google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преп. Пименъ многоболѣзненный | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преп. Пименъ многоболѣзненный

Август 20th 2012 -

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Польза болѣзней для души.

I. Воспоминаемый въ нынѣшній день преподобный Пименъ многоболѣзненный жилъ во ХІ-мъ вѣкѣ. И родился онъ болѣзненнымъ, и росъ въ болѣзняхъ.

Родители очень сокрушались о своемъ больномъ единственномъ сынѣ, котораго они разсчитывали воспитать въ довольствѣ и надѣлить значительнымъ наслѣдствомъ по своей смерти. Но не такъ думалъ ихъ сынъ. Онъ, напротивъ, благодарилъ Господа, что Господь смирялъ и вразумлялъ его болѣзнями. Объ одномъ онъ просилъ родителей, чтобы они дозволили ему поступить инокомъ въ Кіево-Печерскую обитель, гдѣ славились тогда святостію жизни многіе изъ иноковъ, подъ руководствомъ великихъ первоначальниковъ иночества — Антонія и Ѳеодосія печерскихъ. Родители на это по своимъ видамъ не соглашались; они молили Господа только объ одномъ, чтобы ихъ сынъ былъ здоровъ. Привезли они своего больного сына и въ Кіево-Печерскую обитель къ преподобнымъ отцамъ печерскимъ, чтобъ они его исцѣлили своими молитвами; а сынъ втайнѣ молился, чтобы Господь, по Своей святой волѣ, продолжалъ вести его путемъ болѣзней и скорбей и удостоилъ бы иноческаго постриженія. И Господь услышалъ молитву вѣрнаго раба Своего: Пименъ удостоился таинственнаго постриженія на болѣзненномъ одрѣ, — и все-таки продолжалъ болѣть, хотя другихъ и исцѣлялъ отъ болѣзней, по благодати ему данной. Только за нѣсколько дней предъ своей кончиной, какъ предуказано ему было свыше, онъ всталъ съ болѣзненнаго одра, пошелъ, поклонился святынямъ монастырскимъ, простился съ каждымъ изъ братіи, причастился св. таинъ Христовыхъ и затѣмъ мирно почилъ о Господѣ. «Терпѣніе больныхъ не пропадаетъ даромъ, говорилъ преподобный одному исцѣленному имъ брату: здѣсь скорбь и туга; тамъ радость и веселіе. Потому-то я и терплю все. Богъ, Который исцѣлилъ тебя отъ болѣзни, можетъ и мнѣ даровать здоровье: но я не желалъ бы того. Претерпѣвый до конца, тотъ спасется. Пусть весь я сгнію въ этой жизни: только бы тамъ плоть моя осталась безъ истлѣнія; пусть здѣсь будетъ смрадный запахъ, только бы тамъ наслаждаться благоуханіемъ неизреченнымъ. Что значитъ эта смрадная и тѣсная храмина, какъ не судъ прежде суда того, — мученіе прежде муки безконечной?» Нетлѣнныя мощи преподобнаго Пимена многоболѣзненнаго и донынѣ почиваютъ зъ пещерахъ кіевскихъ и изливаютъ источники исцѣленій, въ знаменованіе святости его подвиговъ.

II. Поучимся же и мы, бр., у преподобнаго Пимена многоболѣзненнаго — какъ и намъ быть въ нашихъ болѣзняхъ, если Господу угодно будетъ послать ихъ намъ: не малодушествовать, не роптать слѣдуетъ намъ въ болѣзняхъ, а смириться предъ Господомъ, каяться въ своихъ грѣхахъ и молиться главнымъ образомъ о спасеніи души, о дарованіи намъ блаженной вѣчной жизни.

Будемъ помнить, что болѣзни приносятъ великую пользу нашей душѣ.

а) Крестъ болѣзненныхъ страданій есть одинъ изъ тѣхъ вѣрныхъ путей къ царствію Божію, которыми ведетъ Господь только избранныхъ Своихъ. Въ житіяхъ свв. угодниковъ Божіихъ мы находимъ, что нѣкоторые изъ нихъ — безъ особенныхъ какихъ-либо подвиговъ и дѣлъ, однимъ благодарнымъ и благодушнымъ терпѣніемъ тяжкихъ и долговременныхъ болѣзней тѣлесныхъ взошли на высокую степень христіанскаго совершенства и прославлены Богомъ на ряду съ великими подвижниками вѣры. И не дивно: потому что болѣзни тѣлесныя скорѣе всего обращаютъ насъ къ Богу и къ послѣдней цѣли бытія нашего, отвлекаютъ отъ міра и обращаютъ взоръ нашъ на самихъ себя и на предстоящій конецъ жизни, очищаютъ, просвѣщаютъ и укрѣпляютъ душу въ терпѣніи и упованіи на Бога.

б) Болѣзнь обращаетъ насъ къ Богу. Наслаждаясь здоровьемъ, пользуясь всѣми благами жизни, мы чаще всего забываемъ о Богѣ — подателѣ всѣхъ благъ, превратно смотримъ и на самую жизнь свою. Радующійся бываетъ занятъ только самимъ собою и легко теряетъ изъ виду всемогущую Десницу, которая подаетъ ему все, чѣмъ услаждается его сердце. Цвѣтущій здоровьемъ менѣе всего помышляетъ о концѣ жизни и вѣчной участи, ожидающей насъ по смерти, легкомысленно тратитъ жизнь свою въ удовольствіяхъ и наслажденіяхъ чувственныхъ, съ безумнымъ рвеніемъ жертвуетъ здоровьемъ своимъ идоламъ корыстолюбія, тщеславія, любочестія. Осыпанный дарами счастія, въ немъ привыкаетъ находить полноту своего блаженства, удовлетвореніе всѣмъ желаніямъ и стремленіямъ своего сердца. Но, когда поражаетъ насъ болѣзнь, когда, послѣ многихъ напрасныхъ усилій освободиться отъ нея, она укореняется въ нашемъ тѣлѣ, ослабляетъ всѣ силы, отравляетъ всѣ наслажденія плотскія, — разумъ нашъ отрезвляется, обаяніе исчезаетъ, все представляется намъ въ настоящемъ своемъ свѣтѣ. Тогда мы убѣждаемся, что не человѣкъ самъ виновникъ своего счастія, что есть невидимая Сила, которая можетъ обратить въ ничто всѣ наши предпріятія и усилія, — есть высочайшая Любовь, которая не оставляетъ насъ и тогда, когда мы забываемъ о ней, которая ищетъ насъ и призываетъ къ себѣ. Тогда намъ становится ясно, что всѣ сокровища міра не избавятъ насъ отъ смерти и не помогутъ душѣ нашей на судѣ Божіемъ; что истинно драгоцѣнно для насъ только то, что можетъ приблизить насъ къ Богу и содѣлать достойными любви Божіей.

в) Съ другой стороны, наслаждаясь здоровьемъ, мы находимся большею частію какъ бы внѣ себя. Болѣзнь обращаетъ взоръ нашъ на себя. Жизнь внѣшняя охватываетъ насъ со всѣхъ сторонъ и не даетъ углубиться въ себя для внутренняго собесѣдованія съ своею совѣстію и сердцемъ. То заботы и попеченія житейскія, то развлеченія и обязанности свѣта, то обычныя посѣщенія и праздныя бесѣды, особенно устремляющіяся на осужденіе и злословіе нашихъ ближнихъ, занимаютъ весь умъ нашъ, наполняютъ все сердце, поглощаютъ все время. Совѣсть не имѣетъ надъ нами всей своей силы и власти, нравственное самосознаніе наше слабо и тускло, внутреннее состояніе души нашей намъ почти неизвѣстно. Но, когда болѣзнь тѣлесная заставляетъ насъ оставить не только излишнія развлеченія, а обычныя занятія и дѣла наши, уединиться отъ всѣхъ и всего, быть только съ самими собою; тогда разсѣянность мыслей исчезаетъ, покровъ самозабвенія расторгается, взоръ нашъ обращается мало-по-малу внутрь себя, голосъ совѣсти раздается громче во глубинѣ души нашей, вся прошедшая жизнь наша востаетъ и оживаетъ въ нашемъ сознаніи, и всѣ грѣховныя дѣла наши, всѣ нечистыя наклонности и увлеченія, всѣ нравственныя пятна, которыя за блескомъ свѣтской жизни бываютъ не видны намъ самимъ, выходятъ наружу, тревожатъ совѣсть, вызываютъ стыдъ и отьращеніе. Такое самосознаніе есть начало и корень истиннаго покаянія: оно побуждаетъ обратиться къ Богу съ сердечнымъ раскаяніемъ и исповѣданіемъ грѣховъ своихъ, возжелать всѣмъ сердцемъ примиренія съ правосудіемъ Божіимъ, стараться о заглажденія грѣховъ своихъ дѣлами богоугодными.

г) Наконецъ, болѣзнь сокрушаетъ нашу самонадѣянность и укрѣпляетъ упованіе на Бога. Находясь въ крѣпости силъ и здоровья, мы болѣе или менѣе увлекаемся самонадѣянностію, все припысываемъ своимъ силамъ и способностямъ, своему умѣнью и искусству. Успѣваемъ-ли въ чемъ-нибудь? Самодовольно радуемся. Встрѣчаемъ препятствія и неудачи? Ропщемъ и негодуемъ, обвиняемъ всѣхъ и все, исключая только самихъ себя. Болѣзнь тѣлесная сокрушаетъ этотъ идолъ самонадѣянія и обнажаетъ всю нашу немощь и безсиліе, всю бренность и ничтожество естества нашего. Тогда мы чувствуемъ, что не только всѣ успѣхи и не успѣхи наши, но и самыя силы и жизнь наша не въ нашей власти; что есть присносущная Сила, которая подаетъ намъ и дыханіе и жизнь, поддерживаетъ и сохраняетъ наши силы, или же низлагаетъ и сокрушаетъ ихъ; — есть высочайшая Премудрость, которая управляетъ судьбою нашею, которая мертвитъ и живитъ, возводитъ смиренныхъ и низлагаетъ гордыхъ, благословляетъ труды наши желаемымъ успѣхомъ, или же оставляетъ ихъ тщетными. Чѣмъ живѣе возбуждается въ насъ это сознаніе, тѣмъ болѣе укрѣпляется наша надежда и упованіе на Бога, тѣмъ совершеннѣе утверждается сердце наше въ преданности волѣ Божіей.

III. Молитвами преподобнаго отца нашего Пимена да подастъ намъ Господь, терпѣніе въ перенесеніи болѣзней, столь полезныхъ, столь необходимыхъ, столь спасительныхъ для нашей души. (Сост. по Ч. -М. и «Полн. соб. пропов. Димитрія, архіеп. херсон. и одесск.» т. V).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г

Метки:

Оставьте комментарий!