google-site-verification: google21d08411ff346180.html Слово въ день святаго великомученика и побѣдоносца Георгія | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Слово въ день святаго великомученика и побѣдоносца Георгія

Ноябрь 16th 2012 -

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)

Сія есть побѣда побѣдившая міръ, вѣра наша (1 Іоан. 5, 4).

Подвизающіеся по вѣрѣ въ словѣ Божіемъ многократно уподобляются воинамъ, равно какъ и самъ Начальникъ вѣры и Совершитель Богочеловѣкъ Іисусъ Христосъ — Вождю, ведущему своихъ воиновъ на сраженіе, и по одержаніи побѣды вѣнчающему ихъ.

Кто хочетъ представить въ умѣ своемъ сіе достойное вниманія нашего зрѣлище, тотъ пусть прочитаетъ 19-ю главу Откровенія Іоанна Богослова. Видѣхъ, говоритъ онъ тамъ, небо отверзсто, и се конь бѣлъ, и Сѣдяй на немъ, вѣренъ и истиненъ, и правосудный и воинственный; очи же Ему еста, яко пламень огненъ, и на главѣ Его вѣнцы мнози, и облеченъ въ ризу червлену кровію, и нарицается имя Его, Слово Божіе; и воинства небесная идяху въ слѣдъ Его на конехъ бѣлыхъ, облечени въ вѵссонъ бѣлъ и чистъ, и изъ устъ Его изыде оружіе остро, да тѣмъ избіетъ языки (Апок.19, 11-15). Это сказано о предводительствѣ Христовѣ; а о вѣнчаніи побѣдителей говорится во 2-й и 3-й главахъ того же Откровенія.

И поелику въ воинствѣ Христовомъ, также какъ и мірскомъ, имѣются различные отряды и полки: ибо, по словамъ Апостола, сей Военачальникъ, вознесшійся на небо, далъ есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовѣстники, овы же пастыри и учители, къ совершенію святыхъ въ дѣло служенія, въ созиданіе тѣла Христова (Ефес. 4, 11-12): то мы имѣемъ право сіи различные отряды и полки означать различными знаменами, придавъ каждому цвѣту оныхъ значеніе особенныхъ подвиговъ и бореній противъ духовныхъ враговъ.

Такимъ образомъ, пусть знамя пророческое будетъ лазуревое, заимствующее цвѣтъ свой отъ небесъ, красующихся лазурью: поелику Пророки, устремивъ умъ и сердце свое въ небеса, оттуда почерпали свои глубокія и отдаленныя предсказанія; апостольское — пусть будетъ бѣлаго цвѣта: ибо Апостолы благовѣстили миръ вселенной; мученическое — иное и быть не можетъ, какъ червленое, обагренное кровію ихъ, проліянною за свидѣтельство Христово; смарагдово прилично дѣвственникамъ: ибо смарагдъ, по свидѣтельству испытателей природы, любитъ чистоту, а отъ прикосновенія нечистоты плотской трескается; пламенновидное — свойственно ревностнымъ по вѣрѣ благочестивымъ пастырямъ и учителямъ; испещренное цвѣтами — принадлежитъ всѣмъ преподобнымъ и праведнымъ, которые въ разныхъ чинахъ и званіяхъ просіяли разными подвигами и добродѣтелями; а черное въ срединѣ и съ золотыми каймами — дадимъ грѣшникамъ истинно покаявшимся, черноту прежняго грѣховнаго своего житія украсившимъ златоблестящимъ покаяніемъ.

Всѣ сіи полки и отряды, подъ разными знаменами воинствующіе, единодушно подвизаются противъ враговъ Христовыхъ, противъ міра, плоти и діавола, и не только подвизаются, но и побѣждаютъ ихъ; чѣмъ же? — Вѣрою, и вѣрою непреодолимою. Сія есть побѣда, побѣдившая міръ, вѣра наша (1 Іоан. 5, 4), говоритъ Апостолъ. Но какимъ образомъ побѣждаютъ они, и какъ утверждаютъ истину евангельскую, сокрушая оружіе враговъ своихъ и сожигая щиты ихъ, — объ этомъ я намѣренъ предложить настоящее слово, въ память празднуемаго нынѣ побѣдоносца и великомученика Георгія.

И, вопервыхъ, приближимся къ лазуревому знамени, подъ коимъ Пророки небесными откровеніями поражаютъ враговъ. Откровенія будущихъ событій, отдаленныхъ цѣлыми столѣтіями и тысящелѣтіями, независящихъ отъ естественнаго порядка, а нерѣдко даже противныхъ оному, предсказанныя со всѣми подробностями, съ означеніемъ времени и мѣста, и другихъ обстоятельствъ, каковы, напримѣръ, всемірный потопъ, разрушеніе цвѣтущихъ монархій, плѣненіе одного народа другимъ, неожиданное освобожденіе изъ плѣна, перемѣна всемірнаго богослуженія, — кто можетъ признать дѣйствіями человѣческой предусмотрительности, а не всевѣдѣнія Божія? Слѣдовательно Пророки, предвозвѣстившіе намъ сіи событія, какъ-то: Ной, угрожавшій беззаконнымъ современникамъ своимъ потопомъ, послѣдовавшимъ спустя 120 лѣтъ; Іаковъ, опредѣлившій пришествіе въ міръ Мессіи продолженіемъ скипетра Іудина — за 2300 лѣтъ; Даніилъ, въ пророчествѣ о седминахъ ясно описавшій не только пришествіе Мессіи, но и страданіе и смерть Его, и въ слѣдъ за тѣмъ перемѣну ветхаго завѣта на новый; Михей, указавшій мѣсто рожденія Его; Исаія, за 700 лѣтъ наименовавшій Матерь Его Дѣвою, предсказавшій плѣненіе израильтянъ и освобожденіе ихъ, и возвѣстившій самое имя освободителя, всѣ сіи Пророки и многіе другіе подобные имъ, предсказавшіе за столько столѣтій и тысящелѣтій будущія событія, одному Богу извѣстныя, дерзновенно вызываютъ и нынѣ враговъ вѣры Христовой тѣми же словами, какими вызывали они нѣкогда идоловъ языческихъ: возвѣстите намъ грядущая напослѣдокъ, и увѣми, яко бози есте (Ис. 41, 23). Возвѣстите и нынѣ, противники Божіи и Христовы, будущее, или покажите древнія пророчества единомышленниковъ вашихъ и событіе оныхъ, и мы охотно признаемъ, что вы боги, и мудрованія ваши отъ Бога. Но ваши мудрованія тѣмъ единственно занимаются, чтобы знать, что завтра ѣсть и пить и т. п., и потому достойно можете назваться пророками того бога, которому, по словамъ Апостола, покланяются чревоугодники. Имже богъ чрево, говоритъ онъ о таковыхъ, и слава въ студѣ ихъ (Флп. 3, 19).

Отъ пророческаго знамени перейдемъ къ бѣлому апостольскому, возвѣстившему миръ землѣ и благоволеніе человѣкамъ. Кто можетъ повѣрить, чтобы двѣнадцать человѣкъ съ немногими помощниками могли побѣдить цѣлый міръ? — чтобы невѣжды заградили уста витій и философовъ; чтобъ безоружные, не имѣвшіе даже жезла и влагалища для хлѣба, и мѣди при поясѣ (Матѳ. 10, 9-10), покорили царей вооруженныхъ, обладателей сокровищъ несмѣтныхъ; чтобъ проповѣдники креста Христова и скорбной жизни заставили беззаконныхъ язычниковъ — оставить любострастную жизнь свою, забыть своихъ Венеръ и Бахусовъ, и поклониться, какъ Богу — Христу, распятому какъ злодѣю? — Но все сіе невозможное и невѣроятное совершили Апостолы, — и чѣмъ бы вы думали? Если признаемъ мы чудеса, ими содѣланныя, какъ увѣряютъ въ семъ — книга апостольскихъ Дѣяній и исторія Церкви: то не трудно понять, чьею силою произведены были чудеса сіи. Кромѣ Бога, чудесъ творить никто не можетъ, по свидѣтельству Пророка: благословенъ Господь Богъ, творяй чудеса единъ (Псал. 71, 18), говоритъ онъ, и по подобному свидѣтельству апостола Петра о исцѣленіи хромаго: мужіе исраильтяне! вѣщаетъ онъ изумленнымъ израильтянамъ, что чудитеся о семъ, или на ны, что взираете, яко своею ли силою, или благочестіемъ сотворихомъ его ходити? Богъ Авраамовъ, и Исааковъ и Іаковль, Богъ отецъ нашихъ, прослави отрока своего Іисуса (Дѣян. 3, 12-13).

Если же кто не вѣритъ чудесамъ: то принужденъ будетъ согласиться съ блаженнымъ Августиномъ, что изъ всѣхъ чудесъ наибольшее есть то, что двѣнадцать человѣкъ неученыхъ, безоружныхъ, нищихъ, носящихъ на себѣ и возвѣщающихъ другимъ поносный крестъ, — побѣдили и покорили Распятому цѣлую вселенную. А если кто скажетъ, что сіи самые побѣдители міра умерщвлены были, и ни одинъ почти изъ нихъ не кончилъ жизни своей безъ мученія, безъ ареста, безъ меча и огня: то пусть знаетъ таковый, что они на то именно и были посланы. Се Азъ, говоритъ къ нимъ Началовождь ихъ, посылаю васъ, яко овцы посредѣ волковъ: предадятъ бо вы въ сонмища, и на соборищахъ біени будете (Матѳ. 10, 16; Марк. 13, 9). Но въ смерти сихъ посланниковъ открылось новое чудо для міра и печать истины евангельской. Ибо посмотрито, что съ сими убіенными послѣдовало? — Цари и владыки земные почитаготъ прахи ихъ и, свергнувъ съ себя вѣнецъ и порфиру, преклоняютъ предъ гробами ихъ колѣна свои. Какая величественная побѣда!

Отъ апостольскаго бѣлаго и миротворнаго знамени обратимся къ мученическому — багряновидному, обагренному кровію не народа невиннаго, каково было богомерзкое знамя Магометово, но собственною кровію исповѣдниковъ Христовыхъ. Кто опишетъ жестокость мученій сихъ воиновъ Христовыхъ? Какое краснорѣчіе можетъ изобразить мужество и терпѣніе ихъ при перенесеніи толикихъ мученій? Ибо не только мужескій, но и слабый женскій полъ, не только мужи, но юноши и и дѣвы, не только нищіе и худородные, но и знаменитые богатствомъ и породою, предавались на сіи мученія, и даже такъ, что когда мучатъ одного, тысячи другихъ вызываются на сіи мученія, громко именуя себя христіанами, и сіе имя предпочитая всему, что есть въ мірѣ высокаго и благороднаго. Нерѣдко блестящія благородствомъ и красотою дѣвы съ презрѣніемъ отвергали знаменитыхъ жениховъ, уневѣстивъ себя Жениху душъ нашихъ Христу. Встрѣчаемъ ли мы, или встрѣчали ли когда либо подобное мужество у язычниковъ? Страдали ли и умирали ли они за своихъ идоловъ? Да и въ нынѣшнемъ богопротивномъ сонмищѣ безбожниковъ и изувѣровъ найдется ли хотя одинъ, которыи бы за ученіе, имъ проповѣдуемое, произвольно отважился на смерть? — О! скорѣе съ клятвою отрекутся отъ всего, нежели согласятся потерять жизнь, столь для нихъ любезную.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.