой въ духѣ вѣры и преданности волѣ Божіей не сопровождалось бы отраднымъ чувствомъ приближенія къ Богу, живительною надеждою на Его благость и милосердіе; и нѣтъ такого удовольствія изъ числа удовольствій плотскихъ и грѣховныхъ, которое не оставляло бы по себѣ тяжелой скуки, недовольства и раскаянія въ нашей совѣсти и сердцѣ. Послѣдуйте этимъ тайнымъ внушеніямъ своего небеснаго наставника, — и вы научитесь различать вѣрно доброе отъ лукаваго, творить добро и убѣгать обольщенія грѣховнаго. Но страшнѣе всего, други мои, не слушаться своей совѣсти, дѣйствовать вопреки ея внушеніямъ, стараться заглушать ея голосъ лживыми умствованіями и лукавыми изворотами разума. Чѣмъ чище совѣсть, этотъ внутренній слухъ души нашей, тѣмъ яснѣе слышится въ ней голосъ Ангела Хранителя; но чѣмъ болѣе загрубѣваетъ и заглушается совѣсть, тѣмъ далѣе отступаетъ отъ насъ Ангелъ свѣта и благодати, тѣмъ менѣе слышится въ душѣ нашей его голосъ, тѣмъ смѣлѣе приступаетъ къ ней и удобнѣе овладѣваетъ ею аггелъ тьмы и злобы. Долго ли дойти такимъ образомъ до ужаснаго состоянія тѣхъ людей, которыхъ Апостолъ называетъ сожженными совѣстію и которыхъ погибель не дремлетъ? Будьте же осторожны и внимательны къ самимъ себѣ, покорны и послушны своему небесному пѣстуну и наставнику, чтобы онъ не скорбѣлъ и не сѣтовалъ о васъ, какъ о дѣтяхъ злыхъ и своенравныхъ; чтобы не оставлялъ васъ и не удалялся отъ васъ, какъ отъ упрямыхъ и неисправимыхъ; чтобы Самъ Господь, вручившій васъ его храненію и руководству, не прогнѣвался на васъ и не оставилъ васъ навсегда. Старайтесь поддерживать, укрѣплять и оживлять союзъ свой съ Ангеломъ Хранителемъ сердечною любовію къ нему и молитвеннымъ собесѣдованіемъ съ нимъ. Не только вечеръ и утро, но и во всякое время, при всякомъ предпріятіи и дѣлѣ, во всякомъ недоумѣніи и смущеніи духа, при всякомъ искушеніи отъ лукаваго обращайтесь къ нему, какъ лучшему наставнику и руководителю, призывайте его, какъ сильнаго помощника, ходатая и заступника предъ Богомъ, исповѣдуйте предъ нимъ внутреннія движенія своего сердца и просите его вразумленія и наставленія, совѣта и утѣшенія, сближайтесь съ нимъ живою, крѣпкою любовію къ Господу и Владыкѣ ангеловъ и человѣковъ, подражаніемъ его чистотѣ и святынѣ, его благости, милосердію и кротости, его глубокому и трепетному благоговѣнію предъ Богомъ. Тогда, гдѣ бы вы ни были и что бы ни случилось съ вами, никто и ничто въ мірѣ не причинитъ вамъ зла. Господь ангеламъ Своимъ заповѣсть сохранить васъ во всѣхъ путехъ вашихъ.

Настанетъ, наконецъ, день, когда прейдетъ время вѣры и настанетъ время видѣнія. Тогда каждый изъ насъ увидитъ и лицемъ къ лицу своего Ангела Хранителя. Этотъ день есть день нашей смерти, когда душа наша, разлучившись съ тѣломъ, явится въ другомъ — духовномъ мірѣ и прежде всего встрѣтится съ своимъ Ангеломъ Хранителемъ. О, какъ радостно будетъ это свиданіе для тѣхъ, которые всегда видѣли его предъ собою очами вѣры, сердечно любили его и искренно повиновались ему, которые всегда радовали его своими добрыми дѣлами и своею благоговѣйною жизнію въ страхѣ Божіемъ! Но какъ горько и болѣзненно будетъ это свиданіе для тѣхъ, которые всегда забывали о своемъ Ангелѣ Хранителѣ и не только не повиновались ему, но своими грѣхами и порочною жизнію заставляли его горько плакать и сѣтовать о нихъ! Аминь.

Примѣчаніе:
1. Произнесено въ церкви Одесскаго института благородныхъ дѣвицъ.

Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 538-545.
Источникъ: «Русскiй Порталъ

Комментарии закрыты.