google-site-verification: google21d08411ff346180.html Поученіе. Прѳпод. Памва | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Поученіе. Прѳпод. Памва

Июль 31st 2012 -

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Можно ли различными одна отъ другой добродѣтелями одинаково угодить Богу?

I. Въ дни преп. Памвы, память коего св. церковь нынѣ празднуетъ, жили въ Египтѣ два родныхъ брата: Паисій и Исаія, которые были дѣти богатыхъ родителей.

По смерти послѣднихъ Паисій и Исаія, раздѣливши между собою большое наслѣдство, сказали другъ другу: «какое намъ житіе избрать?» И на общемъ совѣтѣ порѣшили избрать житіе иноческое. И вотъ одинъ изъ нихъ роздалъ свое имѣніе нищимъ, монастырямъ и церквамъ, затѣмъ ушелъ въ пустыню и тамъ въ уединеніи проводилъ время въ постѣ и молитвѣ. Другой же выстроилъ монастырь, устроилъ при немъ страннопріимницу и больницу и всѣхъ приходящихъ странниковъ упокоивалъ, больнымъ служилъ, нищихъ кормилъ. Прошло нѣсколько лѣтъ и оба брата умерли. Послѣ ихъ смерти между иноками, знавшими братьевъ, относительно послѣднихъ произошелъ споръ о томъ, кто изъ братьевъ больше угодилъ Богу. Одни говорили, что пустынникъ, а другіе болѣе ублажали устроившаго монастырь и служившаго нищимъ, страннымъ и больнымъ.

Не придя къ соглашенію, иноки обратились къ преподобному Памвѣ и спросили его: котораго изъ братьевъ жизнь угоднѣе Богу и который изъ нихъ большее воздаяніе получилъ? Памва отвѣчалъ: «оба равное воздаяніе получили; ибо страннопріимецъ уподобился праведному Аврааму, а пустынникъ пророку Иліи, и оба одинаково угодили Богу». Но этотъ отвѣтъ не удовлетворилъ иноковъ и они продолжали спорить. Видя безполезное пререканіе между ними и желая прекратить его, преподобн. Памва наконецъ сказалъ спорившимъ: «погодите спорить, братіе, до тѣхъ поръ пока я получу извѣщеніе отъ Бога о томъ, который изъ братьевъ угоднѣе ему. Когда получу извѣщеніе, тогда скажу вамъ». Прошло послѣ сего нѣсколько дней, и иноки пришли къ Памвѣ, требуя отвѣта о братьяхъ. Памва сказалъ пришедшимъ: «свидѣтельствуюсь Богомъ въ томъ, что я видѣлъ обоихъ братьевъ. — Паисія и Исаію вмѣстѣ въ раю стоявшихъ». Иноки послѣ этого споръ прекратили и прославили Бога.

II. Надѣемся, что послѣ этого вы согласитесь съ нами братія, что и различными одна отъ другой добродѣтелями можно одинаково угодить Богу, если только эти добродѣтели совершаются изъ любви къ Богу, съ чистымъ и простымъ сердцемъ, съ единственною цѣлію, чтобы изъ нихъ вытекала слава Божія. Упомянутый примѣръ, какъ видѣли, самымъ дѣломъ подтверждаетъ эту истину. Одинъ братъ жилъ въ пустынѣ, угождая Богу молитвою и постомъ; другой же ближнимъ служилъ, и въ концѣ концовъ оба получили равную награду отъ Бога. Посему, когда служите Богу извѣстною преимущественно добродѣтелію, не о томъ думайте, что угождающій Богу иною добродѣтелію получить большую награду противъ васъ, — а о томъ, чтобы побужденія къ совершаемой вами добродѣтели были у васъ чисты и чтобы цѣлію ея была единственно слава Божія. И когда такъ будете думать и поступать, то и одна добродѣтель ваша будетъ имѣть цѣну въ очахъ Божіихъ и очень можетъ быть, что доставитъ вамъ награду, равную даже и съ тѣми, которые угождаютъ Богу и добродѣтелями многими. Такъ, св. Григорій Назіанзинъ говоритъ: «и одно добродѣтельное дѣло, исполненное со всевозможнымъ совершенствомъ и со всею горячностію, возвышало иногда человѣка до величайшей святости. Такъ милосердая и вѣрная Раавъ (Іис. Нав. 6, 16) достигла величайшаго благополучія за то, что однажды только оказала гостепріимство нѣкоторымъ израилътянамъ, но оказала съ величайшимъ тщаніемъ». (Руков. къ благоч. жизни Ч. 3, гл. 2-я стр. 23). Значитъ Богъ зритъ главнымъ образомъ на побужденія, съ которыми совершается та или иная добродѣтель, и на усердіе при совершеніи ея. И потому разными добродѣтелями можно одинаково угодить Богу и за различныя добродѣтели равную отъ Него награду получить.

III. Молитвами препод. Памвы да сподобитъ насъ Господь по неизреченному Своему къ намъ человѣколюбію служить Ему въ сей нашей жизни хотя одной какой-либо добродѣтелью, особенно же милосердіемъ христіанскимъ, дабы сподобиться жизни вѣчной (Сост. по Душ. чт. за 1892 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Метки:

Комментарии закрыты.