google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь во вторник 17-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь во вторник 17-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева

Октябрь 4th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, братья и сестры, мы с вами слышали отрывок из Евангелия, который кому-то может показаться очень скучным. Долгое, долгое перечисление имен. Но на самом деле за каждым из этих имен стоит целая история из Ветхого завета. Для людей, которые некогда читали эти имена, было понятно, что стоит за каждым именем.

Мы знаем, что родословие Иисуса Христа приводится в Евангелии от Луки и в Евангелии от Матфея. Но между двумя этими родословиями есть некоторая разница. Евангелие от Луки начинает родословную от Иисуса Христа и Иосифа Обручника и доводит до Адама и Бога. А евангелист Матфей, напротив, начинает от Авраама и доводит родословную до Иисуса Христа. То есть здесь мы видим разнонаправленность этих родословных. Есть и еще одна разница – вы можете обратить внимание на то, что имена приведены другие у разных евангелистов. Дело в том, что по каким-то причинам евангелист Матфей ведет родословную через царя Давида и его сына Соломона, а евангелист Лука ведет родословную Иисуса Христа через царя Давида и другого его сына, Нафана. Почему так? Есть разные точки зрения. Некоторые считают, что в одном Евангелии приводится родословная Девы Марии, а в другом Евангелии – родословная Иосифа. Другая точка зрения, что здесь речь идет о левиратных браках, когда по закону Ветхого завета место умершего старшего брата, не оставившего потомства, занимал другой брат и становился мужем жены своего умершего брата, и рожденный от нее ребенок считался в этом случае ребенком умершего брата. Таков был закон Ветхого завета и практика Ветхого завета; это называлось – «восстановить семя брату своему, который почил». И, возможно, это одна из причин, почему в Евангелиях приведены разные родословные.

Но для нас важно вот что. Согласно православному вероучению Иисус Христос есть Бог, ставший человеком. В себе Он соединил два естества, две природы – Божественную и человеческую – неслитно, нераздельно, неразлучно и неизменно. Целиком оставаясь Богом, Вечным, Всемогущим Творцом мира, Он во всей полноте стал ограниченным пространством и временем человеком. Как это произошло? Это великая тайна, мы этого не знаем. Но мы знаем, что пророки Ветхого завета предсказывали, что это непостижимое чудо произойдет, и предсказывали, что этот особый человек должен появиться из потомков царя Давида. Вот почему, когда мы утверждаем, что Иисус есть Христос (не будем забывать, что Иисус – это земное имя Спасителя, а Христос – это, скорее, звание; греческое слово «Христос» это перевод еврейского слова «Мессия», «Машиах», а по-русски это слово звучит как «Помазанник», «Царь»), мы помним, что царю Давиду было предсказано, что из его потомков явится этот особый Помазанник, особый Царь, который воцарится над всем Израильским народом и над всей землею, и поклонятся Ему все племена земные и царству Его не будет конца. И в этих пророчествах речь шла именно об Иисусе Христе, об Иисусе из Назарета. И когда апостол Лука и апостол Матфей приводят родословную Иисуса Христа, главный и ключевой фигурой здесь является именно царь Давид. Этим самым евангелисты показывают, что Иисус имеет право называть Себя, считать Себя – а люди, который веруют в Него, также имеют право называть Его и считать Его именно Мессией, Христом, потому что на Нем исполнились все пророчества относительно того, Кем должен быть Мессия-Христос.

Вот именно поэтому мы с вами слышали сегодня этот перечень имен. С другой стороны, это повод, братья и сестры, обратить внимание на ветхозаветное чтение, на то, что нам с вами, христианам, нужно изучать и читать не только Новый завет, но и Ветхий, хотя бы ради того, чтобы правильно понимать Новый. И чтобы понимать, какая история стоит за каждым из этих имен, и что из этого мы можем взять и для себя. Аминь.

Оставьте комментарий!